Search
13 декабря 2019 г.

Сюжеты

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Эмиграция евреев в Палестину и возможные последствия ея (1911 год)

Эмиграция евреев в Палестину и возможные последствия ея (1911 год)

Евгений Полянский

В начале ХХ столетия Евгений Яковлевич Полянский по праву считался одним из ведущих библеистов Поволжья. Окон­чив Казанскую духовную академию, он был оставлен там преподавать, а какое-то время спустя занял место профессора кафедры еврейского языка и библей­ской археологии. Его статьи регулярно печатались в различных научных пра­вославных изданиях, а в 1908 году из печати вышел монументальный труд учёного - обширное исследование «Творения блаженного Иеронима как источник для библейской археологии». Усердно занимаясь библейской исто­рией, профессор Полянский столь же живо интересовался современным ему положением дел на земле обетованной. Являясь активным членом Православ­ного Палестинского Общества, он в 1910 году был направлен им в поездку по святым местам, о чём по возвраще­нии и рассказал коллегам и единомыш­ленникам. Однако при этом Евгений Яковлевич решил отказаться от жанра «путевых заметок» и вместо воспоми­наний о недавнем паломничестве пред­ставил слушателям подробный доклад на тему, сильно его волновавшую, -«Эмиграция евреев в Палестину». Вскоре с разрешения и по благослове­нию ректора Казанской академии епископа Алексия это сообщение было опубликовано духовным журналом «Православный собесед­ник». В Библиохронике представлен отдель­ный оттиск статьи Полянского с дарственной надписью автора.

Начинался доклад с обзора географического положения и истории Палестины: «Страна эта настолько миниатюрна, что без преувеличе­ния можно сказать, что любая наша губерния больше её. Но несмотря на свою необширность, она в продолжение своей многовековой жизни видела столько войн, разорений и бед, как ни одна страна на земном шаре. История Палестины - история войн». Далее, перечис­лив тех, кто прошёл по этой земле с огнём и мечом, Полянский возвращался к современ­ности и называл страны и народы, претендо­вавшие на владение палестинской террито­рией. В первую очередь, это, конечно же, были турки - тогдашние хозяева Палестины. За ними следовали арабы, составлявшие боль­шинство палестинского населения, греки, пра­вившие Палестиной в незапамятные времена, англичане, желавшие увеличить свои колонии на Ближнем Востоке, немцы, французы... Все они, как доказывал автор, «тянули к Палестине руки», стремясь либо захватить её целиком, либо «урвать хоть клочок от неё». Россия также не скрывала своего желания принять участие в разделе «палестинского пирога». Об этом Евгений Яковлевич говорил с видимым сочув­ствием: «Русские имеют не меньше прав на Свя­тую землю, чем другие нации. Фактически очень многие места в Святой земле русским уже принадлежат. Эти владения сделали то, что русских паломников в Палестину прибывает гораздо больше, чем из всех прочих христиан­ских стран, взятых вместе. А вследствие этого Палестина приняла совершенно русский коло­рит, и русский мужичок или баба путешествуют по ней, как по родной своей губернии».

Однако, продолжал Полянский, «между евро­пейскими державами вдруг выступает незна­чительный, всеми презираемый народец и гро­могласно заявляет: "Нет, никто из вас не имеет такого права на Палестину, как мы, евреи. Это наша духовная родина, Богом нашим праот­цам данная, и мы опять завладеем ею, но не силой оружия, а мирным путём. Здесь со всех концов света белого соберёмся мы, сыны израилевы, и будем жить по закону и духу нашей религии и народности, подобно древнему Израилю"».

Следует по достоинству оценить аналитиче­ские способности докладчика: он заявил о воз­можности появления на Ближнем Востоке независимого еврейского государства в пору, когда для большинства его современников это представлялось абсолютно нереальным. Полянский писал: «Желание водвориться в Палестине и образовать там своё государ­ство есть желание всееврейское. И в настоящее время оно уже не кажется столь утопичным, каковым оно могло казаться раньше. Для достижения этой цели требуется, во-первых, чтобы в Палестине евреи составляли подавля­ющее большинство сравнительно со всеми прочими народностями, во-вторых, чтобы еврейское население в Палестине было не инертное, невежественное, а образованное, энергичное, и, в-третьих, наконец, как и во всяком предприятии, нужны деньги. Составив подавляющее большинство палестинского населения, евреи мечтают сперва потребовать себе у турецкого правительства автономии, а потом, при благоприятных обстоятельствах, устроить и самостоятельное государство, как то было в дни древние. И нужно отдать евреям справедливость: они стремятся к намеченной заветной цели с упорством и настойчивостью изумительными».

А далее, оперируя цифрами, автор доказы­вал, что сионисты близки к решению постав­ленной задачи: за короткий срок численность евреев-репатриантов возросла в десятки раз, вся территория Палестины покрыта сетью еврейских образовательных учреждений, деньги богатых евреев-меценатов рекой текут на землю обетованную из Соединённых Шта­тов Америки, Франции, Германии и России. Правда, по мнению учёного, воплотись еврей­ская мечта в жизнь, она оказалась бы недолго­вечной из-за неумения евреев должным обра­зом возделывать землю. Каменистая почва Палестины, считал он, не даст взойти и окреп­нуть росткам еврейской государственности. Вывод из этого делался самый неожиданный. «Опасность, надвигающаяся на Палестину со стороны евреев, налагает на нас, русских, обя­занность жертвовать на христианизацию Свя­той земли и на приобретение мест на ней, -утверждал Полянский. - Пусть Святая земля хоть наполовину будет лучше русской, чем еврейской. Если же это невозможно, если суж­дено еврейскому морю разлиться по всей Пале­стине, то, по крайней мере, пусть русские вла­дения будут островами в этом море. Остро­вами, удерживающими за русскими столь дорогие для сердца всякого христианина свя­тые места и дающими возможность должным образом чтить и с подобающим святыне бла­голепием содержать их».

Всё вышло так и не так, как предполагал казанский библеист. Государство Израиль было провозглашено 14 мая 1948 года в соот­ветствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН. Его территория превышает 20 тысяч кв. км. Население - более 6 миллионов чело­век. Свыше 80% из них - евреи. Что касается российских земельных владений в Палестине, то в 1964 году Советский Союз продал боль­шую их часть Израилю за 4 миллиона долла­ров США.

Одно осталось неизменным: современная история этих мест - по-прежнему история войн.

 


Полянский Евгений (Евлампий) Яковлевич (1872-после 1932)

Эмиграция евреев в Палестину и возможные последствия ея. Читано в Общем Собрании Казанского Отдела Императорского Православного Палестинского общества 20-го апреля 1911 года. Казань: Центральная Типография, 1911. 40 с. (Отдельный оттиск из журнала «Православный собеседник».) В издательской печатной обложке. 24х16 см. В верхнем правом углу титульного л. дарственная надпись чёрными чернилами: «Благосклонному вниманию Тихона Яковлевича Полянского от любящего брата-автора. 19/VI 1911». Судьба Е. Я. Полянского прослеживается до 1932 года. Известно, что в 1918-1919 годах он преподавал на курсах красных коммунаров в Казани, учительствовал в казанских школах. В 1921 году был арестован по делу «преподавателей Казанской духовной академии» и приговорён к одному году лагерей условно. В 1932 году вторично арестован по делу казанского филиала «Истинно Православной церкви» и осуждён на три года ссылки в Казахстан. Последнее документально зафиксированное место его пребывания - Казанский пересыльный домзак.

Предыдущая статья Отчёт о постройке училища Пушкина (1907 год)
Следующая статья Русская история. Кострома (1913 год) 300 лет тому назад (1913 год)
Печать
567 Оценить статью:
Без рейтинга
 

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Анимированные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top