Search

Стихотворный человек

20 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Загадки (1932 год)

Загадки (1932 год)

Мария Рыбникова

В сентябре 1932 г., даря свою недавно вышедшую книгу «Загадки» литературоведу Марку Константиновичу Азадовскому (1888-1954), Мария Александровна Рыбникова (1885-1942) надписала - «сказочнику от сказочницы». Рыбникова в дореволюционные годы преподавала в гимназии, затем в Институте Слова, во 2-м Московском государственном университете, с 1927 г. работала в НИИ Наркомпроса, увлекалась графикой и живописью; среди научных пристрастий - вопросы методики преподавания русского языка и литературы в школе, изучение теории литературы, устное народное творчество (сбор и систематизация загадок, былин и русских сказок); редактировала и писала статьи в объемные коллективные сборники («Восемь лет русской художественной литературы. 1917-1925», 1926). В 1920-е гг. вышли ее книги «Блок - Гамлет» (1923), «По вопросам композиции» (1924), «Книга о языке», «Современная и классическая литература в школе», драма «Максимилиан» (1925). В 1930-1942 гг. работала над графическим циклом к «Слову о полку Игореве». В годы войны Рыбникова эвакуировалась в Свердловск, здесь прошла выставка ее работ, посвященных знаменитому древнерусскому памятнику. В 1959 г. Госиздат выпустил альбом «Слово о полку Игореве» с 13 листами работ художницы.

«Загадки» вышли в широко известном теперь издательстве «Academia», где книгу понимали как единый организм. Выпускаемые томики были интеллигентны, соразмерны и аккуратны, книжные обложки и суперобложки - изысканны и деликатны по исполнению и рисунку. Внимание читателя, восприятие текста произведения организовывалось всеми доступными способами. В издательском репертуаре - классика мировой литературы, мемуары, художественные альбомы, которые профессионально редактировались, дополнялись научными статьями, развернутыми комментариями и пояснениями. Выходившие книги демонстрировали слаженную работу авторов статей, переводчиков, художников. Для оформления отдельных книг использовались иллюстрации из изданий XIX в., и они появлялись в классической графической интерпретации. Издательство уже с 1922 г. применяло серийный способ выпуска книг, число серий постоянно увеличивалось, если в каталоге 1930 г. их 6, то в 1934 г. - 28. Среди наиболее известных - «Сокровища мировой литературы», «Искусствоведение» (первоначальное название - «Памятники искусства и художественного быта»), «Художественные издания», «Театральные мемуары», «Памятники литературного быта», «Современная культура», «Новое право», «Радиобиблиотека». Отдельные серии не получили значительного развития, некоторые не осуществились.

На протяжении 1920-1930-х гг. издательство, обычно не по своей воле, подвергалось реорганизациям. Первоначально «Academia» было частным издательством, созданным в октябре - декабре 1921 г. Философским обществом при Петроградском университете, вскоре его подчинили Государственному институту истории искусств при Главнауке Наркомпроса РСФСР, затем преобразовали в Государственное акционерное издательское общество. До 1929 г. книжное предприятие возглавлял выпускник Петербургского университета, юрист по образованию Александр Александрович Кроленко (18891970). Традиционно выделяют два этапа существования издательства: ленинградский (19211929) и московский (1929-1937) - после переезда в Москву, когда главным редактором назначили А. Н. Тихонова (Сереброва, 18801956), а в 1932 г. М. Горький (1868-1936) стал председателем редакционного совета.

Последним директором был Л. Б. Каменев (1883-1936). В 1937 г. издательство было закрыто или, как ранее стыдливо писали, «слито» с Гослитиздатом, где вышли несколько книг, подготовленных «Academia». Отдельные книги выпускались и в последующие годы, но уже без упоминания издательства. В 1991 г. исполком Ленинского районного совета г. Москвы зарегистрировал издательскую фирму «Academia», учредителями которой стали издательство «Наука» и «Вестник Академии наук СССР», за ней же был закреплена старая издательская марка «Academia» работы Г. П. Любарского (1885-1942).

Одно из последних заметных мероприятий в жизни «Academia» - это участие в 1937 г. в парижской Международной выставке. Экспонировались 174 наименования по основным издательским разделам: литература народов СССР, фольклор, искусство, французская, английская, немецкая, итальянская, испанская, античная литература и литература Востока. В разделе «Фольклор» публике представили первый том сказок А. Н. Афанасьева, осетинский эпос, латышские сказки, песни о Разине и Пугачеве и др. «Загадки» Рыбниковой, посчитав, что они «не отражают характера книжной продукции издательства», на выставку не взяли.

В 1930-е гг. ее книга определенно не могла считаться достойной представлять достижения советской власти за рубежом. В предисловии Рыбникова писала: «Наше время уделяет особое внимание малым жанрам. Загадкой, так же как эпиграммой, поражают классового врага; загадку находим в стенгазете, в отделе юмора, на страницах ходовых журналов; загадка - это вид острословия, который сейчас сознательно и бессознательно культивируется... хотелось бы его культивировать именно сознательно, питаясь лучшими достижениями и образцами... Нужен генеральный смотр репертуара загадок, необходим учет нашего словесного имущества... Загадка заполняет досуг деревенской молодежи, на загадках же учатся понимать мир». Однако, заглянув в «живые и выразительные» русские традиционные загадки, советский обыватель находил следующее: «Маленький Мартын всходил в овин, зубы оскалил, ж. оголил» - это о гребне; в разделе современного репертуара помещались «загадки советские» и «загадки школьников»: о названии республики - «Две сохи, две репы, а посредине фабрика»: отгдадка - «РСФСР»; «У человека голос есть, а говорить не может» - «Лишенец»; «В Москве рубят, а к нам щепки летят» - «Газета»; совершенно неудобные для международной выставки - «Сорок ног, сорок рук, двадцать голов» - «Очередь»; «Лежит в котле, а человек» - «Беспризорник», «Кто снял с царя корону?» - «Революция»; «Один - для рабочего, другой - для крестьянина. Как сойдутся - буржуи затрясутся» - «Серп и молот». А вот что иностранцы могли узнать о советских детях из книги Рыбниковой - «Не хрен, не морковка, а красная головка» - «Пионерка»; «Два красных уха спереди, а язык позади; с земли не вырос, борьбы не вынес, подберет годков и будет готов» - «Пионер». Опубликована и белорусская загадка о Карле Марксе: «Кто создал вечный капитал, но труд чужой совсем не крал?»

Еще замечательная загадка: «Какие три буквы всему миру знакомы?» - Наш современник придумать ответ может быстро, но отгадать не получится, потому что правильный вариант - «КИМ», т. е. «Коммунистический интернационал молодежи». Подобные глупости о советской власти и ее политике сочинила не выпускница Высших женских курсов Мария Рыбникова, - неистощимую выдумку проявили «победивший пролетариат» и беднейшее крестьянство: в Мценске, Орехово-Зуеве, Ярославле, в деревнях Малые Дубровки и Бородино, селе Борисово Дмитровского района Московской области, трудящиеся Гусь-Хрустального, жители Валдайского района Ленинградской области и др. Вместе с ними загадки (более 2000) создали школьники от 13 до 15 лет в Томске, Вятке, Ярославле, на Валдае, в Яхроме и Хамовническом районе Москвы. Начинали сочинять безобидно: о грозе, звездах, мухе, потом об электричестве, отоплении, домашнем хозяйстве («Город бросает, а деревня подбирает» - «Навоз»). Широко пропагандируемые властью новинки технической мысли «ребята-загадочники» - дети рабочих, крестьян, служащих, представили так - «К дому прицепится, поет, играет, нечистую силу напоминает, верующий народ пугает» - «Радио»; закончили Лениным и партией - «Один упал - сменили всходы».

Оформил книгу Леонид Семенович Хижинский (1896-1972) - представитель «ленинградской школы», известный виртуозный мастер, продолжатель традиций мирискуснической графики, долгие годы работавший в книжном деле. Учился в Киевском художественном училище, киевской Академии художеств, ВХУТЕМАСе - в общей сложности провел в учебных заведениях, овладевая профессией, с 1912 по 1926 гг. С 1924 г. активно сотрудничал с ленинградскими издательствами «Academia», «Гослитздатом», «Издательством писателей в Ленинграде», был совершенно «своим» в Комитете популяризации художественных изданий. Характеризуя его творество 1920-х гг., Э. Ф. Голлербах (18951942) писал в 1927 г., что для Хижинского характерно создание «декоративной обложки», состоящей из шрифта и «из группы орнаментальных изображений, чаще всего не находящихся ни в какой связи с текстом книги или имеющих к ней только стилистическое отношение... Задача такой обложки сводится к украшению книги, к принципу “искусство ради искусства”».

В 1930-е гг. Хижинский обратился к русской гравюре XVIII в., сказкам, народному искусству. Помимо «Загадок» М. Рыбниковой художник создал гравюры к сказкам О. Озаровской. В оформлении он использовал старинный русский лубок, элементы пряничных досок, русской набойки.

Хижинский участвовал в оформлении знаменитого «Альманаха библиофила» (1929), подготовленного Ленинградским обществом библиофилов, создании двух вариантов издательской марки ЛОБ; в украшении «дифирамба, сочиненного в трамвае» Э. Голлербаха «Диоскуры и книга» (1930) совместно с Д. Митрохиным, Н. Радловым, К. Сомовым, Е. Белухой, получив за работу такую характеристику: «Хижинский - маститый украинский график; ученик Дюрера; сражался в свое время при Фермопилах (село Киевской губ.); когда объявили “мир хижинам, войну дворцам”, переменил фамилию “Фермопильский” на “Хижинский”».

«Загадкам» Рыбниковой, наверное, лучшей ее книге, повезло: ей уготована долгая жизнь не только на полках любителей русского фольклора, в домашних библиотеках детской книги, но и бережное хранение в собраниях библиофилов, коллекционирующих книги, выпущенные издательством «Academia».

Издание в издательском переплете и художественной суперобложке.

 


Рыбникова, Мария Александровна (1885-1942)

Загадки. Орнаментация кн. Л. С. Хижинского. М.; Л.: Academia, 1932. 486, [2] с., 1 л. фронт. 18,2x12,6 см. Тираж 5000 экз.

Предыдущая статья Девочка чумазая (1931 год) Вовка - добрая душа (1963 год) Черный новичок (1964 год)
Следующая статья Мистер Твистер (1933 год) Пудель (1934 год)
Печать
1630 Оценить статью:
Без рейтинга

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top