Search

Стихотворный человек

29 марта 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Военная история Российского государства (1839 год)

Военная история Российского государства (1839 год)

Рафаил Зотов

Внук крымского властителя Бату-хана, сын офицера, ребёнком привезённого ко двору Екатерины II после падения Бахчисарая, Рафаил Михайлович Зотов являлся, по определению известного актёра П.А. Каратыгина, «одним из самых трудолюбивых театральных писателей» России: считается, что он сочинил, переделал и перевёл с немецкого, французского и итальянского языков 172 пьесы. Кроме того, Зотов был хорошо известен современникам как прозаик, поэт, мемуарист, литературный и театральный критик, журналист, биограф, переводчик.

Окончив Петербургскую губернскую гимназию, Зотов в январе 1812 года поступил на службу в канцелярию театральной дирекции, но полгода спустя, ввиду начавшихся боевых действий, записался в петербургское ополчение в чине прапорщика. Как он вспоминал впоследствии, им двигало «пылкое воображение шестнадцатилетнего юноши, который шёл с твёрдой уверенностью, что поймает самого Наполеона». Уже в первом сражении, под Полоцком юный офицер получил 10 ран, однако по излечении вернулся в строй и успел поучаствовать в заграничном походе русской армии 1813-1814 годов. За всеми гражданскими чиновниками-ополченцами сохранялись занимаемые ими места, и по возвращении в Петербург Зотов вновь стал служащим театральной дирекции, исполняя различные должности — переводчика, помощника управляющего труппой немецкого и французского театров, инспектора русской труппы,' начальника репертуарной части. Служба в театрах позволила ему завязать знакомства практически со всеми известными актёрами, драматургами, литераторами. Он приятельствовал с И.И. Сосницким и А.С. Яковлевым, посещал салон А.Н. Оленина, общался с А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, А.А. Шаховским, Ф.Н. Глинкой. Видный театральный чиновник, Рафаил Михайлович помогал Н.В. Гоголю с постановкой «Ревизора» в Петербурге. Успешная служебная карьера оборвалась в 1836 году: поссорившись с директором императорских театров С.А. Гедеоновым, Зотов вызвал того на дуэль и вынужден был уйти в отставку. В последующие годы ему пришлось переменить множество мест службы: он состоял при московском и новгородском губернаторах, служил в Министерстве финансов, Главном управлении путей сообщения. И по-прежнему неустанно продолжал заниматься литературным трудом.

Плодовитый беллетрист, о романах которого В.Г. Белинский писал, что «толпа их расхватывала», драматург, чьи пьесы годами не сходили со сцен обеих столиц, переводчик либретто опер «Севильский цирюльник» и «Роберт-дьавол», Зотов является также автором ряда исторических сочинений. Представляемая в Хронике «Военная история Российского государства» -одно из них. Исходя из того, что «русская история остаётся богатым, но необработанным полем», Зотов поставил перед собой цель: «Собрать в одну книгу все военные события России, не входя в политические исследования и прочие подробности, до истории государства касающиеся». Обзор военных действий на Руси начинается с самых ранних из известных по летописям. Вот как, например, описывается легендарный поход князя Олега, того самого, чей «щит на вратах Цареграда»: «В 906 году Олег, наскучив тишиной и бездействием, предпринял войну против Цареграда. Днепр покрылся 2000 судов (каждое с 40 воинами). Конница двинулась берегом. Таким образом, около 100 000 войска отправились за добычей в Константинополь. Император Леон Философ спешил предложить Олегу мир и дань. Последнего только и добивался Олег. Он согласился прекратить военные действия, отправил к императору послов и заключил с ним первый договор русских с иноземцами, первое условие победителей. Гордая Византия заплатила дань по 12 гривен на человека». 

Ледовое побоище и Куликовская битва, Полтавский бой и переход Суворова через Альпы, Бородинское сражение и капитуляция Парижа - в пяти частях своего труда' Зотов уместил военную хронику России с древнейших времён до 1825 года. «Военная история нынешнего царствования принадлежит счастливейшему автору, - пишет он в заключение своего труда. - Лестно и завидно будет описание всех сих достопамятных событий, которые от Персии до Вислы утвердили навсегда владычество России и, несмотря на злость и зависть враждебных народов Запада, поставили Отечество наше на грозную и непоколебимую степень величия извне и верного счастия внутри под сению твёрдого единовластия, беспристрастия в исполнении законов, подкрепляемых искреннею преданностью и неизменным усердием народа к своему государю».

Зотовская «Военная история» печаталась в типографии Александра Филипповича Смир-дина (1795-1857). Поступив работать в книжную лавку тринадцатилетним мальчиком, Смирдин уже к тридцати годам владел крупным магазином книг и типографией—лучшими в Петербурге. Он первым в России ввёл постоянную полистную оплату авторского труда. Сторонник больших тиражей и низких цен, Смирдин в 1846-1856 годах предпринял издание серии «Полное собрание сочинений русских авторов», познакомившей публику с творчеством почти 40 литераторов. Проект опередил свою эпоху, и Александр Филиппович разорился, но его имя — имя книготорговца-просветителя, издателя А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, В.А. Жуковского - по праву занимает почётное место в истории российского книжного дела, а смирдинские издания уже давно стали предметом пристального заинтересованного внимания библиофилов.


Зотов Рафаил Михайлович (1796. по другим сведениям - 1795 и 1794-1871)
Военная история Российского государства. [В 5-ти частях.] Санкт-Петербург, в типографии Александра Смирдина, 1839. Ч. 1. 210, [4] с, 22 л. иллюстраций. Ч. 2.210, [4] с, 10 л. иллюстраций. Ч. 3.87, [2] с, 7 л. иллюстраций. Ч. 4.162, [2]с, 2 л. иллюстраций. Ч. 5. 109, [2] с, 9 л. иллюстраций. В двух одинаковых современных полукожаных переплётах, имитирующих переплёты первой половины XIX века. 22,8x14,7 см. Все иллюстрации и карты - литографии.

Предыдущая статья Курс сельского хозяйства (1837 год)
Следующая статья Стихотворения (1840 год; 1842 год)
Печать
1149 Оценить статью:
Без рейтинга

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top