Search
13 июля 2020 г.

Книги

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

У руба на Хопре: Исторические очерки города Урюпинска (1997 год)

У руба на Хопре: Исторические очерки города Урюпинска (1997 год)

Несколько странное название книги «У руба» "(кстати, единственнной, обнаруженной нами в библиографии по непосредственной истории этого очень красивого городка) объясняется, в частности, тем, что в старые времена под «рубом» имелся в виду «обрыв», у которого и воз­ник будущий Урюпинск.

В нижнем течении Волги на юго-востоке европейской части России, недалеко от област­ного центра города-героя Волгограда, на левом берегу Хопра расположился Урюпинск. Для многих молодых современных читателей такое название может показаться почти неправдопо­добным. Но город с 42-тысячным населением действительно существует, а нередко его име­нуют даже «столицей российской провинции».

О происхождении такого названия суще­ствует несколько версий: одна из них гласила, что после взятия Иваном Грозным Казани, вой­ска казачьего атамана Ермака, будущего поко­рителя сибирского ханства, настигли бежав­шего татарского князя Урюпа на реке Хопре. Между богатырями произошла битва, в ходе которой именитый татарин увяз в болоте и был пленён. С той поры у местных казаков возникла поговорка: «Увяз как Урюп». А болото прозвали Урюпинским. Соответственно, и поселение, возникшее неподалеку от легендарного места, называли Урюпинском.

Если заглянуть в «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля, то «урюпом» называли «неряху», «разгильдяя», «замарашку», но относилось это скорее не к человеку, а к чрез­вычайно заболоченной и грязной местности. Отсюда и другая история возникновения назва­ния города. Известно, что с древних времен на Хопре селились разбойники и беглый люд и не было там проходу купцам, пока один из торгов­цев не проклял всю эту «ватагу» за убийство своего малолетнего сына, после чего начался мор у казаков. Оставшиеся в живых решили уехать с «поганого» места. Вышли они на сере­дину реки и заспорили - «одни тянут вниз, дру­гим любо вверх». Так и ушло пять лодок к Дону, где основали станицу Пятиизбянную, другие же поднялись вверх по Хопру и построили Урюпин-городок.

Официальной датой возникновения поселе­ния считается 1618 год. Источники и до сегод­няшнего дня не подтверждают и не опровергают эту дату. Известно, что в «Списке русских горо­дов дальних и ближних» числился город «Урюпеск» как пограничная крепость Рязанского кня­жества. В начале XVIII века побывали здесь посланники Петра Великого: «Урюпин стоит в трех верстах от Левакина... и построено в нем 120 куреней». Как раз с петровской поры подоб­ные казачьи городки стали называть станицами. Жизнь их была тревожной - они неоднократно подвергались набегам нагайцев, а также кубан­ских и крымских татар. Только с присоедине­нием к России Крыма эта проблема разреши­лась, и, соответственно, изменился облик ста­ницы.

Курень с «черной» печью и «волоковым окном» сменил другой тип жилья - «связь», с русской печкой, стеклянными окнами и жестяной дву­скатной крышей. К 1792 году в Урюпинской ста­нице насчитывалось уже «200 дворов, 588 муж­чин и 750 женщин». С XVIII века здесь проводи­лась ежегодная Покровская ярмарка, куда съезжались торговцы не только из близлежа­щих сёл, но также и из других областей - Воро­нежской, Суздальской, Калужской, Елецкой, Нижегородской и даже из Москвы и Петербурга.

Как обычно, пожары и наводнения не обошли эту землю стороной. Историк казачества Васи­лий Сухоруков, посетивший город через неко­торое время после сильного паводка 1820 года, писал: «Урюпинская, с левой стороны Хопра, на возвышенности, водой не потопляемая, здесь одна только прямая широкая улица, прочие все кривые и тесные, дома деревянные, но довольно опрятные, курных изб почти совсем нет». Доба­вим, что домов тех было «344 и проживало там 1033 казака и 1090 казачек, имелось четыре водных и шесть ветряных мельниц, один кир­пичный завод».

Развитию Урюпинска поспособствовало также и проведение железной дороги - 31 дека­бря 1871 года сюда пришел первый поезд. Железнодорожная станция по тем временам имела мощное оснащение: 10 паровозов из 80 имеющихся на всей Грязе-Царицынской дороге, оборудованную паровым насосом водокачку для промывки составов, а также телеграф. Ста­ница Урюпинская процветала. Начиная со вто­рой половины XIX века здесь были открыты: шестиклассное реальное училище со своей станцией для проведения метеорологических наблюдений, Управление окружного атамана Хоперского округа со всей канцелярией, окруж­ная больница, два аптекарских магазина, три типографии - Большакова, Волковой и Шабашева, маслобойный завод Мараканцева, метал­лообрабатывающие мастерские Маркова, кон­дитерская фабрика, консервный завод. О несо­стоятельных жителях заботилось правление Урюпинского общества пособия бедным, также не забывало оно и об образовании детей из неимущих семей. А для борьбы с пьянством был создан окружной комитет попечительства о народной трезвости, при чайной которого работала библиотека.

В 68-м томе энциклопедии Брокгауза и Ефрона об Урюпинске написано: «Крупный торговый центр северо-восточной части обла­сти Войска Донского, стягивающий к себе все сельскохозяйственные продукты, главным образом, хлеб, скот и кожи. Главный оборот торговли происходит во время ярмарок».

Октябрьская революция 1917 года внесла кор­рективы в жизнь казачьей станицы. Власть в ней менялась чуть ли не каждый месяц. 7 января 1929 года Президиум Всероссийского Централь­ного Комитета принял решение о преобразова­нии станицы Урюпинской в город. Хотя этому предшествовали бурные дебаты о переименова­нии Урюпинска в Хопёр или в город Сиверс (по имени командира дивизии, сражавшегося с бело­гвардейцами в 1918-1919 годах).

На Урюпинской земле родился художник, член объединения «Бубновый валет» Илья Ива­нович Машков. Известный живописец, который не покинул Россию после большевистского переворота, был востребован советской вла­стью как «воспитатель нового человека». В 1930 году Машков приехал в родную станицу Михайловскую-на-Хопре и был потрясен: кру­гом разруха, нищета, раскулачивание. Приняв метод «соцреализма», он решил возродить когда-то цветущую жизнь в станице. В одной из церквей Машков создал Дом социалистической культуры. Местная молодежь распространяла листовки: «Граждане! Предлагаем приходить в культурный очаг на занятия, кружки, ячейки, в дом-кинотеатр чисто одетыми, побритыми, с вымытыми дочиста лицом и руками, в чистой обуви и вести себя как подобает советскому гражданину».

По-разному отнеслись земляки художника к тому, что на место иконостаса Машков пове­сил портреты Ленина и Сталина. В ответ ста­ничники просто прострелили звезду и флаг, водруженные вместо креста над куполом церкви, и выкололи глаза у портретных вождей.

В проведенные на родной урюпинской земле годы, помимо местной «общественно-про­светительской» работы, художник много писал: «Старуха с виноградом», «Девушка с подсолну­хами», «Колхозница с тыквами», «Цветы Хопёр­ского района» и другие полотна. В 1936 году художник вернулся в Москву, подолгу жил на даче в Абрамцево и больше не посещал родную станицу.

В годы Великой Отечественной войны был сформирован Сталинградский корпус народ­ного ополчения, куда вошла сводная Донская дивизия казачьих сотен. Казачья дивизия сфор­мировалась в составе трех полков - Урюпин­ского, Новоаннинского и Михайловского. Опас­ность, нависшая над страной, возродила древ­ние традиции казачества: верно служить Отчизне конём и клинком. Всего по Урюпин­скому району было мобилизовано на фронт около 20000 человек, из них 9088 урюпинцев «вписаны в Книгу памяти невернувшихся с войны». Погиб или пропал без вести каждый седьмой житель района.

Знаменитый советский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Михаил Шолохов в своём рассказе «Судьба человека» впервые в литературе упомянул название города. Именно в Урюпинске герой рассказа Соколов встретил обездоленного мальчика и усыновил его. А благодарные урюпинцы в 2005 году открыли в городе памятник героям данной книги.

К празднованию 380-летия со дня основания города местные краеведы и любители родной старины - В.А. Приходченко, А. В. Дронов и А.П. Ломакин - выпустили в свет книгу об Урюпинске, где переплелись исторические очерки и хроника современной жизни города.

Современный Урюпинск - одно из старей­ших и красивейших поселений - так и оста­ется типичным русским городком, а не вымыш­ленным персонажем М.Е. Салтыкова-Щедрина.

 


У руба на Хопре: Исторические очерки и хроника летописи города Урюпинска. Составители: В. Приходченко, А. Ломакин, А. Дронов. Волгоград: Комитет по печати и информации, 1997.176 с„ ил. Издательский иллюстрированный картонаж.

Предыдущая статья Новая Москва. Площади и магистрали (1938 год)
Следующая статья Маленький Париж (2004 год)
Печать
1744 Оценить статью:
1.0

2 комментарии к статье "У руба на Хопре: Исторические очерки города Урюпинска (1997 год)"

0
0

Михаил Львовия Шабашев

Случайно прочитал отрывок "У руба на Хопре: Исторические очерки города Урюпинска (1997 год)" То место, где сказано о трёх типографиях Большакова, Волковой и Шаби- шева, ( правильно- (Шабашева).

Василий Шабашев- мой прадед.

И чует моё сердце, Большаков тоже мой прадед, поскольку мой дед- Шабашев Михаил Васильевич и Большакова( Шабашева) Клавдия Емельянова были мужем и женой. Но это предположения. Хотелось бы поподробнее узнать о семьях Большаковых и Шабашевых.


0
0

Bibliophile

Уважаемый Михаил Львович!

Опечатка исправлена. Ваш вопрос отправлен составителю "Библиохроники".

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Книги в поиске

Look4Book

 

Люди ищут эти книги. Они готовы заплатить хорошие деньги. Если в Вашей коллекции есть что-то из списка внизу или из списка, опубликованного на сайте Look4Book, и вы не прочь с этим расстаться, нажмите на ссылку внизу.

powered by Surfing Waves

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top