Search
11 декабря 2019 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Фарфоровые табакерки Императорского Эрмитажа (1915 год)

Фарфоровые табакерки Императорского Эрмитажа (1915 год)

Сергей Тройницкий

Автором этого изящного малотиражного издания является Сергей Николаевич Тройницкий, выдающийся учёный и музейный практик, человек блестящих дарований и драматической судьбы.

Сын крупного сановника - сенатора и действительного тайного советника, правнук (по материнской линии) «государственного преступника» - декабриста И.Д. Якушкина, Тройницкий окончил привилегированное Училище правоведения, готовившее будущих высокопоставленных чиновников. Молодого человека такая карьера, судя по всему, не привлекала: прослужив какое-то время в Кодификационном отделе Государственной канцелярии, он взял отпуск и уехал в Германию, чтобы прослушать курс лекций в Мюнхенском университете. Вернувшись в Россию, основал издательство «Сириус» и руководил им до 1917 года, попутно овладев мастерством наборщика и печатника. Как издатель Тройницкий вошёл в историю русского книжного дела тем, что первым легально опубликовал текст радищевской оды «Вольность» и мемуары декабристов. С 1907 по 1916 год он являлся членом редакционного совета журнала «Старые годы», позднее, в 1913-1914 годах, издавал журнал «Гербовед». Однако главным делом его жизни стало музейное служение. В 1908 году Тройницкий обратился с просьбой о принятии на службу в Императорский Эрмитаж и, получив разрешение, стал сотрудником Средневекового отделения.

Позднее Сергей Николаевич говорил, что «свою специальность изучал самостоятельно, так как соответствующего академического курса не существовало ни при одном высшем учебном заведении». Его «университетами» стали инвентаризация музейных коллекций и хлопоты по созданию в Эрмитаже Галереи фарфора, над которой он, как сказано в служебном деле, «за болезнью хранителя и отсутствием других служащих отделения драгоценностей работал почти единолично». Судя по всему, замысел монографии о фарфоровых табакерках, хранящихся в Эрмитаже, возник у него уже тогда. Её текст был опубликован в № 12 журнала «Старые годы» за 1913 год. В Каталоге представлено первое отдельное издание исследования.

Причину, по которой Тройницкий из множества фарфоровых предметов выбрал для своего труда именно табакерки, сам он объяснил так: «Восемнадцатый век можно назвать веком табакерки. Мода нюхать табак началась несколько раньше и кончилась несколько позже, но никогда увлечение ею не достигало таких размеров, как в XVIII веке, особенно в его середине. Всякий костюм, чуть ли не всякий случай в жизни требовали особой табакерки, и уважавшие себя люди должны были иметь их в большом разнообразии. Табакерки делались из золота, серебра, меди, железа, кости, черепахи, камня, фарфора, рога, дерева, эмали и, украшенные каменьями и живописью, достигали огромной ценности. В них отражалась вся общественная, политическая и частная жизнь того времени. Лучшая и богатейшая коллекция табакерок в России находится в отделе драгоценностей Императорского Эрмитажа. В России расцвет моды на табакерки совпал с первым опытом фарфорового производства, и потому понятно, что в первые годы своего существования петербургский фарфоровый завод занимался, чуть ли не главным образом, производством для Двора этих фарфоровых оезделушек, вдвойне модных - и по своему назначению, и по материалу».
В книге помещены описания 70 редких табакерок XVIII века из эрмитажной коллекции. 42 из них произведены Императорским фарфоровым заводом, 15 изготовлены в Мейсене, остальные - в Вене, Берлине, на заводах Франции, Англии и Италии. Это изысканно оформленное издание, появившееся в разгар мировой войны, накануне хаоса революций, сегодня воспринимается как свидетельство уходящей
культуры, которой вскоре оыло суждено пережить страшные катаклизмы. Одной из жертв этих потрясений стал С.Н. Тройницкий.

В 1918 году коллектив Эрмитажа избрал Сергея Николаевича на пост директора. Он оставался в этой должности до 1927 года, явившись автором реформы музея: при нём в фонды поступили (и тем были спасены) многие национализированные коллекции, по его инициативе началось экспозиционное освоение Зимнего дворца. Однако из-за противодействия навязываемой сверху распродаже сокровищ Эрмитажа Тройницкий сначала был смещён с поста директора, затем постановлением Ленинградской областной комиссии Рабоче-крестьянской инспекции по чистке государственного аппарата вовсе снят с работы с запрещением занимать административно-руководящие должности. В 1935 году его сослали в Уфу.

Незадолго до войны, освободившись, Тройницкий переехал в Москву. Сначала скитался, потом нашёл работе в Кусковском музее керамики. В 1945 году стал главным хранителем Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Незадолго до смерти защитил докторскую диссертацию. Но судьба была поломана: из-за отсутствия жилья почти все деньги уходили на снимаемые квартиры, ссылка расшатала здоровье.
Сергей Николаевич Тройницкий умер от туберкулёза. После него осталось более 130 научных трудов.


Тройницкий Сергей Николаевич (1882-1948)
Фарфоровые табакерки Императорского Эрмитажа.
Издание журнала «Старые годы». Петроград, [издательство «Сириус»], 1915. 77 с. с иллюстрациями, 2 л. цветных иллюстраций. В полукожаном переплёте. Крышки крыты шёлком с вышитыми золотом цветами. Форзацы с цветочным узором - хромолитографии с золотом. Обложки сохранены в переплёте. Тёмно-красная головка. 24,1x18,4 см.

Предыдущая статья Масонство в его прошлом и настоящем (1914-1915 годы)
Следующая статья Обри Бердслей (1917 год); Обри Бердслей. Избранные рисунки (1917 год)
Печать
680 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top