Search

Стихотворный человек

29 марта 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Древние святыни Ростова Великого (1860 год)

Древние святыни Ростова Великого (1860 год)

Михаил Толстой

 Есть на просторах России небольшие города, скромно хранящие в своей памяти многие века истории. Эти города уже существовали во вре­мена крещения Руси, пережили татаро-монголь­ское иго, переменили десятки градоначальни­ков - от князей до губернаторов. Такие города жили своей жизнью и при царской, и при совет­ской власти, хранили и оберегали свои легенды и традиции. Они и сегодня, точно также, продол­жают размеренную и полную достоинства про­винциальную жизнь. Одним из таких городов является Ростов Великий.

По легенде, своё название Ростов получил в честь основателя - Роста, заложившего город на земле, принадлежавшей финно-угорскому племени меря. В «Повести временных лет» Ростов упоминается как существующий город в записи за 862 год, а с XII века его называют не иначе как Ростов Великий. В 907 и 911 годах жители города под предводительством князя Олега участвовали в походах на Царьград.

С крещением жителей в 991 году начинается история святынь города Ростова Великого. Именно в нём была основана первая Епископ­ская кафедра, а в 991 году - первый собор Успе­ния Пресвятой Богородицы. Многочисленные нашествия, войны и пожары вплоть до XVII века уничтожали православные памятники, поэтому древнейшие святыни Ростова Великого, сохра­нившиеся до наших дней, были построены начи­ная с XVII века. Одним из таких памятников является Ростовский кремль - он служил рези­денцией архиереев Ростово-Ярославской епар­хии. Именно на территории кремля было возве­дено старейшее здание города - Успенский собор, хранящий мощи святых. Вместе с собо­ром была построена знаменитая 13-колокольная звонница, представляющая собой аркаду на широком основании.

Ещё одной жемчужиной ростовской земли является Богоявленский Авраамиев монастырь, основанный в XI веке преподобным Авраамием. По преданию, этот монастырь был построен на месте капища Велеса и стал оли­цетворением борьбы с идолопоклонством на Руси. В монастыре хранился жезл, данный уче­ником Христа Иоанном Авраамию, который и сокрушил жезлом идола Велеса. Иван Гроз­ный, собираясь в поход на Казанское ханство, взял с собой жезл из Авраамиевского мона­стыря, рассчитывая на его чудодейственную силу. Вот почему именно в этом монастыре по приказу Ивана IV, после взятия Казани, был построен Богоявленский собор, ставший бла­годарностью грозного царя.

Спасо-Яковлевский Дмитриевский монастырь образовался из двух монастырей - Спасского и Яковлевского. Спасский монастырь был осно­ван в XIII веке княгиней Марией, проведшей в нём свои последние годы. Яковлевский мона­стырь основан в конце XIV века Ростовским епи­скопом Иаковом. По указу Екатерины II в 1764 году Спасский монастырь был упразднен и при­писан к Яковлевскому, после чего образовался единый Спасо-Яковлевский монастырь. Самой грандиозной постройкой Спасо-Яковлевского монастыря и одним из наиболее значительных памятников Ростова является Дмитриевская церковь, возведённая в 1794-1802 гг. на средства графа Н.П. Шереметева. Именно православные храмы и монастыри придают Ростову особую теплоту, разливая неповторимый звон колоко­лов по старым улочкам, неся этот звон по спо­койным водам озера Неро.

«Древние Святыни Ростова Великого», напи­санные графом М. Толстым, впервые были напе­чатаны в 1847 году в «Чтениях Императорского Московского Общества Истории и Древностей Российских», после чего автор вновь посетил храмы и обители Ростова для внесения измене­ний и дополнений в свой труд. Настоящее, 2-е издание, исправленное и дополненное, вышло в свет в 1860 году в Москве и на сегодняшний день является практически единственным тру­дом, посвящённым святыням Ростова. Граф Михаил Владимирович Толстой - писатель, посвятивший свою деятельность изучению и освещению в своих сочинениях святынь русской земли, жизни подвижников, описал свя­тыни и древности Новгорода, Пскова, Старой Руссы, Ростова и других городов. Кроме того, его перу принадлежат «Рассказы из истории рус­ской церкви», «Патерик Свято-Троицкия лавры», исторический рассказ «Владимир Сырнов». В «Святынях Ростова Великого» М. Толстой осве­щает историю города с древнейших времен, ста­новление Ростова как религиозного центра. Кроме этого, автор подробно рассматривает такие святыни, как Успенская Соборная церковь,здания кремля (или бывшего Архиерейского дома), Зачатиевский Спасо-Яковлевский ставро- пигиальный монастырь, Авраамиев Богоявлен­ский монастырь, Петровский монастырь, церкви Вознесения и Св. Власия, а также Рожде­ственский женский монастырь. Книга сопрово­ждена прекрасными изображениями Соборной колокольни, панорамой и подробным планом Ростовского кремля, изображением креста Авраама Чудотворца и другими подробней­шими иллюстрациями.


Толстой Михаил Владимирович (1812-1896)

Древние святыни Ростова Великого. 2-е издание, исправленное и дополненное. Москва: Типография М.П. Захарова, 1860. 90 с.; 42 с.: ил. Составной переплёт эпохи: кожаный корешок с блинтовым тиснением, коленкоровые уголки, переплётные крышки оклеены узорной бума­гой. На первом форзаце наклейка: «Библиотеки Оптиной Пустыни Отд. 6 № 267». На последнем форзаце наклеен экслибрис П.Б. Горцева, представляющий собой воспроизведение литографии с изображением А. С. Пушкина, смотрящего на горные хребты. Издание сопровожда­ется семью цветными и чёрно-белыми гравюрами, а также двумя литографиями на отдельных листах. Приложения: «Чудо о отводе земли (из древнего жития Св. Леонтия); «Отрывки из современного жития Преп. Иринарха Затворника); «Исторические сведения об Архиереях Ростовских», «Список замечательных предметов Ростовской Митрополичьей ризницы, ныне находящихся в Ярославле», «Родословные росписи князей Ростовских и Белозерских с примечаниями», «Описание рисунков». 25x16,5 см.

Предыдущая статья Краткий очерк истории Нижнего Новгорода (1857 год)
Следующая статья Знаменский монастырь и Палата бояр Романовых (1861 год)
Печать
1909 Оценить статью:
4.5

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top