Search

Стихотворный человек

25 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Исследование мировых пространств реактивными приборами (1903, 1914, 1926)

Исследование мировых пространств реактивными приборами (1903, 1914, 1926)

Константин Циолковский

«Никаких претензий на преобразование человечества, на практическую деятельность и политическое значение я, конечно, не имею. Я предлагаю только глубоко продуманные мысли, основанные на познании человека, натуралистических и точных знаниях. Деятели жизни, может быть, сумеют извлечь из них какое-либо применение. Это философский и научный материал, пригодный вообще для развития человечества и создания в его душе каких-либо идеалов», - отмечал в 1930-е годы Константин Эдуардович Циолковский.

Тем не менее именно преобразование человечества через практическую деятельность, повлекшую и глобальные политические изменения - именно такой эффект и произвела работа полуглухого (последствия скарлатины, которой он переболел в 9 лет) преподавателя математики в женском училище провинциальной Калуги Константина Эдуардовича Циолковского. Первая в мире научная работа, посвященная теории реактивного движения, представлена в «Библиохронике» в полном комплекте: все три публикации одного из величайших открытий человечества! Величайшая редкость!

В справочнике «Космонавтика. Маленькая энциклопедия» (главный редактор

В.П. Глушко, 1970) о значении этой работы К.Э. Циолковского сказано так: «В ней Ц. впервые вывел законы движения ракеты как тела перем. массы в пространстве без тяжести и в поле тяготения, обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, определил кпд ракеты, исследовал влияние силы сопротивления воздуха на движение ракеты и мн. др. Работа Ц. указала рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения. Этим же проблемам были посвящены исследования Ц., изданные в 1911-12, 1914, 1926. В 1929 опубликовал работу “Космические ракетные поезда”, в к-рой рассмотрел теорию особого вида составных ракет».

Академик С.П. Королев, который лично немного знал Циолковского, отмечал: «Трудно переоценить все значение предложения Константина Эдуардовича о составных многоступенчатых ракетах и ракетных поездах. По существу оно открыло дорогу человечеству в космическое пространство».

Циолковскому шел 39-й год, когда он приступил к математической разработке основ теории ракетно-космического полета. Мысль исследовать особенности движения ракеты возникла у него после прочтения брошюры А.П. Федорова «Новый принцип воздухоплавания, исключающий атмосферу как опорную среду» (С.-Петербург, 1896). А уже в 1897 году Циолковский вывел свою знаменитую формулу. Она устанавливала зависимость между скоростью ракеты в любой момент, скоростью истечения газов из сопла, массой ракеты и массой взрывных веществ. А уже в 1898 году он окончательно оформил свой труд «Исследования мировых пространств реактивными приборами», в котором математически обоснована возможность достижения космических скоростей. Русский ученый уже тогда, в 1903 году, предложил использовать для космического полета не примитивную пороховую ракету, а жидкостный реактивный двигатель на водороде и кислороде. Наиболее ранняя из зарубежных публикаций на эту тему появилась во Франции спустя 10 лет - в 1913 году, в Германии - через 20 лет...

Первую часть своего фундаментального труда Циолковский в начале 1903 года направил редактору журнала «Научное обозрение» Михаилу Михайловичу Филиппову, в ту же редакцию, где печатались Д.И. Менделеев, В.М. Бехтерев, Ч. Дарвин, Г. Гельмгольц и Г.В. Плеханов.

И тут необходимо сказать несколько слов об издателе - М.М. Филиппове. Несомненно, неординарный человек, он был и социологом, и экономистом, филологом и историком, автором романа «Осажденный Севастополь». и таинственного физического открытия, о котором продолжают спорить до сих пор. 11 июня 1903 года газетой «Русские ведомости» было получено письмо Филиппова об изобретении им способа электрической передачи на расстояние в тысячи километров ударной волны взрыва. «Способ изумительно прост и дешев, - написано там, - подробности я опубликую в мемуарах Академии наук». Через день М.М. Филиппов погиб при таинственных обстоятельствах в своей лаборатории. Его записи не удалось разыскать. В последнем номере «Научного обозрения», который успел подписать Филиппов, напечатаны «Заветные мысли» Д.И. Менделеева и первая часть «Исследования мировых пространств...» К.Э. Циолковского. В 1903 году в пятом номере «Научного обозрения» появилась его статья «Исследование мировых пространств реактивными приборами», часть I-я. В ней была дана теория полёта ракеты и обоснована возможность применения реактивных аппаратов для межпланетных сообщений. Подзаголовки 1-й части:

1.   Реактивный прибор-«ракета».

2.   Преимущества ракеты.

3.   Ракета под влиянием тяжести. Вертикальное поднятие.

4.   Среда тяжести (гравитация). Отвесное возвращение на Землю.

5.   Среда тяжести (гравитация). Наклонное поднятие.

Этот номер журнала впоследствии был конфискован и стал безусловной редкостью!

Начались долгие мытарства ученого с публикацией своего научного труда в полном объеме. Собственно, и Филиппов ему жаловался, что цензура с большим трудом разрешила печатать первую часть рукописи. Приговор цензоров на сочинение Циолковского был однозначен: «…отличающееся материалистическим характером». Еще бы: ведь это рассказ о возможности полета в космическое пространство - прямое вторжение в святая святых, в вотчину господа бога.

Сын издателя - Б.М. Филиппов вспоминал: «Никакие доводы отца об огромном научном значении работы Циолковского не помогали. Тогда Михаил Михайлович решил посоветоваться со своим другом и учителем Д.И. Менделеевым, принимавшим активное участие в жизни “Научного обозрения”. Ознакомившись с работой Константина Эдуардовича и выслушав жалобы редактора на цензурный произвол, Менделеев сказал ему: “Ну, конечно, цензор есть цензор. Он ведь получает жалованье не за разрешения, а за запрещения. Но я вам дам совет не как химик, а как дипломат. Сведите все ваши доводы в защиту Циолковского к пиротехнике. Докажите им, что, поскольку речь идет о ракетах, это очень важно для торжественных праздников в честь тезоименитства государя и “высочайших особ”. Вот пусть тогда вам запретят печатать статью”».

И - сработало! Разрешение было получено 31 мая 1903 года». Но тут-то и последовала трагическая гибель М.М. Филиппова. Из его кабинета вместе с его собственными документами жандармы изъяли и вторую часть научного труда Циолковского. Константин Эдуардович попытался получить рукопись обратно, но тщетно. Не смог он получить и причитавшееся ему определенное число оттисков уже напечатанной первой части работы, которыми обычно редакция расплачивалась с автором. «Оттиски (особые), как видно, были конфискованы, - писал ученый редактору и издателю журнала «Вестник воздухоплавания» Б.Н. Воробьеву, - я не мог получить их даже за деньги из типографии, и говорить со мной о них не стали, хотя они, несомненно, были, по словам сотрудников той же типографии».

До наших дней дошел единственный из принадлежащих автору экземпляров той публикации, тщательно им переплетенный и снабженный надписью: «Прошу хранить, как зеницу ока, ибо единственный экземпляр, вырванный мною из журнала. К.Ц.».

Два года Циолковский с трудом, но мирился с тем, что его фундаментальная работа не замечена в научных кругах России и зарубежных стран. И вот в газете «Иллюстрированные биржевые ведомости» была опубликована информация о том, что в Америке изобретена и построена боевая ракета. Заметка взволновала и встревожила автора «Исследования мировых пространств реактивными приборами».

«Эта телеграмма навела меня на горестные размышления, - написал Циолковский редактору газеты. - Ровно два года назад... появилась моя математическая работа... В ней, в сущности, изложена теория гигантской ракеты, поднимающей людей и даже доносящей их, при известных условиях, до Луны и других небесных тел. И вот всесветные акулы (как называет Эдисон похитителей чужих мыслей) уже успели отчасти подтвердить мои идеи и, увы, уже применить их к разрушительным целям. <…> Но что же вы, мудрецы, любители истины и блата, не поддержали меня? Почему не разобраны, не проверены мои работы, почему не обратили, наконец, на них внимания? Орудия разрушения вас занимают, а орудия блага - нет. Когда это кончится, пренебрежение мыслью, пренебрежение великим? Если я не прав в этом великом, докажите мне, а если я прав, то почему не слушаете меня?.. Общество от этого теряет бездну... Акулы распоряжаются и преподносят, что и как хотят: вместо исследования неба - боевые снаряды, вместо истины - убийство...» Сообщение из США о «чудо-оружии» оказалось газетной «уткой»...

Наконец, через восемь лет, Циолковскому поступило предложение из очень популярного в ту пору столичного журнала «Вестник воздухоплавания» подготовить для этого издания какую-нибудь статью. Константин Эдуардович предложил опубликовать вторую часть своей работы. «Я разработал некоторые стороны вопроса о поднятии в пространство с помощью реактивного прибора, подобного ракете, - писал Циолковский редактору журнала, - математические выводы, основанные на научных данных и много раз проверенные, указывают на возможность с помощью таких приборов подниматься в небесное пространство и, может быть, - основывать поселения за пределами земной атмосферы...»

Передавая на суд читателей большой труд Циолковского (работа печаталась с девятнадцатого номера за 1911 год до девятого номера 1912 года), журнал предпослал ему весьма осторожную оговорку: «Ниже мы приводим интересную работу одного из крупных теоретиков воздухоплавания в России К. Э. Циолковского, посвященную вопросу о реактивных приборах и о полете в безатмосферной среде. Автор сам ниже указывает на грандиозность развиваемой им идеи, не только далекой от осуществления, но еще не воплотившейся даже в более или менее конкретные формы. Математические выкладки, на которых основывает автор свои дальнейшие выводы, дают ясную картину теоретической осуществимости идеи. Но трудности, которые неизбежны и огромны при той непривычной и неизвестной обстановке, в которую стремится проникнуть автор в своем исследовании, позволяют нам лишь мысленно следовать за рассуждениями автора».

Растянутость публикации затрудняла чтение и восприятие идей Циолковского. И тем не менее инженер-технолог В. Рюмин в 1912 году писал в 36-м номере журнала «Природа и люди»: «Циолковский - это гений, открывающий грядущим поколениям путь к звездам. О нем надо кричать! Его идеи надо сделать достоянием возможно более широких читательских масс».

Найти средства на издание в полном объеме своего труда К.Э. Циолковскому не удалось. Тогда он в 1914 году на свои средства выпускает брошюру, включающую лишь дополнения к ранее опубликованным первой и второй частям своего фундаментального труда. Представленный в «Библиохронике» экземпляр этого издания - уникален. На обложке - автографы всех членов советско-американской космической миссии «Союз - Аполлон» (1975): Алексей Леонов, Валерий Кубасов, Томас Стаффорд, Вэнс Бранд, Дональд Слейтон.

В 1923 году К.Э. Циолковский переиздал свою работу «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1903 г.) отдельной брошюрой под названием «Ракета в космическое пространство» (на титуле указан другой год - 1924). Тираж составил 1000 экземпляров. Новый заголовок был выбран по аналогии с названием книги Г. Оберта «Die Rakete zu den Planetenraumen» («Ракета в межпланетные пространства»). Любопытно, что вступительную заметку на немецком языке (!) написал другой выдающийся калужанин - Александр Леонидович Чижевский.

А в 1926 году наконец-то труд Циолковского был напечатан целиком с подзаголовком: «Переиздание работ 1903 и 1911 гг. с некоторыми изменениями и дополнениями».

Вообще, после Октябрьской революции 1917 года научная деятельность Циолковского неожиданно получила поддержку Советского государства. В 1918 году он избирается членом Социалистической академии, в 1919-м - почетным членом Общества любителей мироведения. В 1921-м Совнарком РСФСР назначает Циолковскому пожизненную персональную пенсию. В 1924 он - почетный профессор Академии Воздушного флота им. Н.Е. Жуковского... Впрочем, электричества и отопления в доме Циолковского в Калуге не было до 1931 года.

С чем это было связано? Может быть с тем, что в своей главной теоретической книге по практической космонавтике «Исследование мировых пространств реактивными приборами» К.Э. Циолковский обещал уже в обозримом будущем вечную жизнь:

«Итак, нет конца жизни, конца разуму и совершенствованию человечества. Прогресс его вечен. А если это так, то невозможно сомневаться и в достижении бессмертия». Известно, что советское руководство очень серьезно подходило к этому вопросу - борьбе со старостью, омоложением. Мало того, ставило эти вопросы «в практическую плоскость».

За неделю до своей кончины Константин Эдуардович отправляет телеграмму И.В. Сталину:

«ЦК ВКП (б) - вождю парода тов. СТАЛИНУ

Мудрейший вождь и друг всех трудящихся, Т. СТАЛИН.

Всю свою жизнь я мечтал своими трудами хоть немного продвинуть человечество вперед. До революции моя мечта не могла осуществиться.

Лишь Октябрь принес признание трудам самоучки, лишь Советская власть и партия ЛЕНИНА - СТАЛИНА оказали мне действенную помощь. Я почувствовал любовь народных масс, и это давало мне силы продолжать работу, уже будучи больным. Однако сейчас болезнь не дает мне закончить начатого дела.

Все свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям передаю партии большевиков и Совесткой власти - подлинным руководителям прогресса человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат эти труды.

Всей душой и мыслями Ваш, с последним искренним приветом всегда

Ваш

К. ЦИОЛКОВСКИЙ. 13 сентября 1935 г.» «Знаменитому деятелю науки тов. К. Э. ЦИОЛКОВСКОМУ Примите мою благодарность за письмо, полное доверия к партии большевиков и Советской власти.

Желаю Вам здоровья и дальнейшей плодотворной работы на пользу трудящихся.

Жму Вашу руку.

И. СТАЛИН».

«МОСКВА тов. СТАЛИНУ

Тронут Вашей теплой телеграммой.

Чувствую, что сего дня не умру. Уверен, знаю - советские дирижабли будут лучшими в мире.

Благодарю, Товарищ Сталин, нет меры благодарности.

К. ЦИОЛКОВСКИЙ».

Константин Эдуардович Циолковский умрет 19 сентября 1935 года.


Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935)

«Исследование мировых пространств реактивными приборами» // СПб., «Научное обозрение», N 5, май 1903 г. 21,6 х 15,8 см.

Исследование мировых пространств реактивными приборами (дополнение к I и II части труда того же названия) / Калуга, Коровинская, д. № 61, К.Э. Циолковскому. Издание и собственность автора, 1914. 25,2 х 17,2 см. На обложке - автографы членов космической миссии «Союз - Аполлон» (1975).

Исследование мировых пространств реактивными приборами / Переиздание работ 1903 и 1911 г. с нек. изм. и доп., Калуга, 1926. 16,4 х 12,5 см.

Предыдущая статья Критика способности суждения (1898)
Следующая статья Русские изобретатели (sine data, после 1905)
Печать
4097 Оценить статью:
3.8

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top