Search

Стихотворный человек

25 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Записки 1814 и 1815 годов (1841 год)

Записки 1814 и 1815 годов (1841 год)

Александр Михайловский-Данилевский

Книга военного историка А.И. Михайловского-Данилевского повествует о девятнадцати месяцах, едва ли не самых важных в политической истории Европы первой половины XIX столетия. Автор, выпускник Гёттингенского университета, в августе 1812 года добровольцем записался в Петербургское ополчение, стал адъютантом М.И. Кутузова, участвовал в Бородинском сражении, при Тарутине был ранен. В 1813 году его перевели в императорскую Свиту, а позднее причислили к Гвардейскому генеральному штабу. В конце лета 1814 года он получил приказ отправиться в Вену, где должен был состояться Конгресс, имевший целью коренное переустройство посленаполеоновской Европы. С этого и начинается книга, написанная в форме путевого дневника.

Главное её достоинство - в деталях, отмеченных наблюдательным очевидцем. К примеру, вот рассказ о том, как Александр I, находившийся тогда на вершине славы и могущества, встречал глав европейских государств: «Коронованных глав и полномочных послов государь принимал поодиночке в своём кабинете, а для всех прочих принцев крови назначили день общего представления. Число их было так значительно, что они едва поместились в обширной приёмной зале государя. Смотря здесь на них, я думал, что почти все они за несколько лет толпились таким же образом в Тюльерийском дворце во время правления Наполеона, присоединяли войска свои к французским на разорение России, зажигали потешные огни и праздновали, когда получали известия о падении и гибели Смоленска и Москвы. Мысль о прошедшем так сильно мною овладела, что я давал лаконичные ответы, когда некоторые из принцев обращались ко мне с приветствиями».

Напряжённая, скрытая от посторонних глаз работа политиков по перекройке европейских границ сопровождалась многочисленными празднествами, организуемыми австрийским двором. В книге приводится острота известного своим злословием принца де Линя, которого спросили: «Каково идёт Конгресс?» Тот ответил: «Он не идёт, а пляшет». Михайловский-Данилевский рассказывает, каких усилий стоили эти увеселения тем, кто их устраивал: «По многочисленности своей балы становились слишком однообразны, потому прибегли к другого рода забавам. Выпал снег, и начали приготовлять катание в великолепных санях, блестевших позолотою и сделанных наподобие колесниц. Но снег скоро сошёл, и принуждены были отрядить множество людей собирать его по полям, в корзинах, и усыпать им дорогу, назначенную для катания».

Работа Венского конгресса прервалась после получения известия о бегстве Наполеона с острова Эльба. Офицер Свиты российского императора свидетельствует о растерянности, охватившей не только лагерь союзников, но и весь континент: «Неограниченно было любопытство узнать настоящие замыслы Наполеона. Бумажные деньги и государственные облигации, барометр общественного мнения в Европе, повсюду изменялись в своём достоинстве. Австрийские ассигнации по несколько раз в день падали и поднимались в цене. Голландский червонец в две недели возвысился от одиннадцати гульденов до двадцати одного».

Срочная переброска войск союзников к границам Франции, прекращение кампании после известия о битве при Ватерлоо, стремление Александра как можно скорее оказаться в Париже, переговоры о будущем Франции, финал наполеоновской эпохи, торжество победителей - всё это годы спустя нашло отражение на страницах «Записок» Михайловского-Данилевского.

Книга заканчивается описанием символичного, в глазах автора, эпизода, случившегося в одном из баварских поместий, где император Александр остановился на непродолжительный отдых по дороге в Петербург: «Однажды всё общество гуляло по полям и встретило крестьянина, пахавшего землю. Государь стал на его место и провёл сохою борозду. Сельское явление сие происходило именно в тот день, когда Наполеона привезли в место его вечного заточения, на остров Святой Елены! Так неизмеримый океан размежевал двух противников, недавно бившихся на жизнь и смерть. Одного, как Прометея, приковывали к скале; другой, осыпаемый благословениями современников, с торжеством возвращался в дорогую ему Россию».

Первоначально воспоминания А.И. Михайловского-Данилевского о событиях 1814 и 1815 годов появились в периодической печати. В 1831 году вышли две отдельные книжки: «Записки 1814 года» и «Воспоминания. Из записок 1815 года». Позднее они были объединены под общим названием «Записки 1814 и 1815 годов» и в таком виде неоднократно перепечатывались. В Библиохронике представлено четвёртое издание книги.

Количество переизданий не всегда свидетельствует о безоговорочном читательском успехе. «Записки» Михайловского-Данилевского были весьма сурово встречены критикой. Его бранили как раз за то, в чём сегодня мы видим сильную сторону его «путевого журнала» - за пристрастие к деталям. Рецензент «Московского телеграфа» писал: «Скупость на воспоминания есть у нас, русских, недостаток общий. В то время, как в других землях часто какой-нибудь паж или прапорщик печатают любопытные записки, мы молчим, а если и заговорит иной, то приходится повторить слова госпожи Простаковой о говорливости её супруга. Нельзя сказать, чтобы у нас вовсе ничего не замечали и не записывали. Напротив, пишут и прячут! Драгоценности гниют после того в родовых библиотеках и шкафах, а издаются в свет кое-какие выборки из реляций с прибавлениями восклицаний или такие заметки, на которые не стоит тратить бумаги. Не относя и отнюдь не применяя слов наших к книжечке, изданной господином Данилевским, нельзя, однако ж, не сказать, что, прочитав её, досадуешь на сочинителя и на то, что он издал свою брошюрку. Это журнал, ведённый автором в то время, когда он в свите императора Александра присутствовал на Венском конгрессе, затем, после конгресса, был свидетелем движения к Рейну армий, смятения по поводу явления Наполеона во Франции, вторичного вступления русских в Париж, политических перемен в Париже, смотра при Вертю, путешествия Александра в Швейцарию, пребывания его в Берлине и поездки до царства Польского. Какие дела и сколько лиц! Записки самовидца могли бы при сём случае сделаться золотыми страницами для истории. Что ж находим? Заметки о том, где автор обедал, где ужинал, о чём мечтал, где «наслаждался благоуханием дерев и прохладой летнего ветерка», где ему нравилось, где не нравилось, а всё его окружавшее - дело совсем постороннее, мимоходом рассматриваемое!»

В журнале «Телескоп» высказались короче: «К сожалению, в «Записках» не приметно ни обширности, ни лёгкости взгляда. Это лёгкие впечатления, мимолётно схваченные. Впрочем, они переданы языком чистым и правильным».

В наше время записки А.И. Михайловского-Данилевского о событиях 1814-1815 годов используются историками как один из наиболее достоверных документов эпохи.

 


Михайловский-Данилевский Александр Иванович (1790-1848).

Записки 1814 и 1815 годов. А. Михайловского-Данилевского, бывшего Флигель-Адъютанта Государя Императора Александра Павло-вича. Издание четвёртое. Санкт-Петербург: [Типография Штаба Отдельного Корпуса Внутренней Стражи], 1841. 245 с., 1 л. - таблица«Боевой порядок русской армии при Вертю». В переплёте тёмно-красного сафьяна. На крышках переплёта - золототиснёные рамки,в центре верхней крышки - суперэкслибрис великого князя Михаила Николаевича (1832-1909; о нём и его библиотеке см. первыйвыпуск Библиохроники). На корешке золототиснёные имя автора, заглавие и узорный орнамент. Форзацы белого муара. Узорнаязолотиснёная подвёртка. Тройной золотой обрез. 23,5х14,5 см. На переднем форзаце: 1) экслибрис великого князя Михаила Нико-лаевича; 2) гербовый экслибрис императорских библиотек; 3) экслибрис библиотеки Ново-Михайловского дворца; 4) ярлык «№___ » библиотеки Ново-Михайловского дворца.

Предыдущая статья Герой нашего времени (1840 год)
Следующая статья Похождения Чичикова, или Мёртвые души (1842 год)
Печать
1511 Оценить статью:
Без рейтинга
 

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top