Search

Стихотворный человек

20 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

В круге первом (1969 год, 1991 год)

В круге первом (1969 год, 1991 год)

Александр Солженицын

Наталья Дмитриевна Солженицына - вторая жена знаменитого русского писателя-публициста, общественного и политического деятеля XX-XXI вв., лауреата Нобелевской премии по литературе Александра Исаевича Солженицына (1918-2008). «Без нее ничего бы не сделал!» - сказал в одном из телевизионных интервью Александр Исаевич.

Наталья Дмитриевна Светлова родилась в Москве в 1939 г. в семье коренной москвички Екатерины Фердинандовны Светловой и Дмитрия Ивановича Великородного, происходившего из ставропольских крестьян. В год рождения Наташи Солженицын уже поступил на заочное отделение факультета литературы Института философии, литературы и истории в Москве. (Обучение пришлось прервать в 1941 г. в связи с началом Великой Отечественной войны.) А когда Наташа училась в школе и на первых курсах мехмата МГУ, за антисталинские высказывания, которые Солженицын поместил в некоторых записках, он был репрессирован. Солженицын пробыл в лагере с 1945 по 1956 г. (Позже свою лагерную жизнь Александр Исаевич опишет в рассказе «Один день Ивана Денисовича», а пребывание в лагерной больнице, где в 1952 г. ему сделали онкологическую операцию, - в романе «Раковый корпус».) Благополучная москвичка, спортсменка, альпинистка, студентка, специализировавшаяся на теории вероятностей, и подумать не могла, брак с каким человеком ждет ее всего несколько лет спустя. К слову сказать, семьи Натальи Светловой тоже коснулись репрессии: через полтора года после ее рождения был арестован ее дед по материнской линии Фердинанд Юрьевич Светлов, бывший эсер-максималист, затем - крупный сотрудник «Известий». Наталья помнила, как они с бабушкой ездили за сотый километр отправлять дедушке посылки. Но из лагеря дед так и не вернулся. Та же бабушка с младых ногтей тайно водила Наташу в церковь, так что она выросла столь же глубоко верующей, как и Солженицын.

С Александром Исаевичем аспирантка МГУ Наталья Светлова познакомилась в августе 1968 г., и они вскоре полюбили друг друга. Ему было 50 лет, ей - 29. Но начало их счастливого романа пришлось на трудное для обоих время. Оканчивающая математическую аспирантуру МГУ Наталья, уже имевшая сына Митю, разводилась с мужем Андреем. Александр Исаевич же снова попал в опалу: в год его встречи с Натальей в США и Западной Европе были опубликованы романы «В круге первом» и «Раковый корпус», сделавшие писателя всемирно известным. Советская пресса тут же развернула пропагандистскую кампанию против автора. А в следующем году Солженицын был выдвинут на Нобелевскую премию по литературе. Несмотря на то, что премию получил не Александр Исаевич, его исключили из Союза писателей СССР. Когда же в 1970 г. Солженицын все-таки стал лауреатом Нобелевской премии, в советских средствах массовой информации снова была организована травля, власти предложили ему уехать из страны, но он отказался. И все эти тяготы разделяла с ним Наталья Светлова - не только его любимая женщина, но и его соратник, союзник, секретарь, редактор и личный помощник (ее часто потом сравнивали с женой Л.Н. Толстого Софьей Андреевной, супругой Ф.М. Достоевского и женами декабристов). При этом у Натальи даже не было официального статуса жены: Наталья Решетникова (первая супруга писателя) 3 года не давала ему развода. Более того, на стороне Решетниковой были власти, которые всячески противодействовали заключению нового брака (он давал Солженицыну возможность прописаться в Москве). Только в 1972 г. Солженицыну удалось зарегистрировать брак с Натальей Светловой.

Но счастливый период, к сожалению, длился недолго: в 1973 г. у писателя конфисковали рукопись «Архипелаг ГУЛАГ», повествующую об исправительных лагерях на территории СССР, и Александра Исаевича вторично арестовали за государственную измену. В 1974 г. прямо из «Алиной» (Солженицын называл жену Алей) московской квартиры в сопровождении конвоя Солженицына депортировали в Германию. Через месяц, после хамства и запугиваний, Наталью Дмитриевну с детьми все-таки выпустили вслед за мужем. К тому времени в семье было уже четверо детей - Дмитрий одиннадцати лет, Ермолай - трех лет, полуторагодовалый Игнат и шестимесячный Степа. (Во всех интервью Наталья подчеркивала, что если женщина любит мужчину, она должна хотеть от него детей.)

В Германии Солженицын продолжал продуктивно работать. Вместе с Натальей Дмитриевной они активно занимались общественно-политической деятельностью. В 1974 г. в Цюрихе ими был создан «Русский общественный фонд помощи преследуемым и их семьям», который больше известен как Фонд Солженицына (сейчас его президентом является Наталья Дмитриевна).

В 1976 г. семья Солженицыных перебралась из Германии в Америку (штат Вермонт). «...Надо прямо сказать: то, что они делали вдвоем в Вермонте - ну, иногда были фрагментарные помощники, - это работа для целого научно-исследовательского института, - писал русский поэт, публицист, эссеист, критик, искусствовед, диссидент Юрий Кублановский (р. 1947). - Просто невероятный объем. Все “Красное колесо” было написано Солженицыным от руки на листочках бумаги, а Наталией Дмитриевой переводилась это все в цифру. Она тут выступала и как редактор, и как корректор. Непосильный, гигантский труд». Там же Наталия Дмитриевна начала координировать и Фонд помощи политзаключенным. Кроме того, как настоящая женщина она идеально вела дом и воспитывала детей: у Степана, например, поначалу были трудности в Америке - в школе его принимали в штыки, били, относясь к нему как к «красному агенту». Наталья Дмитриевна, как и Александр Исаевич, свято верили в возрождение России и прививали детям любовь к родине, с которой всегда поддерживали связь. Известным фактом является то, что в Вермонте Александр Исаевич часто показывал сыновьям вросший в землю камень и говорил, что это заколдованный конь, который унесет их домой, когда Россия станет свободной. Также Наталья Дмитриевна заботилась о том, чтобы на чужбине дети не жили в отрыве от русской культуры, блестяще владели русским языком.

В 1990 г. Солженицыну вернули российское гражданство, но семья вернулась на родину не сразу. Владимир Лукин - в 1990-е гг. посол России в США, приезжавший обсудить возвращение Солженицыных, - вспоминает теплую и гостеприимную атмосферу в их доме в Америке. «Она не принимала участие, она все это организовывала, конечно, - вспоминает Владимир Лукин. - Вообще в этом заводе под названием “Семья Солженицыных” - я для себя так считаю - огромное мероприятие, работающее, в отличие от многих других наших предприятий, очень хорошо, четко, эффективно. Наталия Дмитриевна играет, конечно, основную организующую роль». Наталья Дмитриевна, приехавшая в Россию раньше мужа, чтобы организовать новый дом, поразила журналистов умением держаться, давать интервью и знанием общественно-политической и экономической ситуации в России. В 1994 г. вернулся и Солженицын. Счастливое событие совпало для Натальи Дмитриевны с огромным материнским горем - умер ее сын Дмитрий. Но она сумела пережить эту беду и продолжить активно заниматься делами мужа и семьи, вести общественную деятельность.

Солженицын прожил в России еще 14 наполненных творчеством и активной общественной деятельностью лет. После его кончины Наталья Дмитриевна посвятила себя продолжению общественных дел своего мужа. Кроме того, она активно занимается его наследием. Поскольку не все его произведения вышли при жизни, с 2007 г. она является редактором-составителем Собрания сочинений А.И. Солженицына в 30 томах. В одном из интервью она рассказала о том, что постоянно мысленно советуется с мужем во время работы. «Я слышу ту интонацию, с которой он бы это прочитал, я с ним, в общем, в постоянном общении, - говорит Наталья Солженицына. - Просто раньше мы были - он - коренник, а я пристяжная, и так мы катили нашу телегу по жизни, но вот теперь я это делаю одна, но, думаю, он так, корректирует. И говорит, наверное: “Вот я тебе всегда говорил, что не успеешь все сделать!” А я говорила: “Да успею!” А сейчас вижу - он был прав».


Солженицын Александр Исаевич (1918-2008). В круге первом. Париж: YMKA-PRESS, 1969.666, [2] с., 2 л. ил. 23x16. Обл. работы художника Ю.П. Анненкова.

Он же. Малое собрание сочинений. Москва: ИНКОМ НВ, 1991. Т.1: В круге первом: Роман: Кн. 1.381, [1] с.: портр.; Т. 2: В круге первом: Роман: Кн. 2.379, [1] с.: портр. Автограф автора Вадиму Григорьевичу Оганесяну

Предыдущая статья Двадцать писем к другу (1968 год)
Следующая статья Воспоминания (1970 год)
Печать
780 Оценить статью:
Без рейтинга

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top