Search

Стихотворный человек

24 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Великий путь (1899 год)

Великий путь (1899 год)

Проведение Великого Сибирского железнодо­рожного пути во второй половине XIX века обратило внимание на Сибирь «всего образо­ванного мира обоих полушарий». Этой землей одинаково заинтересовались как коммерсант, в «надежде найти выгодный рынок своим това­рам», так и учёный, для которого Сибирь «своего рода terra incognita - обширное поле для иссле­дования и изучения», не говоря о художниках, писателях и «заурядных туристах».

А началось всё в далеком 1857 году, когда генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский поставил вопрос о строительстве железной дороги на сибирских окраинах Рос­сии. Он поручил военному инженеру Д. Рома­нову провести изыскания и составить проект сооружения железной дороги от Амура до залива Де-Кастри. Но, к сожалению, все предло­женные на тот момент проекты не нашли под­держки у правительства, которое лишь в сере­дине 80-х годов XIX века приступило к решению вопроса о Сибирской железной дороге.

Практическое же начало грандиозному стро­ительству дал император Александр III: «Уж сколько отчетов генерал-губернаторов Сибири я читал и должен с грустью и стыдом сознаться, что правительство до сих пор почти ничего не сделало для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края. А пора, давно пора». И приказал «представить соображе­ния» по поводу подготовки к строительству стальной магистрали.

В начале 1891 года был создан Комитет по соо­ружению Сибирской железной дороги, который отбросил все предложения строительных ино­странных компаний, твердо заявив, что «Сибир­ская железная дорога, это великое народное дело, должна осуществляться русскими людьми и из русских материалов». И уже в феврале было принято решение начать работы по сооружению Великого Сибирского пути одновременно с двух сторон - от Челябинска и от Владивостока.

Закладку первого участка Великого Сибир­ского пути Александр III поручил наследнику престола Николаю, который в это время возвра­щался на Родину из путешествия по странам Восточной Азии. Цесаревич исполнил волю отца. 19 мая 1891 года недалеко от Владивостока в роскошном павильоне состоялась торжествен­ная закладка первого камня в здание вокзала и специальной серебрёной пластины - первого звена Транссиба. Местные газеты писали: «свер­шилось необычайное в истории нашего восточ­ного побережья событие... закладка Уссурийской железной дороги». Возглавил строительство потомственный дворянин, один из основателей Харбина, инженер-путеец Н.С. Свиягин.

Всё предполагаемое железнодорожное по­лотно поделили на несколько крупных участ­ков, возведение которых шло одновременно. Почти на всём протяжении трасса прокладыва­лась по малозаселенной или безлюдной местно­сти. Вечная мерзлота, суровая зима, непроходи­мые леса, болота, отсутствие достоверных дан­ных о многочисленных реках создавали для строителей большие трудности. Почти все ра­боты производились вручную, но, несмотря на это, ежегодно прокладывалось около 500-600 км железнодорожного пути. Таких темпов исто­рия ещё не знала.

Во многих местах, благодаря железной дороге, образовывались новые поселения. Так, ничем не примечательный Новониколаевский поселок, расположенный на правом берегу реки Оби, состоял всего из 6 кривых улочек. Но всё изме­нилось, когда сюда прибыла первая партия мостостроителей. Рабочий поселок вырос непо­далеку от крепости аборигенов «чатов», рядом с устьем речки Каменки. Место это пользова­лось дурной славой и звалось «Чертово Горо­дище», но рабочие всё равно строили здесь свои бараки, недалеко от которых возводилась желез­нодорожная станция Обь. «Вырастает изба посе­ленца, к ней прилепляется другая, третья и так образуются целые улицы домов, нередко кри­вых, с невыкорчеванными пнями, но всегда пол­ных куда-то стремящимся деловым народом». 30 апреля 1893 года - день высадки первых строителей на эту землю - является официаль­ной датой рождения Новониколаевска, который с 1926 года стал носить привычное нам назва­ние Новосибирск.

К началу XX века Транссиб состоял из восьми дорог: Западно-Сибирской, Средне-Сибирской, Кругобайкальской, Забайкальской, Амурской, Северо-Уссурийской, Южно-Уссурийской и Китай­ско-Восточной. В 1896 году была сдана в эксплу­атацию Западно-Сибирская железная дорога от Челябинска до Новониколаевска, руководите­лем экспедиции и строительства которой назна­чили инженера и писателя Н.Г. Гарина-Михай­ловского.

В феврале 1893 года Комитет Сибирской железной дороги утвердил направление трассы Средне-Сибирской дороги от станции Обь через Ачинск, Красноярск, Канск и Нижнеудинск до Иркутска. Возглавил железнодорожные работы Н.П. Меженинов, который в своё время окончил физико-математический факультет Москов­ского университета и Петербургский институт Корпуса инженеров путей сообщения.

Линия Обь-Красноярск была введена в строй в январе 1897 года, а двумя годами позже - и сообщение Красноярск-Иркутск. К этому событию решили приурочить выход иллюстри­рованного издания «Великий путь», где любой смог бы наглядно ознакомиться с наиболее важ­ными железнодорожными сооружениями, с видами городов и селений, расположенных рядом с железной дорогой. Планировалось издать несколько книг, но увидел свет только единственный первый выпуск.

Украшением Средне-Сибирской дороги стал мост через одну из самых больших сибирских рек - Енисей (по-тунгусски Иоанесси - «большая вода»). Он соединил левый и правый берег сто­лицы Енисейского уезда - города Красноярска. Строился мост по проекту известного петер­бургского инженера путей сообщения профес­сора Л.Д. Проскурякова под руководством инже­нера Е.К. Кнорре. Мост имел длину около 950 метров и был возведён меньше чем за три года. Многие технические новшества здесь применя­лись впервые. Конструкции пролётных строе­ний отличались не только оригинальной архи­тектурой, но и были легче аналогичных соору­жений. 28 марта 1899 года мост, получивший название «Царский», открылся для движения поездов. Этот день стал настоящим праздником для жителей города и его многочисленных гостей. Тогда же родилась идея представить макет моста на первой Всемирной технической выставке в Париже в составе экспозиции Вели­кого Сибирского пути. В 1900 году решением жюри выставки железнодорожный мост через Енисей, наряду с Эйфелевой башней, был удо­стоен Гран-при и Большой Золотой медали. Но, к великому сожалению, спустя сто лет «вершина человеческой инженерной мысли» устарела. И в 2002 году началась разборка самого знаме­нитого железнодорожного моста Российской империи, который в конечном итоге через пять лет был сдан в металлолом.

После окончания строительства Амурской железной дороги и ввода в строй Амурского моста в октябре 1916 года открылось единое железнодорожное сообщение от Челябинска до берегов Тихого океана. При сооружении Вели­кого Сибирского пути проявились мастерство, мужество, талант и знания многих участников строительства, имена которых навсегда вошли в историю и запечатлены на карте железных дорог России: Адриановка, Краевский, Вязем­ская, Межениновка, Дормидонтово, Кругликово, Дроздов, Прохаско, Свнягино и многие другие. Русские строители внесли огромный вклад в развитие инженерной мысли, проектирова­ния и строительства железных дорог. Современ­ники писали: «После открытия Америки и соо­ружения Суэцкого канала история не отмечала события более выдающегося и более богатого прямыми и косвенными последствиями, чем постройка Сибирской железной дороги». Завер­шение строительства Великого Сибирского пути стало самым крупным событием начала XX века в истории России.

 


«Великий путь»: Виды Сибири и Великой Сибирской железной дороги. Выпуск 1: От р. Оби до р. Енисея и Томская ветвь: 124 вида наиболее важнейших железнодорожных сооружений, городов, селений, типов инородцев и живописных местностей, прилегающих к линии железной дороги, с описанием их, составленным В. А. И-м. Виды сняты фотографом И.Р. Томашкевичем. Красноярск: Издание М.Б. Аксельрода и К°, 1899. [4], 124 с. Издательский цельноколенкоровый переплёте многокрасочным рисунком и золотым тиснением по верхней крышке и корешку, с форзацами из узорной бумаги был по специальному заказу выполнен в Вене, в паровой переплётной Германа Шейбе. Фотографии отпечатаны также в Вене, в типографии «Штейрермьюль». Издание на мелованой бумаге. 29,5x35,5 см.

Предыдущая статья Финляндия (1898 год)
Следующая статья Начало сношений Эчмиадзинского патриаршего престола с русским правительством (1901 год)
Печать
1440 Оценить статью:
1.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top