Search
11 декабря 2019 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Что есть табак (около 1920 года); О происхождении моей книги о табаке. Что есть табак (1983 год)

Что есть табак (около 1920 года); О происхождении моей книги о табаке. Что есть табак (1983 год)

Алексей Ремизов

Если каждый из двадцати пяти экземпляров первого издания повести А.М. Ремизова «Что есть табак» (Санкт-Петербург, 1908) можно отнести к очень редким, то единственный корректурный экземпляр, оставшийся от попытки её переиздания на заре советской власти - это уже уникум. Курьёзная история, связанная е ним, весьма характерна для того бурного и непредсказуемого времени.

Написанный в форме старинной христианской легенды рассказ о победе Богородицы над Дьяволом, впервые изданный в императорской России тайно, в обход цензуры, е величайшими предосторожностями, в атеистической стране победившего пролетариата было решено официально поставить в план крупнейшего государственного издательства.

Конечно же, заведующего петроградским отделением Госиздата И.И. Ионова, давшего разрешение на выпуск книги, заинтересовала не искусно выполненная Ремизовым стилизация под раннехристианские тексты, а сама эта «пряная» история, родившаяся во время осмотра мужской компанией воскового слепка с пениса Г.А. Потёмкина и выводившая возникновение табака из «уд дьявольских». Дополни тельную ценность изданию добавляли весьма откровенные иллюстрации, специально подготовленные для него К.А. Сомовым.

Предполагалось, что и второй тираж книги будет библиофильским, но значительно большим по сравнению с первым выпуском: 333 нумерованных экземпляра, из них 25 раскрашенных от руки. Всё складывалось на удивление удачно: воодушевлённый идеей переиздания, Сомов разработал новое оформление повести, текст и рисунки быстро передали в типографию, даже были изготовлены клише, оставалось только утвердить макет, но... вмешался случай. Вот как об этом рассказывал сам А.М. Ремизов: «Посланный из типографии с клише задумал позабавить каких-то своих товарищей: развернул пакет и при всей честной публике показал потёмкинский пенис. Кто уди вился, кто ахал и хохотал. А проходили какие-то из фабричной инспекции. «Что за безобразие? Куда и зачем?» Посланный только мог сказать: «Из типографии в Госиздат, к товарищу Ионову». А на другой день к Ионову «делегация от баб»: «Как это так, - говорят, - нашим детям нет бумаги для учебников. А на пенисы находится». И пошли крыть. Ионов попробовал было вступиться за бумагу, что на таких бумагах учебники не печатают, и бумаги то такой на книгу не набрать - обрезки. Да с бабами нельзя сговориться. «Пускай утихнет». Так на утих и отложили издание».

Судьбы участников этой истории сложились по-разному. Воспринявший Октябрьскую революцию 1917 года как трагедию и крах страны, Алексей Михайлович Ремизов в 1921 году покинул Россию и до конца своих дней жил в Париже.

В декабре 1923 года вместе е выставкой русского искусства выехал в Нью-Йорк Константин Андреевич Сомов. Из командировки он не вернулся, а перебрался во Францию, где приобрёл квартиру на парижском бульваре Эксельманс и стал писать столь любимые им сценки из жизни маркизов и маркиз XVIII столетия уже на французской земле.

Илья Ионович Ионов (Бернштейн), брат З.И. Лилиной, жены всесильного председателя Петроградского совета Г.Е. Зиновьева, был переведён в Москву, возглавил издательство «Земля и Фабрика», но в годы борьбы с троцкистско зиновьевской оппозицией подвергся аресту и умер в заключении в 1942 году.

А о несостоявшемся втором издании «гоносиевой повести» «Что есть табак» напоминает лишь единственный известный на сегодняшний день корректурный экземпляр. Предпоследний владелец книги, коллекционер библиофил М.В. Рац, так описал его: «Вёрстка форматом 20 х 16 см имеет марку «Обезьяньей великой вольной палаты» работы Ю. Анненкова. На листе с издательской маркой <владельческая надпись> пером: «Этот корректурный экземпляр книги А. Ремизова «Что есть табак» подарен мне в 1950-х годах Оскаром Эдуардовичем Вольценбургом. Леонтий Раковский».

О.Э. Вольценбург (1886-1971) в 1918-1921 годах работал в библиотечном отделе Наркомпроса, заведовал библиотечным отделом Политпросветуправления Петроградского военного округа, библиотечной секцией Политпросвета при Петроградском губернском отделе народного образования. Вероятно, именно тогда к нему, крупному советскому чиновнику, могла попасть корректура не пропущенной в печать книги. Впоследствии О.Э. Вольценбург долгие годы возглавлял библиотеку Эрмитажа. В этот период он и подарил курьёзную редкость из своего собрания известному писателю, автору популярных исторических романов, крупному библиофилу Леонтию Иосифовичу Раковскому (1895-1975)

В 1983 году в Париже в количестве 100 нумерованных экземпляров вышла книга А.М. Ремизова «О происхождении моей книги о табаке. Что есть табак». Её издатель, Г.В. Чижов-Холмский, долгие годы был дружен с писателем, и по его просьбе Алексей Михайлович записал невероятную историю двух изданий «повести старца Гоносия». В тексте приводится воспроизведение листа ремизовской рукописи с надписью: «Единственный экземпляр Глеба Владимировича Чижова-Холмского. 5.V.1946».

Перед нами редчайший случай, когда экземпляры каждого из трёх изданий одной книги относятся либо к редкостям, либо к уникам. Равным образом ситуацию, при которой все они оказались в одной коллекции, кроме как исключительной назвать нельзя.


Ремизов Алексей Михайлович (1877-1957)

Что есть табак (Гоносиева повесть). [Петроград, около 1920.] 30 с. Заставка и концовка работы К. Сомова. Корректурный экземпляр в бумажной обложке. 20,4х15,7 см. На л. с издательской маркой - владельческая надпись Леонтия Иосифовича Раковского (1895— 1975). На оборотной стороне верхней обложки — экслибрис М.В. Раца. Оттиск на дешёвой газетной бумаге. О происхождении моей книги о табаке. Что есть табак. Paris, Tchijoff, 1983. 1 л. — фото (А.М. Ремизов и Г.В. Чижов-Холмский), 68, [2] с. В печатной издательской обложке работы Н. Артамонова. 20x13,9 см. Тираж 100 экземпляров отпечатан на матовой бумаге высшего качества. Экземпляр № 003.

Предыдущая статья Книга Маркизы (1918 год)
Следующая статья Азбука в 36 рисунках (1918 год)
Печать
988 Оценить статью:
5.0

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top