Search

Стихотворный человек

29 марта 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Житие и славные дела Петра Великого (1774 год)

Житие и славные дела Петра Великого (1774 год)

Орфелин Захарийе

Автор этого обширного труда - сербский писа­тель Захарийя Орфелин - не был ни совре­менником Петра, имевшим возможность дополнить биографию великого монарха лич­ными воспоминаниями, ни историком, распо­лагавшим неизвестными ранее архивными материалами. В его «послужном» списке -богословские и дидактические произведения, поэма «Плач Сербии» (1761), издание литера­турного альманаха «Славено-сербский мага­зин» (1768). В Венеции он изучил гравироваль­ное искусство и был избран членом Венской Академии художеств. К историческим заня­тиям его побудило доброжелательное отноше­ние к России, преклонение перед личностью Петра I, а также отсутствие подобного сочине­ния о Петре Великом на том языке, который был бы понятен сербскому читателю. В тече­ние пяти лет «без прерыву» Захарийе Орфелин составлял из разных российских и иностран­ных книг своё повествование. Основными рус­скими источниками, по свидетельству самого автора, были для него работы конференц-секретаря Петербургской Академии наук Г. Ф. Миллера и сподвижника Петра вице-канцлера П. П. Шафирова.

Осознавая несовершенство своего труда, автор, тем не менее, надеялся на то, что бла­городная просветительская цель его начи­нания искупит «неисправности» и будет по достоинству оценена читателями. Лучше всего авторская позиция выражена в предисловии:

«К совершенному изображению толь беспри­мерно многих и великих дел сего Государя, как то и к украшению и обогащению сея исто­рии красноречием я был весьма недостато­чен. Какие училища в Сербских землях есть, всякому известно, следовательно, и я не луч­ший. Одно только чтение книг было мне Академиею и самою главною наукою. Того ради надеюсь, что благосклонный читатель, в рас­суждении таковаго, по самой справедливости мною здесь исповедуемаго и многим известнаго моего неучения, за худость стиля в сей истории меня осуждать не будет; ещё менее за неисправность или за недостаточность мате­рий, о коих я писал. Я уверяю, что ничего у писателей обретённаго и к сей истории приличнаго не опустил, а недостатку в совершен­ной исправности ея инако помочь не можно, как одними только архивами Российскими, где дела и действия онаго Монарха наиточнейшее обретаются, но которыми я толь в дальном разстоянии будучи, ни мало пользоваться не мог... Есть истинна, что пользующемуся чужими трудами не великая слава, но ниже и сочини­телем назваться может; однако сколько мало имею я попечение о бытии могущем для того порицании, столько менее для славы и титула ревности в себе чувствую. Я и тем буду дово­лен, естьли мои благосклонные читатели най­дут, что я был по последней мере приличный собратель, и сочинил им посредственную историю».

Первое издание «Жития Петра Великого» было напечатано в 1772 году в Венеции, в типо­графии Димитрия Феодозия. Так как и сам труд, и предисловие к нему оказались не подписан­ными, а в посвящении Екатерине II значилось имя типографа, то долгое время автором «Жития» считался Димитрий Феодозий. Однако сличение экземпляров издания и обнаружение в некоторых из них фрагментов предисловия, опущенных в большей части тиража, позволили установить подлинного автора этого труда.

В 1774 году в Петербурге вышло второе издание «Жития», предпринятое на средства двух купцов: петербургского Сергея Копнина и иркутского Ивана Байбородина. Помимо посвящения Екатерине II и авторского преди­словия, в новом издании содержалось «Пред­уведомление от трудившихся в напечатании сей книги», подписанное вышеназванными купцами. Здесь, в частности, излагались при­чины, которыми руководствовались благо­творители, решившие предать сочинение З. Орфелина «вторичному тиснению». Таких причин названо три: фактические неточно­сти «Жития», недостаточное количество книг, попавших в Россию, и слишком непонятный для русского читателя язык, где встречается много слов и выражений, «которых знаменования не токмо не упражнявшиеся в сво­бодных науках Россияне, но и те самые, кои довольное в оных препроводили время, не зная Славенского языка, с великим трудом разуметь совершенно могут». Над исправле­нием слога «Жития», написанного на славяно-сербско-русском языке, трудился коллежский секретарь Василий Алексеевич Троепольской, а устранить фактические неточности взял на себя труд уже известный и авторитетный к тому времени историк М.М. Щербатов.

В Библиохронике представлен первый том «Житие Петра Великого». Он содержит крат­кое географическое и политическое описание России, отдельную главу, посвящённую древ­ней российской истории и жизнеописание Петра Великого от рождения до празднова­ния победы в Полтавском сражении. Особую ценность изданию придают иллюстрации, среди которых изображения памятных меда­лей петровского времени, географические карты, планы сражений, жанровые и баталь­ные гравюры, выполненные А. Шхонебеком и братьями И. и А. Зубовыми. Все эти высоко-ценимые ныне гравюры сохранились в описы­ваемом экземпляре «Житие Петра Великого»

 


Орфелин Захарийе (1726-1785)

Житие и славные дела Петра Великого самодержца всероссийского с предположением краткой географической и политической истории о Российском государстве, первее на славенском языке изданное в Венеции, а ныне вновь с пополнением и поправлением как самой истории, так и с преложением некоторых славено-сербских слов на российской, с гравированными планами баталий и взятых крепостей и на все великия действия медалями напечатано. Печатано иждивением купцов: санктпетербургскаго Сергия Копнина, и иркуцкаго Ивана Байбородина. В 2-х т. Санкт-Петербург: При Императорской Академии наук, 1774. Т. 1. 1 л. фронтиспис, [27], 367 с., 19 л. иллюстраций, карт.

В полукожаном переплёте первой половины XIX века. Крышки оклеены «мраморной» бумагой. На корешке тиснёный геометрический орнамент и золототиснёное заглавие. Тройной обрез синего крапления. 24,5х19,5 см.

Предыдущая статья Труды Вольного экономического общества. Часть XXV (1773 год)
Следующая статья Похождения нового увеселительного шута и великого в делах любовных плута Совест-Драла, Большого Носа (1774 год)
Печать
1917 Оценить статью:
4.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top