Search
9 марта 2021 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Сочинения (1827 год)

Сочинения (1827 год)

Алексей Яковлев

Трагик Петербургского императорского театра Алексей Семёнович Яковлев, за свою недолгую жизнь сыгравший около сорока ролей, начал писать стихи ещё до вступления на актёрское поприще. Изредка его произведения попадали в печать, но отдельный сборник, дающий наиболее полное представление о Яковлеве-поэте, появился лишь в 1827 году, к десятилетней годовщине его смерти.

На фронтисписе книги помещён гравированный портрет Яковлева, выполненный С.Ф. Галак-тионовым по оригиналу О. Эстеррейха. Впервые он воспроизводился в 1816 году в журнале А.Ф. Кропотова «Пантеон славных российских мужей». На портрете актёр изображён в роли шотландского витязя Фингала - героя одноимённой трагедии В.А. Озерова. «Наружность его была прекрасна: телосложение правильное, рост высокий, но не огромный, благородная поступь, движения естественные: ничего угловатого, ничего натянутого. Лицо было зеркалом души его: открытый лоб, глаза светлые и выразительные, рот небольшой, улыбка пленительная», - так описывал внешность Яковлева известный театрал С.П. Жихарев.

Стихотворениям, поэмам и пьесам, вошедшим в сборник, предшествует краткая биография автора, составленная писателем и историком П.П. Свиньиным. В ней речь идёт, главным образом, о детских и юношеских годах будущего трагика, о его раннем увлечении чтением, декламацией и сочинительством. Рождение в семье костромского (по другим сведениям, петербургского) купца, раннее сиротство, обучение в народном училище, служба в галантерейной лавке опекуна И.М. Шапошникова - мужа старшей сестры Пелагеи, затем собственное торговое «предприятие» в Петербурге: сначала галантерейное «окошко» в зеркальной линии Гостиного двора, потом небольшой «шкапик» с мелочным товаром и картинками на Бирже - вот вехи жизни Яковлева до встречи со знаменитым актёром И.А. Дмитревским, ставшим его другом и наставником в театральном искусстве. Не менее важную роль в превращении незадачливого купца в будущего кумира публики сыграли друг его юности, также выходец из купеческого сословия Г.И. Жебелев, «открывший» Яковлеву мир литературы и театра, и директор Ассигнационного банка Н.И. Перепе-чин, оказывавший ему всяческое покровительство и поощрявший его поэтические опыты.

Одно из первых произведений Яковлева -пьеса «Отчаянный любовник», повествовавшая о любви богатого дворянина Пылкосерда и бедной девушки Милоны. Непреклонность отца Пылкосерда - Гордона, не давшего родительского благословения влюблённым, приводит в итоге к трагической развязке: не мысля жизни без Милоны, Пылкосерд кончает с собой. Пьеса была написана в 1793 году и тогда же вышла отдельным изданием. В сборнике 1827 года, разделённом на шесть тематических частей, она составила последнюю, шестую часть.

В первый раздел вошли духовные произведения: поэма «Торжество Веры», стихотворения «На день Христова распятия» и «Вера». Религиозная тематика не случайна в поэтическом творчестве Яковлева: глубокая набожность и внутренняя потребность поступать «по писанию» являлись характерными свойствами его личности.

Второй раздел, озаглавленный «Лирические стихотворения», объединил торжественные оды на кончину Екатерины II, на коронацию и тезоименитство Павла I, на бракосочетание великого князя Николая Павловича и Александры Фёдоровны, а также на посещение Александром I праздника 15 июля 1816 года по случаю открытия в Петербурге новой Биржи. На последнее событие Яковлев не мог не откликнуться: ведь он до конца жизни оставался приписанным к купеческому сословию.

Сатирическая пьеса «Наушник, или Разговор живописца с подъ-ячим», поэма «Игрок в банк» и несколько посланий составили третью и четвёртую части сборника. Жихарев утверждал, что почти во всех стихах Яковлева, даже шутливых, заключалось «сильное чувство и особенно задняя мысль о той несчастной страстной любви, которая пожирала его существование». Более всего эта «задняя мысль» выразилась в цикле стихотворений «К Аглае», вошедшем в пятую часть сборника.

На то ль, Аглая, я пленился
Твоей небесной красотой,
Чтоб вечно мучился, крушился,
Снедаясь лютою тоской?..

В вымышленной Аглае современники видели актрису Александру Михайловну Каратыгину, жену

Андрея Васильевича Каратыгина. Не называя имени, Свиньин в биографической статье к сборнику писал: «Яковлев любил прелестную, любезнейшую из женщин, которая не принадлежала ему! От того казался он всегда мрачен, задумчив». Даже пристрастие к крепким напиткам и попытку самоубийства в ноябре 1813 года многие были склонны объяснять этой несчастной страстью.

Конечно, таланты Яковлева-актёра и Яковлева-поэта несопоставимы. Хотя поэму «Торжество Веры» хвалили С.Т. Аксаков и Г.Р. Державин, его стихи в целом уже в начале 19 века представлялись слишком архаичными. Их ценность в другом - при всём несовершенстве формы и содержания поэту удалось живо передать свои мысли и душевные переживания.


Яковлев Алексей Семёнович (1773-1817)

Сочинения Алексея Яковлева, Придворного Российского Актёра. Санкт-Петербург: В типографии Александра Смирдина, 1827. XV, 117 с., фронтиспис - портрет А.С. Яковлева в роли Фингала, гравюра С.Ф. Галактионова по оригиналу О. Эстеррейха. В картонаже второй половины XIX века. Крышки оклеены «мраморной» бумагой с пальмовыми листьями, идущими от корешка. 21х13 см.

Предыдущая статья Памятник отечественных муз (1827 год)
Следующая статья Инструкция Дежурным по Канцелярии Господина Министра Внутренних Дел (1828 год)
Печать
578 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

This form collects your name, email, IP address and content so that we can keep track of the comments placed on the website. For more info check our Privacy Policy and Terms Of Use where you will get more info on where, how and why we store your data.
Добавить комментарий

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Книги в поиске

Look4Book

 

Люди ищут эти книги. Они готовы заплатить хорошие деньги. Если в Вашей коллекции есть что-то из списка внизу или из списка, опубликованного на сайте Look4Book, и вы не прочь с этим расстаться, нажмите на ссылку внизу.

powered by Surfing Waves

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top