Search

Стихотворный человек

27 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Десять линогравюр; Мастерская (1964 год)

Десять линогравюр; Мастерская (1964 год)

Иван Пуни. Жак Превер.

Один из художественных кри­тиков в статье, посвященной позднему периоду творчес­тва И.А. Пуни, писал: «Могло казаться, что Пуни наме­ренно стремился оставаться художником для художни­ков, настолько мало готов он был считаться со зрителем... Однако ещё при жизни он был признан «мастером», и в той табели о рангах, кото­рую составляют устроители парижских художественных аукционов и которая затем принимается едва ли не во всём мире, ему было отведено весьма почтенное место».

А между тем, на путь художника Иван Пуни всту­пил вопреки семейной тра­диции: сын виолончелиста, внук знаменитого итальян­ского композитора Цезаря Пуни (1802-1870), он вполне мог рассчитывать на карьеру музыканта. Когда стало ясно, что идти проторенной доро­гой юноша не желает, отец захотел видеть сына офице­ром, и тот должен был пос­тупить в одно из военных училищ Петербурга. Но и блеск мундира мало привле­кал молодого человека. Он начал брать уроки рисования у И.Е. Репина.

Оставив училище, Пуни отправился в Париж, где в течение года посещал различ­ные монпарнасские художественные школы. По возвращении в Петербург сблизился с В.В. Маяковским, Д.Д. Бурлюком, В.В. Хлебни­ковым, К.С. Малевичем, М.Ф. Ларионовым. Его мастерская стала одним из центров левого искусства. «Кажущаяся кротость Пуни не мешала тому, что он всегда с каменным упорс­твом шёл напрямик по той дороге, которую избрал», - писал о нём мемуарист, а потому именно «скромнейший» Пуни явился издате­лем и оформителем скандального сборника футуристов «Рыкающий Парнас», уничто­женного цензурой «за кощунство и порног­рафию», именно он организовал нашумев­шие футуристические выставки «Трамвай В» и «Ноль десять», над которыми «гоготала вся благонамеренная печать, ещё не подготовлен­ная к такого рода проявлениям новаторства», и он же, совместно с женой - художницей К.Л. Богуславской, написал один из програм­мных документов русского авангарда - мани­фест, декларирующий освобождение картины от смыслового содержания.

Осенью 1916 года Пуни был призван в армию, но Февральская революция вернула его в средоточие художественной жизни: он стал учредителем союза «Свобода искус­ству», членом Временного комитета уполно­моченных Союза деятелей искусств. После октября 1917 года преподавал в Петроград­ских художественных мастерских, участво­вал в праздничном оформлении улиц города к 1-й годовщине революции, сотрудничал в газете «Искусство Коммуны», исполнил про­ект печати Совнаркома. По приглашению М.З. Шагала поехал в Витебск и несколько месяцев работал там в Коллегии по делам искусств.

В конце 1919 года Пуни с женой бежали из Советской России. По льду Финского залива они добрались до Куоккалы и, получив гер­манские визы, уехали в Берлин. В Германии Пуни много и плодотворно работал: писал беспредметные картины, занимался книжной графикой, рисовал эскизы декораций и костюмов для русских театров-кабаре «Синяя птица» и «Карусель», выступал с лекциями.

В 1923 году художник перебрался в Париж. Именно там Пуни достиг вершины своей известности: более тридцати лет он почти ежегодно выставлялся в знаменитых сало­нах - Тюильри, Осеннем, салоне Независи­мых; его персональные выставки проходили в лучших парижских галереях; его работы поку­пали крупнейшие музеи Европы и США.

Иван Альбертович Пуни умер 28 декабря 1956 года. Похоронен на кладбище Монпарнас.

Итальянец по крови, француз по паспорту, человек мира по судьбе, кругу общения и взгля­дам на искусство, Пуни и в эмиграции осозна­вал себя русским художником. Несмотря на многолетнее увлечение беспредметной живо­писью, русские темы, русские сюжеты, рус­ские образы всегда занимали важное место в его творчестве. Подтверждением этому слу­жит представленное в Библиохронике коллек­ционное издание, вышедшее в Париже через восемь лет после смерти мастера.

Оно объединило 10 линогравюр, исполнен­ных Пуни в Ленинграде, Витебске и Берлине между 1914 и 1920 годами и вручную отпеча­танных в художественных мастерских Ригаля (Ateliers Rigal) с оригинальных досок. Тексто­вым комментарием к ним служит поэма «Мас­терская», принадлежащая перу одного из круп­нейших поэтов Франции ХХ столетия - Жака Превера (1900-1977):

Мастерская Пуни -
это музей наоборот...
Вещи, оставшиеся на своих местах...
Серые и белые фотографии,
холсты,
портреты на стенах -всё несёт на себе
цвета Пуни -цвета радостного взгляда на
мир, смешанные с удивлением перед
тайнами жизни...

Литератор Александр Бахрах, общавшийся с Пуни на протяжении многих лет, писал: «Вспоминаю его последнее обиталище неда­леко от Люксембургского сада, где он жил, как улитка, забравшаяся в свою раковину. Ате­лье было сплошь заставлено подрамниками и неоконченными холстами. Да ещё коллекцией сломанных скрипок и контрабасов, бывших излюбленными сюжетами пуниевских натюр­мортов. Но работал он в нём подолгу, не отры­ваясь, часами сидел за низеньким столиком, уставленным банками с кистями всевозмож­ных размеров, и затем отдыхал в полуразва­лившемся кресле, рассматривая сделанное им. Там он и умер в самом конце 1956 года».

Издание, подготовленное друзьями Пуни, задумывалось как библиофильское: оно отпе­чатано общим тиражом в 195 нумерованных экземпляров на четырёх различных сортах бумаги - японской императорской, оверн-ской, верже и глянцевой. Описываемый экзем­пляр - № 121, на бумаге верже.


Пуни Иван (Жан) Альбертович (1892-1956); Превер Жак (Prevert Jacques; 1900-1977)

Pougny. Dix linogravures originates. 1914-1920. L' Atelier, poeme de Jacques Prevert. Paris, 1964. <Пуни. Десять подлинных линогра-вюр.1914-1920. «Мастерская», поэма Жака Превера. Париж, 1964.> 18 л., в т.ч.: 1 л. - факсимиле рукописи поэмы Ж. Превера «Мас­терская»; 10 л. - линогравюры: 1. Революция. 2. Воздушный мост. 3. Виолончелист. 4. Витебск. 5. Интерьер. 6. Дверь. 7. Витебск. 8. Лестница. 9. Пешеходные мостки. 10. Вход в здание. В картонной, обтянутой коричневой тканью папке с тиснёным именем худож­ника на верхней крышке и корешке. 45х30 см (л.); 47х32 см (папка).

Предыдущая статья Первое знакомство (I960 год)
Следующая статья Конец прекрасной эпохи (1977 год)
Печать
1414 Оценить статью:
Без рейтинга

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top