Search
13 июля 2020 г.

Книги

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

«Нико Пиросмани» (1963)

«Нико Пиросмани» (1963)

Кирилл Зданевич

Кирилл Михайлович Зданевич, грузинский советский художник, сценограф, художественный критик родился в семье преподавателя французского языка, выходца из Польши, и грузинской пианистки, ученицы П.И. Чайковского. Творческие гены, видимо, передались по наследству: младший брат, Илья, станет известным писателем, теоретиком русского авангарда, издателем, художником.

Кирилл окончил Первую Тифлисскую гимназию, а в конце 1900-х - начале 1910-х гг. посещал Школу живописи и скульптуры Кавказского общества поощрения изящных искусств в Тифлисе. Там он занимался под руководством Н.В. Склифосовского, который воспитал целую плеяду грузинских живописцев.

С карандашом и кистью в руке Зданевич исходил всю Грузию. Он мечтал о постижении глубин духа грузинского народа и воплощении его в красках и в линиях. Художественным увлечениям Зданевича несомненно способствовала семья с ее широкими культурными интересами. В 1912 г. К.М. Зданевич переезжает в Петербург и поступает в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств.

В те же годы художник сблизился со многими представителями художественного авангарда: М.В. Ле Дантю, М.Ф. Ларионовым, Н.С. Гончаровой и другими. Вместе с братом Ильей участвовал в выпуске футуристических манифестов. В 1912 г. вместе с Ле Дантю путешествовал по Кавказу, познакомился с Н. Пиросманиш вили. С этого момента и до конца своей жизни занимался популяризацией и изучением творчества этого выдающегося грузинского художника.

Об этом в то время совершенно неизвестном художнике Кирилл Зданевич узнал в Петербурге от художников Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, которые только вернулись из Молдовы и привезли забавные вывески, найденные ими в Тирасполе. Зданевич скупал работы Пиросмани, выискивал их, дорого платил за каждую его работу. Писатель Константин Паустовский вспоминал, что бывали случаи, когда Кирилл оставлял без денег всю семью, покупая очередную работу Пиросмани.

В эти же годы Кирилл Зданевич участвовал в выставках художественных объединений «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4» (1914) в Москве. В 1913 году подписал манифест «Лучисты и будущники». Принимал активное участие в деятельности грузинских футуристов, стал членом объединения «Синдикат футуристов», вместе с братом Ильяздом и А.Е. Кручёных, И.Г. Терентьевым организовал футуристическую группу «41°».

Вскоре Зданевич решает уехать в Париж, где начинает заниматься в ателье А.П. Архипенко. На одну из его выставок в столице Франции пришел Пабло Пикассо. Увидев работы Зданевича, он прямо на холсте написал: «5+». Это был успех и признание Кирилла Зданевича как художника.

Конец мирной жизни пришел в 1914 году - началась Первая мировая война. Кирилла вызвал русский посол и объявил о его необходимости выезда на Родину. Зданевича призвали на военную службу. После участия в Первой мировой войне и ранения художник возвращается в Тифлис. Начинается новый творческий период. Он создает ряд станковых работ, расписывает стены музыкальной студии Бендицкого, кабаре «Ладья аргонавтов», литературно-художественный подвал «Фантастический кабачок», оформляет спектакли и книги своих друзей. В 1917 году состоялась выставка его картин.

1921 год разделил жизнь обитателей Тифлиса на «до» и «после». Коснулись перемены и жизни братьев Зданевичей. Их встреча состоялась в Константинополе: Кирилл возвращался из Парижа в Тифлис, а Илья, наоборот, ждал парохода, который должен был отвезти его во Францию. Теперь на учебу ехал младший брат. Ехал, как оказалось, навсегда: больше Илья никогда не вернется на Родину.-

Победу советской власти в Грузии Кирилл Зданевич приветствовал грандиозным панно, вывешенным на проспекте Руставели, созданием агитплакатов и участием во всех новациях художественной жизни молодой советской республики. Ему, как и многим, казалось, что наступил час нового искусства, великих перемен.

В1926 году К.М. Зданевич возвращается в Москву, где увидела свет первая монография о Нико Пиросманишвили. В ней Кирилл Зданевич - один из авторов текста и иллюстратор. Зданевич много работает в театре, создает декоративно-прикладные предметы, он неутомим в поиске своего «я» в искусстве, продолжает работать как иллюстратор.

В годы Великой Отечественной войны К.М. Зданевича признали негодным для фронта по состоянию здоровья. Все военное время он живет между Тбилиси и Москвой, создавая плакаты для фронта, работая как художник-сатирик в периодической печати.

 

С1949 по 1957 годы искусство было исключено из жизни художника. Увлечение творчеством Нико Пиросмани самому Кириллу Зданевичу стоило свободы. В 1949 году в московскую коммуналку, где он жил с семьей, пришли чекисты и устроили обыск. Судя по всему, искали картины, рамы из-под картин, следы спекуляции работами известных и дорогих художников. Но в доме Зданевича было много книг, работы самого Зданевича и картины Пиросмани, которые тогда никого не интересовали. Оказалось, что поводом для ареста стало общение Зданевича с английским журналистом, аккредитованным в Москве, которого очень интересовал Пиросмани, он и купил у Кирилла работу Пиросмани. Этого эпизода вполне хватило, чтобы заподозрить художника в антисоветских действиях.

Кирилл Михайлович Зданевич был обвинен и осужден по 58-й политической статье, а затем приговорен к 15 годам заключения. Зданевичу в этом году исполнилось 57 лет, рассчитывать на то, что через 15 лет он выйдет из лагерей и будет способен дальше жить и творить - не приходилось. Больше думалось о том, что тебя ждут мучения и смерть. Срок Зданевичу пришлось отбывать в Дубравлаге Мордовской АССР. Позже он не любил вспоминать о лагерях, но жизнь ему спас его талант художника.

В феврале 1957 года он был освобожден раньше срока, в марте того же года - реабилитирован, после чего сразу вернулся в Тбилиси, по которому очень тосковал все эти годы и был намерен прожить остаток своей жизни только там.

Несмотря на испытания судьбы и возраст - художнику уже исполнилось 65 лет, - Зданевич начинает снова работать. Он возвращается к исследованиям творчества Пиросмани, пишет статьи, очерки, книги о его неповторимом искусстве, а также о деятелях грузинской культуры, о друзьях своей молодости, продолжает заниматься книжной графикой, работать в театре. В 1963 году Зданевич опубликовал монографию «Нико Пиросманишвили». И в этом же году был удостоен звания заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР.

В 1962 году случилось чудо - Кириллу Зданевичу разрешили выехать во Францию, на встречу с братом. Они не виделись больше сорока лет. В Париже его встречал Илья, держащий в руках плакат: «Я - ИЛЬЯ ЗДАНЕВИЧ». Но найти общий язык братьям, к сожалению, не удалось. Илья не мог простить Кириллу то, что он передал безвозмездно в дар Грузии около 100 работ Пиросмани из их общей коллекции. Но Кирилл хорошо понимал, что другого пути не было, он знал про лагеря не понаслышке, знал, почему его туда сослали, а Илья не понимал, что это такое и почему так случилось.

Позже, когда в 1969 году Грузия отправила работы Пиросмани на выставку во Францию, Кирилл переживал, как бы Илья не начал претендовать на эти работы, боялся скандала. Этого же опасались и устроители выставки. Илье Зданевичу не прислали пригласительного билета на открытие выставки. Говорят, что он все же посетил выставку, рассматривал знакомые полотна Пиросмани и приговаривал: «Это моя картина, и это моя, и это...»

Близкий друг Зданевича Константин Паустовский напишет в предисловие к его книге о Пиросмани, что все мы обязаны Зданевичу тем, что «искусство Пиросманишвили теперь открыто всем», он приобщил нас «к чистейшей радости, которую сам испытал, открыв бессмертного Пиросманишвили».

Кирилл Михайлович Зданевич похоронен в Пантеоне грузинских общественных деятелей в своем любимом городе Тбилиси.


Кирилл Михайлович Зданевич (1892-1969)

«Нико Пиросмани» -Тбилиси, Издательство ССП Грузии «Литература и искусства», 1963. -137, [3] с, ил. 20,5х 13 см. Тираж 5000экз. Изадательский картонажный переплет.

Предыдущая статья Секретная фамилия (1957)
Следующая статья Человек из МИНАПА (1966). Даниэль и все все все (2014)
Печать
266 Оценить статью:
Без рейтинга

Оставить комментарий

Name:
Email:
Комментарий:
Добавить комментарий

Имя:
Email:
Тема:
Сообщение:
x

Поиск

Книги в поиске

Look4Book

 

Люди ищут эти книги. Они готовы заплатить хорошие деньги. Если в Вашей коллекции есть что-то из списка внизу или из списка, опубликованного на сайте Look4Book, и вы не прочь с этим расстаться, нажмите на ссылку внизу.

powered by Surfing Waves

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

ПОСЛЕДНИЕ ОТЗЫВЫ

"Видно, что к изданию были привлечены профессионалы, и высокие требования были реализованы."
"Думаю, многим не мешало бы ознакомиться с книгой В. Кондараки, «крымского Карамзина», около 20 лет собиравшего материал о родном полуострове."

ПРОЕКТЫ

Первый проект был выполнен
в 1991 году, г. Нюрнберг, Бавария.

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

ИДУЩЕМУ ВСЛЕД

Жанр библиохроники облегчает дорогу "идущим вслед" за Книгой прошлых времен. Наглядность и разнообразие изобразительного ряда суущественно дополняются текстами новелл, посвященных той или иной книжной редкости. «Библиохроника» находится на стыке книговедения, истории, филологии и библиографии. Совмещение этих дисциплин — задача сама по себе непростая.

Back To Top