Search

Стихотворный человек

29 марта 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Искусство брать взятки (1830 год)

Искусство брать взятки (1830 год)

Эраст Перцов

Вышедший в 1806 году «Словарь Академии Рос­сийской» указывал, что взятки - это «принуж­дённые подарки, приносимые тем, до кого кто имеет нужду по делам». В качестве примера сло­воупотребления давалась фраза: «Взятки зако­ном строго запрещены». В. И. Даль определял взятку как «плату или подарок должностному лицу во избежание стеснений, либо же подкуп его на незаконное дело», а далее приводил сино­нимический ряд, свидетельствовавший, что взятки в России, в зависимости от ситуации, скрывались под многочисленными личинами-эвфемизмами, такими как «поборы, приноше­ния, дары, гостинцы, приносы, бакшиши и магарычи». Как раз для тех, кто хотел разобраться в разновидностях взяток, а также изучить воз­можности и способы их получения, в 1830 году в типографии Н. Греча вышла книга под интри­гующим заглавием: «Искусство брать взятки. Рукопись, найденная в бумагах Тяжалкина, умершего Титулярного Советника». Хотя почив­ший автор имел лишь скромный гражданский чин IX класса (соответствовавший армейскому штабс-капитану), его опыту, как утверждало предисловие, могли позавидовать и более титу­лованные особы, а причины, заставившие Тяжалкина взяться за перо, должны были вызвать глубочайшее сочувствие неравнодуш­ных читателей: «Когда покойный в последнее время жизни своей попался под следствие, то не придумал лучшего средства расположить в свою пользу людей, от коих частию зависела его участь, как вызовом читать детям их лекции об искусстве брать взятки. Долговременная практика ручалась за его теоретические позна­ния, и не только дети, но приятели, знакомые Тяжалкина и даже вольные слушатели собира­лись к нему на дом. Лекции сии имели успешное влияние на слушателей, хотя он не кончил, как говорят, полного курса».

Конспекты пяти прочитанных Тяжалкиным лекций как раз и составляют текст книги. Пре­жде всего автор предлагает свою классифика­цию взяток. По его наблюдениям, они делятся на три разновидности: «Взятки принимаются трояким образом. Во-первых, натурою; к сему разряду причисляются обеды, подарки на память любви и дружбы, сюрпризы в дни име­нин или рождения самого взяточника, его жены и детей; нечаянное забытие вещей на столе или вообще в доме взяточника, продажа движимого имущества или уступка дворовых людей, совер­шаемая на законном основании, разумеется, без платежа денег и т.п. ... Лучшим же из сего рода взяток справедливо почитают обеды: такие взятки скрываются в безопасном месте, то есть в желудке, никогда не обличаются, и в летопи­сях лихоимства ещё не было примера, чтобы обеды доводили до суда и расправы. Я сам зна­вал многих дельцов, которые постоянно несколько лет «кормили завтраками» просите­лей, не могущих давать им обедов, а просите­лей, дающих обеды, удовлетворяли, смотря по числу и качеству блюд, и которые при том во всё время служения сохраняли имя честных и бескорыстных чиновников. Бывало, придёт проситель к такому дельцу на дом. «Очень хорошо, - скажет бессребреник, - я рассмотрю ваше дело в такой-то день после обеда». Если просителем случался человек догадливый, то он тотчас же приглашал дельца в упомянутый им день к себе откушать, и тогда успех дела зависел уже от искусства повара: иных «стряп­чих» было не нужно. Но если проситель не постигал таинственного смысла слов «после обеда», то и пиши пропало. Второго рода взятки родились на свете вместе с изобретением денег и взимаются ходячею монетою по курсу, но из всей государственной монеты предпочти­тельно избирайте ассигнации, потому что они переходят из рук в руки без шуму и без стуку, легко промениваются на серебро и золото, даже ещё с барышом, мало требуют места и удобно помещаются всюду: в кармане, за галстухом, в сапогах и за обшлагами рукавов. . Всякое ремесло имеет свои технические термины: так и у нас брать деньгами называется вести дела начистую. Каждой из ассигнаций мы придаём особое название, основанное на отличитель­ном её признаке: пятирублёвую называем синицею, десятирублёвую - снегирём, двадца­типяти- и пятидесятирублёвые - белыми голу­бями, сторублёвые - щеголёнком по её вели­чине и красивым узорам, а двухсотрублёвые -пеструшкою, по пестроте её изнанки. Сей язык весьма облегчает вас при взаимном разговоре друг с другом: «метил в голубя, а попал в синицу»; «не зевай, ведь у него садки пеструшек» - сии выражения громко произносятся в присут­ственной каморе, перед зерцалом, при самих просителях, не возмущая общего спокойствия, не поражая никого удивлением. Не правда ли, что сии превращения лоскутков разноцветной бумаги в певчих птиц и рыбу суть истинно пии­тические вымыслы, ибо поэзия любит одушев­ления. И ... взяточническое дело не лишено поэ­зии. Третьего рода взятки употребляются осо­бами лучшего и знатного круга: это взаимные одолжения по должности или по приязни. Ино­гда процесс решается в пользу одного тяжуще­гося на договоре, чтобы он, в свою очередь, доставил делопроизводителю такую-то выгоду по службе. Иногда судья уступает наветам всем известного оглашенного ябедника единственно для того, чтобы, поссорившись с ним, не поте­рять партии в висте. Иногда начальник смотрит сквозь пальцы на плутни своего секретаря, любя в нём славного малого, который как нельзя лучше исполняет его домашние поручения.

Иногда участь несчастливца делается ещё горестнее от того, что какой-нибудь N обещался NN представить сына его в дом вельможи и при­нять под своё покровительство. Иногда из угож­дения прекрасной даме мужа сажают под арест... Но ни времени, ни сил моих не достанет, если б я стал исчислять все случаи, где на решение дел имеют влияние знакомство, родство, кумовство, связи, сходство образа мыслей и характеров, приличие и тысячи, тьмы тысяч светских отно­шений. Вообще взятки третьего рода должен­ствуют быть названы невещественными. К ним причисляются и похвалы, которыми писатели взаимно одолжают друг друга. Так как сей класс людей всё своё существование основывает на славе, то взятки у них берутся не чем иным, как славою».

Дав характеристики главным видам взятки, Тяжалкин должен был особо отметить, что ни слова не говорит об обогащении за счёт казны, так как оное взяткой не является: «Вижу, М<илостивые> Г<осудари>, что у некоторых из вас уже на лице изображена готовность вопро­сить меня: разве нельзя брать взятки и с самой казны? И разве такие взятки не оставляют отдельного рода от взяток, получаемых с про­сителя? Можно, М<илостивые> Г<осудари>, можно, только осторожно! Гордитесь своими познаниями; я буду гордиться таковыми слуша­телями. Почему не пользоваться от казны в слу­чае, когда она безмолвствует так же, как проси­тели? Я сам... но скромность, а паче производи­мое надо мною следствие налагают молчание на уста мои. Могу только доложить вам, что доход, получаемый таким образом, не есть взятка; ибо, чтобы взять, надобно дать, казна же не даёт, а мы сами простираем к ней руки; от сего-то и происходят выражения «нагревать руки», «запустить лапу»; напротив, в нашем ремесле, если спросят: «имеется ли доход?», то иначе нельзя отвечать, как глаголом «перепа­дает», потому что, действительно, в наши кар­маны деньги падают из карманов просителей как снег на голову. На сем основании учение о доходе с казны не может войти в план нынеш­него моего курса».

В подтверждение надёжности передаваемого ученикам опыта Тяжалкин ссылался на «благо­приобретённые» им каменный дом и 800 душ крепостных крестьян, значившиеся за его женой (сам он, как искушённый в делах про­фессионал, никаким имуществом не владел).

Завершается книга набросками будущих лекций Тяжалкина, которые автору прочесть так и не удалось: «... пусть обвиняемый проси­тель роется в законах, чтобы узнать их содер­жание. быть может, не отроет, и одними циф­рами вы решите дело, как математическую задачу.».

И цензура, и читатели, и критика вслед за неведомым издателем признали в книге «шутку над взяточниками, написанную от их имени для того, чтобы сим способом стать на ту точку, с которой сей предмет виднее со всех сторон и может быть осмеян удовлетворительнейшим образом».

Но кому пришло в голову шутить на тему во все времена в России сколь актуальную, столь и болезненную? Автором книги был Эраст Петрович Перцов, казанский помещик, выпуск­ник Московского университетского благород­ного пансиона, чиновник и литератор. В конце 1820-х годов, служа в Петербурге, он общался с А. С. Пушкиным, П. А. Вяземским, сотрудничал в «Северной пчеле». Именно тогда наблюдения над бытом и нравами столичного чиновниче­ства подвигли его к написанию сатиры «Искус­ство брать взятки». Позднее Перцов переехал в Казань, где подружился с Е. А. Баратынским, отзывавшимся о нём как о «человеке очень умном и очень образованном, с решительным талантом». В то время Эраст Петрович Перцов считался «одним из двигателей местной обще­ственной жизни, первым затейщиком всяких литературных чтений, любительских спек­таклей, концертов и пикников». В середине

1840-х годов он вновь перебрался в Петербург, занимал должность правителя канцелярии Департамента хозяйственных дел Главного управления путей сообщения и публичных зданий. Выйдя в отставку, редактировал «Жур­нал общеполезных сведений», был избран в члены Вольно-экономического общества, публиковал в периодической печати переводы, стихи и статьи на хозяйственные темы, такие как исследование «О сорных травах». Как дока­зал Н. Я. Эйдельман, Перцов являлся одним из тайных корреспондентов А. И. Герцена, соби­рал и переправлял за границу материалы для «Колокола», за что в августе 1861 года был аре­стован и допрошен, но сумел отвести от себя подозрения. Жизнь Эраста Петровича окон­чилась трагически: в возрасте шестидесяти восьми лет автор сатирического руководства для взяточников покончил с собой «вслед­ствие совершенного расстройства денежных дел»...

«Искусство брать взятки» - самая извест­ная книга Э. П. Перцова, ставшая труднонаходимой сразу же по поступлении в продажу. Однако в распоряжении составителей Библиохроники оказались сразу два экземпляра, каж­дый из которых по-своему замечателен. Пер­вый - редчайший - в печатной издательской обложке. Второй - из знаменитой марьинской библиотеки С. В. Строгановой.

ЗнакомаяА. С. Пушкина, адресат стихов Г. Р. Дер­жавина, хорошая приятельница И. А. Крылова, Софья Владимировна считалась одной из обра­зованнейших женщин своего времени (доста­точно сказать, что она перевела на русский язык дантов «Ад»). Её матерью была знамени­тая княгиня Наталья Петровна Голицына, кото­рую молва называла прототипом пушкинской старой графини из «Пиковой дамы». Крупней­шими сановниками империи являлись её брат, московский генерал-губернатор, и муж - граф Павел Александрович Строганов (1772-1817), герой Отечественной войны 1812 года, тайный советник и сенатор. Сама Софья Владимировна играла заметную роль при Дворе, будучи статс-дамой императрицы Елизаветы Алексеевны. Её салон принадлежал к числу самых популярных в Петербурге, её картинная галерея славилась за пределами России.

В распоряжении С. В. Строгановой имелись две прекрасные библиотеки: одна - в её дворце в Санкт-Петербурге (ныне Невский проспект, 17), другая - в майоратном имении Марьино, близ Тосно Новгородской губернии. Описыва­емый экземпляр «Искусства брать взятки» про­исходит из марьинского книгохранилища.

 


[Перцов Эраст Петрович (1804-1873)]

Искусство брать взятки. Рукопись, найденная в бумагах Тяжалкина, умершего Титулярного Советника. Санкт-Петербург: В Типографии Н. Греча, 1830. XI, 74 с. В печатной издательской обложке. 14,5х11 см. Чрезвычайная редкость.

То же. Во владельческом полукожаном переплёте времени издания. Крышки оклеены «мраморной» бумагой. На корешке золототис-нёный орнамент. На передней крышке тиснённый золотом суперэкслибрис графини Софьи Владимировны Строгановой, урождён­ной княжны Голицыной (1775-1845): два щита с гербами графов Строгановых и князей Голицыных, увенчанные графской короной и обрамлённые надписью: «Книгохранилище Марьинское». 14x10 см. Редкость.

Предыдущая статья Новейший снотолкователь (1829 год)
Следующая статья Марфа, Посадница Новгородская (1830 год)
Печать
7526 Оценить статью:
4.4

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top