Search

Стихотворный человек

24 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Горный город Дедюхин и окольные местности (1864 год)

Горный город Дедюхин и окольные местности (1864 год)

Дмитрий Петухов

Об основании в Пермских землях города Дедю­хина всегда допускались две версии: одни гово­рили, что Дедюхинский соляной промысел был заведён Строгановыми, а другие утверждали, что его основал Пыскорский монастырь. При­чём оба этих мнения опирались на очевидные доказательства. Но одно известно точно - до 1700 года нет ни одного упоминания о Дедю­хине как о городе.

Вообще, заселение Пермского края выход­цами из Московии началось ещё в XV веке. Из русских переселенцев первыми солепромыш­ленниками в этом крае являлись выходцы нов­городские - Калинниковы, заведшие около 1430 года солеварни сперва на речке Боровой, а потом на Усолке. Русские селились здесь без всякого порядка, самовольно, проживали без­вестно и в народе породили поговорку: «Канул, как в Камский мох». Да и русские купцы и про­мышленники Строгановы переместились сюда из Соль-Вычегодска прежде царского дозволе­ния. В этих землях они развернули солеварен­ный промысел, разделяя усолье с Пыскорским монастырём.

В числе солеварен, принадлежащих мона­стырю, было и Дедюхинское усолье. Его открыл «пришелец» Пермского края Дедюхин, называе­мый в летописях князьком. В 1684 году Дедюхино упоминалось как усолье, а в 1700 - село. Народ же называл его слободою, и в 1732 году там было утверждено Пермское соляное комиссар­ство, просуществовавшее до 1759 года. В1764 году Дедюхинский завод, а вместе с ним ещё и Берез­никовский, с землею и жителями были ото­браны у Пыскорского монастыря в казну, под ведомство Соликамского воеводы.

Смотрителями заводов назначали различных чиновников. Были управляющими и чудак Деревецкий, «оставивший о себе забавные рассказы»; и «не сохранившие о себе в народе никакого суждения» - Мосалов, Чадин, Старов, Зверев, Абрамов и Плетнев. А вот управляющий заво­дами Кузмин запомнился как «злодей и само­управный беззаконник, наказывавший всякую маловажную вину плетьми с поливанием раны рассолом». Переплюнул Кузмина в жестокости только Шпаковский. «Лютое сердце его не щадило даже женщин, которых наряжал на покосы сам, бегая по улицам с палкой в руках и командируя партии... Потом он влезал на колокольню и наблюдал за ходом женской команды в подзорную трубку. И горе той пар­тии, в которой по какой-либо неизбежной надобности отлучалась одна из товарок; он садился на лошадь, догонял партию и без вся­кого разбора бил женщин, которые спасались от побоев в лесах и озерах».

В 1805 году, в связи с открытием в слободе экспедиции под председательством Андрея Федоровича Дерябина, членами которой были упомянутый выше Шпаковский и Викулов, Дедюхин был объявлен горным городом. Учреждение горных городов имело целью при­влечь в них вольное население, которое укоре­нившись и освоив местную промышленность, занялось бы ею впоследствии. В 1814 году в ведение Дедюхинского соляного правления поступили земли Пыскорского медеплавиль­ного завода.

Казалось бы, что город на реке Каме должен был разрастаться и процветать. Действительно, по Каме ходили суда, соединяя город с Пермью, Соликамском и даже Нижним Новгородом. В притоках Камы водилась стерлядка, а лещей иногда попадалось до 600 штук в одну тоню, «наводя страх на рыболовов... - не водяной ли так шутит?». Притом Дедюхинское соляное правление подчинялось напрямую Департа­менту горных и соляных дел Министерства финансов. Но, как писал в середине XIX века в своём историко-этнографическом очерке «Горный город Дедюхин и окольные местности» заводской врач города Дмитрий Петухов: «Дедюхин поныне нельзя признать городом, а скорее селом, и селом самым дрянным и грязным. Дома либо не достроены, либо ветхие... хорошо отстроенных домов так мало, что их можно сосчитать очень скоро. Грустно становится на душе, когда взглянешь на невзрачный вид Дедю­хина и сравнишь его с соседним Усольем, кото­рое щеголяет постройками».

Главной причиной этакого неблагоустройства города автор видел в «неудачном назначении начальников, которые заботились исключи­тельно о выгодах казны, забывая о благосостоя­нии людей, посредством которых извлекаются выгоды». Домов в городе на то время насчитыва­лось 757. Направление улиц шло с северо-вос­тока на юго-запад, и только две улицы - Николь­ская и Соликамская - шли с юго-востока на северо-запад. В сухую погоду по городу можно было ездить без затруднений, а вот в ненаст­ную - «нога у лошади вязнет в грязи чуть не по колено, а колеса грузнут в ней чуть не по тру- бицу». Но взор утомленного печальной картиной путника «отдохнет и возвеселится» в Христо- рождественском соборе, заложенном в 1732 году. Недалеко от собора находилась благолепная церковь Всех Святых, построенная в 1854 году. В Дедюхине было несколько школ, богадельня и больница. (Историческое известие о больнич­ном заведении в здешнем крае встречалось уже в 1674 году) Здесь родились известный историк Урала А. А. Дмитриев, врач-эпидемиолог Е.И. Карноухова. Это - типчный уездный город Россий­ской империи.

К 1917 году это уже был обычный рабочий поселок. В 1918 году некоторое время Дедюхин и его окрестности находились под властью армии Колчака. В 1932 году поселок вошёл в состав города Березняки. Во время строитель­ства Камского водохранилища поселение пол­ностью снесли. В 1956 году территория быв­шего города вместе с уже недействующим заво­дом и церквушками целиком ушла под воду, а нам осталось единственное изданное описа­ние Дедюхина.

Исчезновение Дедюхина - лишь малый штрих в перечне подобных печальных событий в России на протяжении бурного и до конца не осмысленного XX века.


Петухов Дмитрий М.

Горный город Дедюхин и окольные местности. С.-Петербург: Типография В. Безобразова и Комп., 1864. 217с. Современный составной переплёт: кожаные уголки и корешок с золотым узорным тиснением и бинтами, мраморированная бумага; передняя издательская обложка сохранена. 23x15 см.

Предыдущая статья О русских банях (1861 год)
Следующая статья История города Пскова и Псковской земли (1867 год)
Печать
1948 Оценить статью:
2.0
 

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top