Search

Стихотворный человек

20 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Вулкан и Венера (2004)

Вулкан и Венера (2004)

Николай Олейников

Кто я такой?
Вопрос нелепый!
Я - верховой
Макар Свирепый.

Так в 1928 году отрекомендует себя в журнале для детей «Ёж» Николай Макарович Олейников. Через несколько лет, в 1932 году, Макар Свирепый несколько обуздает свой буйный характер:

Любви мне не надо,
Не надо страстей,
Хочу лимонаду,
Хочу овощей!

Историю появления этого «свирепого» персонажа и самого журнала «Ёж» рассказывает автор предисловия к сборнику «Вулкан и Венера» Александр Олейников. «В конце двадцатых годов минувшего века на книжных прилавках и в почтовых ящиках подписчиков появился новый журнал, - пишет А.Н. Олейников. - На обложке его был изображен колючий лесной зверь и обозначено название - Еж. Ежемесячный Журнал - так расшифровывалось это наименование. “Лучший в мире журнал для детей” - оповещала реклама.

Это был, действительно, замечательный журнал. В нем работали для детей лучшие писатели и художники. Интересные рассказы, занятные новости, прекрасные стихи и рисунки, умение просто рассказать о сложнейших вещах, искрометная выдумка, юмор - таким был журнал “Еж” Организовал его издание поэт Николай Олейников.

Николай Макарович Олейников родился 4 августа 1898 года в станице Каменской, входившей тогда в область Всевеликого Войска Донского (ныне - город Каменск-Шахтинский Ростовской области). Участвовал в Гражданской войне. Был редактором газеты “Красный казак”, ответственным секретарем газеты “Всесоюзная кочегарка”. Организовал издание журнала “Забой”, существующего по сей день под названием “Донбасс”. С 1925 года работал в “Ленинградской правде” и детском журнале “Новый Робинзон”, возглавил сектор периодических изданий ленинградского Отдела детских книг Госиздата и стал основателем “Ежа”.

На страницах этого журнала Олейников создал образ отважного всадника, изобретателя и путешественника - Макара Свирепого».

Но при этом редакция ставила себе задачи очень серьезные. Вот как формулировал их один из друзей Николая Олейникова писатель Борис Житков. В письме от 25 ноября 1927 года своей жене Житков эмоционально делился планами: «Начали дело мы с Колькой Олейниковым. Хотим выработать новую детскую книгу. Мне вся детская литература недетской кажется. Не по тем путям ассоциаций идет книжная мысль, что у детей. И не то интересует, о чем по большинству пишут. В том числе и я. <...> Приглашаем молодого поэта Хармса, Женьку Шварца и художников Пахомова и Соколова. Поглядим, что из этого выйдет: выработаем хоть одну действительно детскую книгу. Мы откидываем всякую мораль, всякую педагогическую задачу. Как для взрослых: неужели все время пишется учительная повесть? Захлестывают и заворачивают такое, что ну! И ничего. Никто не стонет. Мы не собираемся развращать детей, но толочь им и в нос и в затылок, что нужно умываться и нехорошо рвать книги - как бы это не было восхитительно написано - давно пора бросить...»

О том, какая атмосфера царила в редакции журнала «Ёж», лучше всего может дать представление стихотворение, созданное в 1929 году тремя авторами - Олейниковым, Хармсом и Шварцем:

Залетела в наши тихие леса
Полосатая, усатая оса.
Укусила бегемотицу в живот.
Бегемотица в инфаркте — вот умрет.

А оса уже в редакции кружится,
Маршаку всадила жало в ягодицу.

И Олейников от ужаса орет,
Убежать на Невский Шварцу не дает.

Искусала бы оса всех не жалея,
Если б не было здесь автора Корнея.
Он ногами застучал,
На осу он накричал:

«Улетай-ка вон отсюда ты, оса,
Убирайся в свои дикие леса!»
А бегемотица лижет живот.
Он скоро, он скоро, он скоро пройдет.

Однако за всей внешней простотой и непритязательностью поэтики Н. Олейникова вполне можно было уловить тонкую иронию относительно советского официоза и изысканные пародии. Недаром советский драматург Александр Афиногенов (1904- 1941) заметил: «Олейников. Поэт, задумчивый и скромный». И при этом Н. Олейников был всегда актуален, но не навязчив:

Но наука доказала,
Что душа не существует,
Что печенка, кости, сало -
Вот что душу образует.

(1929)

Колхозное движение,
Как я тебя люблю!
Испытываю жжение,
Но все-таки терплю.

(1930)

Когда ему выдали сахар и мыло,
Он стал домогаться селедок с крупой.
...Типичная пошлость царила
В его голове небольшой

(«Неблагодарный пайщик», 1932)

Ирония и самоирония, чувство юмора при обсуждении даже самых «взрослых» тем на страницах журнала - это был фирменный знак всей редакции «Ёжа» и его основателя Н. Олейникова:

Утром съев конфету “Еж”,
В восемь вечера помрешь!

«Из номера в номер журнал печатал рассказы о невероятных приключениях Макара, - пишет А.Н. Олейников. - Динамика действий, юмористическая окраска текста и блестящие иллюстрации А. Успенского, Б. Антоновского (“Ёж”) и Б. Малаховского (“Костер”), с тонкой иронией сохранившие портретное сходство героя и автора, принесли Макару огромную популярность среди детей и взрослых.

С 1930 года по инициативе Олейникова начинает выходить, сначала как приложение к “Ежу”, а затем как самостоятельный журнал, еще одно периодическое издание для детей - ЧИЖ (“Чрезвычайно Интересный Журнал”).

“Еж” был ориентирован на аудиторию пионерского возраста. “Чиж” предназначался совсем маленьким читателям. Но традиции сохранялись - здесь трудилось то же содружество поэтов, прозаиков и художников, царила неистощимая выдумка и воплощалось в жизнь педагогическое кредо редактора: воспитание без назиданий.

Одна за другой выходили книжки, написанные Н. Олейниковым для детей. Он впервые организовал на радио детские передачи. Писал пьесы и киносценарии. Стал издавать в Москве еще один журнал для малышей - “Сверчок”.

Заслуженное признание в литературной среде завоевали стихи Николая Олейникова. Но при жизни поэта были опубликованы под его именем всего пять стихотворений. Официозная критика перекрыла все пути его поэтическому творчеству. Подготовленный к печати сборник так и не увидел света».

А в самом конце 1935 года в Ленинграде «Ёж», один из самых любимых детских журналов в стране, прекратил свое существование. Но сама идея такого издания оказалась очень живучей и востребованной. Самуил Маршак по горячим следам создает (вернее - воссоздает) журнал для детской аудитории - «Костер». Конечно, этот журнал не мог полностью копировать своего предшественника, однако «Костер» еще долго жил в заданном «Ежом» направлении. Этому способствовало сотрудничество в журнале старых авторов: Сергея Безбородова, который писал повести и рассказы о жизни на Крайнем Севере, Николая Олейникова, чьи «Новые удивительные приключения Макара Свирепого» (их сопровождали рисунки Б. Малаховского) появлялись в первых номерах «Костра», Михаила Зощенко, знаменитого популяризатора науки Якова Перельмана, помещавшего в журнале «Честные фокусы», и других.

Как будто предвидя развитие событий, еще в 1932 году Николай Олейников напишет такие строки в стихотворении «Служение науке»:

Любовь пройдет.
Обманет страсть.
Но лишена обмана
Волшебная структура таракана...

Николая Макаровича Олейникова арестовали в Ленинграде 3 июля 1937 года. Был обвинён в контрреволюционной деятельности и участии в троцкистской организации. Постановлением «двойки» (комиссии НКВД и Прокуратуры СССР) от 19 ноября 1937 г. приговорён к расстрелу. Н.М. Олейников был расстрелян как «враг народа» 24 ноября 1937 года. Жене Олейникова - Ларисе было объявлено, что её муж осуждён на 10 лет заключения в лагерях, после чего она была принудительно выселена из Ленинграда.

«И только через три десятилетия после гибели поэта его стихи стали появляться в печати», - отмечает А.Н. Олейников в предисловии к «Вулкану и Венере». В этом сборнике впервые публикуется полный перечень произведений Николая Олейникова, вышедших отдельными изданиями.

Искать истинную причину ареста и казни детского поэта Николая Олейникова - бессмысленно даже сегодня. Ее, этой причины, конкретно в отношении поэта, просто нет. «Трудность постижения тогдашней действительности, никогда до того не существовавшей в истории, сбивала с толку и не учила разумно вести себя: чувство причин и следствий было утрачено начисто», - справедливо отмечала Лидия Чуковская в своей книге «Записки об Анне Ахматовой» (1976, 1980).

Сам Николай Олейников одно из последних своих стихотворений «Пучина страстей. Философская поэма» закончит такими строчками:

Как букварь читает школьник,
Так читаю я в лесу.
Вижу в листьях - треугольник,
Колесо ищу в глазу.

<...>

Перед бабочкой пучина
Неразгаданных страстей...
Геометрия - причина
Прорастания стеблей.

(1937)

Представленная в «Библиохронике» книга иллюстрирована замечательным московским художником-концептуалистом Леонидом Тишковым. Рисунки к стихам Николая Олейникова были созданы художником в 1994 году. Известный книжный дизайнер Сергей Стулов подготовил макет книги, составленной литературоведом Владимиром Глоцером - исследователем и знатоком творчества участников поэтической группы ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства), к которой был близок и Николай Олейников. Однако сама книга так и не вышла в свет. Оригиналы иллюстраций в свое время приобрел коллекционер Борис Фридман, который и предложил их для публикации издательству «Ретро», готовившему к выходу книгу стихов Николая Олейникова.

Иллюстрации Леонида Тишкова представляют собой совершенно иное, самостоятельное прочтение поэзии Николая Олейникова. Своеобразный диалог современного художника и поэта первой трети прошлого века дает читателю пищу для формирования своего собственного отношения к творчеству замечательного поэта Николая Макаровича Олейникова.


Николай Макарович Олейников (1898-1937)

Вулкан и Венера. Стихотворения / Вступительная статья, составление, подготовка текста и библиография А. Олейникова. Иллюстрации Л. Тишкова. - СПб.: Издательский Дом «Ретро», 2004. -176 с Суперобложка. 20,7 х 13,4 см. Тираж 3000 экз.

Сто нумерованных экземпляров данной книги содержит рисунки, раскрашенные акварелью от руки художником Леонидом Тишковым, и подписаны автором иллюстраций.

Предыдущая статья «Набоков о Набокове и прочем: Интервью, рецензии, эссе» (2002)
Следующая статья Редкие земли (2007)
Печать
650 Оценить статью:
5.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top