Search

Стихотворный человек

25 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Госплан литературы (1925 год); Известия ЛЦК (1925 год)

Госплан литературы (1925 год); Известия ЛЦК (1925 год)

Конструктивизм - порождение 20-х годов ХХ столетия. Человечество, ощутившее себя на пороге эры технического прогресса, жаждало соответствовать новому времени. Латинское слово «constractio», что означало «построение», как нельзя лучше выражало созидательный пафос наступающего индустриального века, а потому новый художественный стиль, ставивший во главу угла рационалистическую целесообразность, математическую точность и лаконизм в средствах выражения, оказался востребованным в самых разных видах искусства - живописи, литературе, музыке, архитектуре, кинематографе.

В Советской России конструктивизм как обособленная литературная школа сложился в 1923 году. Его вождями стали поэты Илья Сельвинский и Алексей Чичерин, теоретиком - критик Корнелий Зелинский. Год спустя они создали ЛЦК - Литературный Центр Конструктивистов. Их первый сборник - «Мена всех» - вышел под лозунгом: «Конструктивизм - небывалое утверждение искусства». Открывала его подписанная триумвиратом основателей «клятвенная конструкция конструктивистов-поэтов», озаглавленная коротко и выразительно, - «Знаем!»: «Конструктивизм есть центростремительное иерархическое распределение материала, акцентированного (сведённого в фокус) в предустановленном месте конструкции. Принцип КОНСТРУКТИВНОГО распределения материала - МАКСИМАЛЬНАЯ нагрузка потребности на единицу его, т.е. - коротко, сжато, в малом - многое, в точке - всё... Конструктивизм - высшее мастерство, глубинное, исчерпывающее знание всех возможностей материала и умение сгущаться в нём. В машине винт винту помогает. Построенные на объективных, природных, открытых наукой законах, машины напоминают нам необходимость, естественность, наконец -просто выгоду дружелюбной совместности». Высказанное тогда обещание «тесать» в слове «небывалые формы» конструктивисты подкрепили год спустя, выпустив следующий сборник - «Госплан литературы». Его появление свидетельствовало: время программных заявлений прошло, наступала пора созидания.

«Госплан литературы» претворяли в жизнь уже шесть конструктивистов: Б. Агапов, И. Аксёнов, К. Зелинский, В. Инбер, И. Сельвинский и Д. Туманный. Сборник делился на четыре части. Первую составляли рабочие документы содружества: декларация ЛЦК «Основные положения конструктивизма» и статья К. Зелинского «Госплан литературы», где главный идеолог группировки пояснял название издания: «Я понимаю Госплан как метафору особеннейшей черты советского строительства, как коммунистический позвоночник всей новой культуры. Наша задача - врастание Госплана в художественную литературу. Результат этого врастания - КОНСТРУКТИВИЗМ». Вторая часть - «Продукция» - демонстрировала поэтические достижения конструктивистов. При этом каждое произведение сопровождалось кратким авторским разбором: фонетическим, семантическим, литературоведческим. Например, стихотворение Сельвинского «Рапорт» толковалось следующим образом: «Конструктивная тема «Рапорта» - дать в насухо выжатой форме ЭПОПЕЮ, если под ней понимать широкую картину борений родов, наций или классов. Семантическая тема вещи - конфликт классовых психологий, взятых в разрезе морали». Третья часть - «Лаборатория» -представляла экспериментальные разработки конструктивистов: «НОТ художественного языка» и «О фонетической магистрали». Во всех трёх частях ударные фрагменты текста выделялись ещё и полиграфически: математическим знаком корня и геометрическим набором - в форме круга или квадрата. Наконец, роль четвёртой части исполнял прилагавшийся к сборнику специальный выпуск газеты «Известия ЛЦК». В ней важное место отводилось ответам Зелинского на записки, которые тот только ожидал получить на грядущих диспутах о «Госплане литературы». Таким образом, читателю заранее разъясняли некоторые особенности издания: «Вопрос: Зачем вы придали своей книге внешне необычный вид? Не есть ли это оригинальничанье, от которого вы сами открещиваетесь? Ответ: Мы против типографского однообразия и за полиграфию в полном смысле этого слова. Нужно заставить книгу говорить о своём содержании не только смыслом и построением фраз, но и рисунком букв, выразительностью знаков, физиономией каждой страницы. Вот почему мы ввели квадратные и круглые куски петита в середину текста, почему мы выдвинули маргиналии и т.д. Обычный полиграфический канон уже не может удовлетворить нашим дифференцированным требованиям.

Среднестатистический петит - это отстой, формула страницы, организационная веха пути. Нашей задачей было -повысить организационную роль полиграфического материала. Вопрос: Что у вас за корни после стихов? Ответ: Почему может быть словесная поэтическая метафора? Почему не может быть метафора «зрительная»? Корень в авторской ремарке расшифровывает смысловое задание, извлекает конструктивно-организационный смысл каждого произведения. Вся наша книга всеми своими частями - перспективой, продукцией, лабораторией, полиграфией и т.д. - бьёт в одну точку - КОНСТРУКТИВИЗМ. Корень - как оперение стреле, как винтовой нарез пуле - даёт стиху нужное нам направление. Вопрос: Почему вы выбрали для своей книги скучный газетный шрифт? Ответ: Газетный шрифт ближе к читательским навыкам современного потребителя книги. Этот шрифт - часть его трудовой обстановки. НАША ЖЕ КНИГА НЕ ДЛЯ НАСЛАЖДЕНЬЯ, А ДЛЯ ТРУДА».

Пытаясь подчинить творчество рациональным потребностям современности, стремясь вывести универсальную формулу созидания, вспоминали ли «госплановцы» слова, сказанные их далёким предшественником, «конструктивистом былых времён» - пушкинским Сальери:

... Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп, поверил
Я алгеброй гармонию.
Тогда уже дерзнул,
В науке искушённый,
Предаться неге творческой мечты.

Но они верили, что идут по правильному пути. Лидер конструктивистов И.Л. Сельвинский писал: «С особенной страстью педалировали мы тему государственности, дисциплины, самозабвенного отказа личности от своих лирических прав в пользу неоспоримого права Целого подчинять себя частности. В идее эта задача была задачей эпохи: революция нуждалась в укреплении государства, ибо только через укрепление партия видела возможность приступить к ликвидации государства в грядущем».

Ряды ЛЦК пополнялись: в объединение вступили В.А. Луговской, Э.Г. Багрицкий, Н.А. Адуев, Е.И. Габрилович, Н.Н. Ушаков и др. Однако даже самое благонамеренное экспериментаторство в условиях тотального контроля над искусством вызывало насторожённость власти. В конце 20-х годов конструктивисты подверглись критике за ошибочность теоретических построений и эстетических концепций. Близость конца стала очевидна. В двадцатом номере журнала «На литературном посту» за 1930 год появилась статья Зелинского «Конец конструктивизма» - реквием, эпитафия, приговор. Группа перестала существовать. Но остались идеи, которыми конструктивисты пытались руководствоваться в своём творчестве. Например, такая: «Если поэта слушает масса, он - вождь, но если она слушает его, как вождя он - не поэт».

 


Госплан литературы. Сборник литературного центра конструктивистов (ЛЦК) под редакцией Корнелия Зелинского и Ильи Сельвинского. [Обложка работы Н.Н. Купреянова. Конструкция книги - её авторов.] Москва; Ленинград: «Круг», [1925]. 144 с. В издательской печатной обложке. 22,5х17,5 см. Тираж 3000 экземпляров. Известия ЛЦК: Приложение к книге «Госплан литературы». Столица Союза ССР, август 1925. 4 с. 45х33 см.

Следующая статья Дежкин карагод (1925 год); Мой путь с песней (1930 год)
Печать
2022 Оценить статью:
2.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top