Search
13 июля 2020 г.

Книги

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Судья и собачка (1923 год)

Судья и собачка (1923 год)

Декрет Совнаркома «О частных издательствах» был подписан 12 декабря 1921 г. Теперь частнокооперативные предприятия могли иметь собственные или арендованные типографии, склады, магазины; продавать книги, изданные на собственные средства без субсидий со стороны государства, печатать книги за границей.

Среди частных издательств того периода, многие из которых были специализированными, детской и юношеской литературой занимались «Радуга» в Ленинграде и издательство Г. Ф. Мириманова в Москве.

Издательство Гаврилы Фомича Мириманова «На помощь деревне и школе», существовавшее в 1923-1930 гг., выпускало ежегодно около 30 названий дешевых книг («книжки-малышки», «книжки-картинки», «Библиотеку школьника», массовую книгу для крестьян).

В отличие от «Радуги», делавшей акцент на оформлении, издательство Мириманова стремилось к удовлетворению массового спроса и заполняло книжный рынок дешевой, скромно оформленной продукцией (которая даже получила название «миримановщины»).

В «Библиотеке школьника» выходили произведения отечественных и зарубежных писателей, преимущественно посвященные животным (Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», зоологические сказки С. Вершинина «Записки страуса», В. Критский «Рассказы о животных», А. Куприн «Белый пудель», Н. Денисов «Плохие времена Патрикеевны», В. Гауф «Калиф-аист» и др.). Издания иллюстрировались художниками А. Ф. Андроновым, В. Н. Денисовым и др.

Немало книг Мириманова оформлялось художниками-анималистами, основоположниками отечественной анималистической школы - А. Н. Комаровым (1879-1977) и В. А. Ватагиным (1884-1969). Последний успешно работал над «книжками-картинками» - иллюстрированными рассказами «Птицы», «Звери красивые», «Звери самые маленькие» и др.

Оригинальные рисунки в несколько красок А. Н. Комарова содержались в альбоме для детей «Мир животных» (в трех выпусках - «Домашние животные», «Дикие звери», «И мы играем»). Им же оформлены обложка, титул, оборот титула, заставки, концовки и многочисленные силуэтные рисунки по тексту книги «Судья и собачка», которая вышла в 1923 г. в «Библиотеке школьника». Текст, как указано на титульном листе, взят «из американских рассказов».

Алексей Никанорович Комаров, внебрачный сын помещика П. Ф. Розетти, родился и провел детство в Тульской губернии, воспитывался тремя сестрами отца. Учился в тульской частной школе А. Н. Конопацкого, затем в реальном училище.

А. Н. Комаров вспоминал о детстве: «Я зарисовываю зверюшек и птичек, читаю Брема и сверяю рисунки Шпехта, Кунерта, Мютцеля с натурой и мечтаю когда-нибудь нарисовать и лучше и полнее всех птиц и зверей мира». Работы Фридриха Шпехта (1839-1909), Вильгельма Кунерта (1865-1926) и Густава Мютцеля (1839-1893), знаменитых немецких художников-анималистов, оформлявших произведения Альфреда Брема (1829-1884) и других ученых, оказали влияние на А. Н. Комарова. Будучи уже сложившимся мастером, художником станковой живописи, иллюстратором, лучшие работы он создал, рисуя иллюстрации к беллетризованным документальным книгам о природе и животных: «Рассказы натуралиста» П. А. Мантейфеля (1937), «Путешествия Н. М. Пржевальского» (1941) и «Записки натуралиста» Е. П. Спанген- берга (1950, 1951).

После окончания тульского реального училища Комаров поступил в Школу живописи, ваяния и зодчества в Москве, где обучался в классе профессора Алексея Степановича Степанова (1858-1923), одного из немногих в то время русских художников-анималистов.

«Меня часто спрашивают теперь: когда вы стали анималистом? А я думаю, когда я им не был?» - вспоминал художник.

Как и В. А. Ватагин, Алексей Комаров начинал деятельность еще до революции, в сытинской школе, обучаясь у А. В. Моравова (1878-1951) и С. В. Герасимова (1885-1964), с 1915 г. будущим художникам преподавал гравюру И. Н. Павлов (1872-1951). (В сытинскую школу принимались дети рабочих; в 1918 г. она была преобразована в Государственную мастерскую печатного дела.) Пережив увлечение модерном, Комаров продолжил реалистические традиции русского графического искусства. Работал он преимущественно для многотиражных изданий. Его ранние работы 1900-х и 1910-х гг. украсили несколько книг А. А. Федорова-Давыдова (1873 или 1875-1936) «Сказки кота Баюна» (1920), «Мои хорошие» (1919), «Похождения разбойника Капризки» (1918). Для старших детей им выполнены заставки и концовки к басням И. А. Крылова (1918), поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» (1923), иллюстрации к сборнику стихов для детей Демьяна Бедного «Читай, Фома, набирайся ума» (1919).

В 1920-х гг. Комаров выступал не только как иллюстратор, но и как автор изданий о животных, создавая цветные книжки-картинки: «Домашние животные» (1926), «Животные жарких стран» (1926), «Животные холодных стран» (1926), «Мир животных» (1926), «Птицы» (1928), «Птицы-строители» (1927) и др.

Творчество А. Комарова заинтересовало издателей журнала «Псовая и ружейная охота» (1894— 1907), и его пригласили работать в имение редактора С. В. Озерова (1859-1903). Борзые и лошади стали любимыми героями картин и рисунков художника, в них он продолжал традиции классиков охотничьего жанра Николая Сверчкова (1817-1898) и Петра Соколова (1821-1899). Этот опыт позже пригодился Комарову при оформлении журнала «Охота и охотничье хозяйство».

В советское время художник сотрудничал с издательствами «Детгиз», «Учпедгиз», «Молодая гвардия», «Советская наука» и т. д., иллюстрировал научные издания (труд В. Н. Шнитникова «Звери и птицы нашей страны», «Атлас промысловых зверей и птиц» и др.). В его оформлении миллионными тиражами выходили школьные учебники, открытки, марки, конверты. Всю жизнь А. Н. Комаров занимался станковой живописью (его картины хранятся в Зоологическом музее МГУ в Музее коневодства и Биологическом музее им. К. А. Тимирязева, в Государственном Дарвинском музее в Москве, во многих краеведческих музеях).

Комаров много путешествовал (в том числе в составе зоологических экспедиций): в Швеции, на севере в Архангельской губернии, на Урале, в Астраханских степях, в Средней Азии, на Алтае.

С 1936 г. и до самой смерти художник (заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник РСФСР) жил в собственном доме в поселке «Советский художник» на станции Пески, недалеко от Коломны. Здесь он увлекался выращиванием цветов, начал сочинять рассказы, стихи, записки, в которых, в частности, писал: «Я старался заразить зрителей и читателей своей любовью к зверям и птицам нашей родной природы; я видел их в натуре, люблю и хорошо знаю».

 


Судья и собачка: из американских рассказов. Рис. А. Н. Комарова. М.: Издание Г. Ф. Мириманова, 1923. 15 с., ил. 26,8x17 см. Тираж 10 000 экз. (Библиотека школьника).

Предыдущая статья Сказка о попе Остолопе и работнике его Балде (1831 год); Сказка о батраке Балде и о страшном суде (1922 год)
Следующая статья Игры на полу (1923 год)
Печать
632 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Книги в поиске

Look4Book

 

Люди ищут эти книги. Они готовы заплатить хорошие деньги. Если в Вашей коллекции есть что-то из списка внизу или из списка, опубликованного на сайте Look4Book, и вы не прочь с этим расстаться, нажмите на ссылку внизу.

powered by Surfing Waves

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top