Search

Стихотворный человек

25 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Историческое описание Святотроицкой Сергиевы Лавры (1882 год)

Историческое описание Святотроицкой Сергиевы Лавры (1882 год)

Александр Горский

Сергиева Лавра началом своим современна воз­вышению Московского княжества и была воз­двигнута в окрестностях Москвы уединённым подвижником Сергием, в миру Варфоломеем. Родители его, Кирилл и Мария, из бояр, были знатны и богаты. Лишившись практически всего своего состояния, они около 1328 года пересе­лились в удел князя Андрея Иоанновича, в село Радонеж. Их сын Варфоломей рано возжелал отречься от мира и удалился к своему старшему брату Стефану в пустынь. Они избрали место недалеко от Радонежа, в лесу на холме Маковец, и устроили здесь келью и церковь, которая по благословению митрополита Феогноста была освящена во имя Святой и Живоначальной Тро­ицы. А Варфоломей, 23 лет от рождения, принял постриг и был наречён Сергием. Именно с этого момента и повела своё начало знаменитая рус­ская святыня - Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

В средние века Троицкий монастырь играл заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси. Он стал опорой московских правителей. Именно здесь в 1380 году Сергий Радонежский благословил войско князя Дми­трия Ивановича, отправлявшееся на битву с Мамаем. 8 сентября на Куликово поле вышли Пересвет и Ослябя - монахи-богатыри Троиц­кого монастыря. После смерти преподобного Сергия, «начальника и учителя всем монасты­рем, иже в Руси», основанная им обитель на протяжении многих столетий являлась куль­турным и религиозным центром Российского государства.

В 1408 году монастырь был разграблен и сожжён татарским ханом Едигеем, но это не нарушило естественного хода монашеской жизни. Монастырь отстраивался заново, расши­рял свои владения. В 1422 году на месте деревян­ной церкви заложили главный храм обители - Троицкий собор, и позднее за монастырем закрепилось название Троице-Сергиева. Верх собора был весь вызолочен, «глава и крест покрыты медью и позолочены чрез огонь царём Иоанном Васильевичем в 1556 году». Для работы над иконостасом пригласили великих русских иконописцев - Андрея Рублёва и Даниила Чёр­ного. Именно здесь была написана Рублёвым знаменитая икона «Святая Троица». В середине XVI века вокруг монастыря воздвигли белока­менные стены. А через несколько лет построили Успенский собор по образцу Успенского собора Московского Кремля, иконостас которого рас­писывал Симон Ушаков.

Русские цари благоволили монастырю и регу­лярно совершали «Троицкий ход» - паломниче­ство к святым местам Троице-Сергия. Здесь кре­стили царя Иоанна IV Грозного. В Смутное время монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовского войска, стал одним'из опло­тов Второго ополчения Минина и Пожарского. Посетивший Троице-Сергиеву обитель 11-го июля 1655 года архидиакон антиохийского патриарха Павел Алеппский отзывался о ней с величайшим восхищением как о прекрасней­шем месте всей земли: «Церковь же Св. Троицы... так прекрасна... что не хочется уйти из неё». При Стрелецком бунте монастырь послужил убежи­щем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. В то же время в Троице-Сергиевом монастыре и расправились над сторонни­ками Софьи, а Пётр Первый выехал отсюда в Москву уже единовластным правителем. Тогда же здесь построили великолепную барочную трапезную с храмом преподобного Сергия Радо­нежского.

Во времена правления Анны Иоанновны оби­тель стала подчиняться Духовному совету, а вскоре (в 1744 году) Троице-Сергиев мона­стырь был удостоен почётного титула Лавры. В 1814 году в стены Лавры переехала Духовная академия, которая вела своё начало от Славяно-греко-латинской академии. В 1832 году её окон­чил известный учёный, будущий профессор церковной истории, а впоследствии и ректор Духовной академии Александр Васильевич Гор­ский. По завершении академического курса он преподавал сначала в Московской Духовной семинарии, а затем до конца жизни - в Москов­ской Духовной академии.

В 1841 году по поручению настоятеля мона­стыря, впоследствии митрополита Московского Филарета, Горский приступил к написанию труда о Троице-Сергиевой Лавре. С 1842 по 1910 годы данное исследование выдержало 10 изданий.

В 1842 году А. В. Горского назначили библио­текарем Академии, которая его стараниями зна­чительно пополнилась. Начиная с 1849 года Александр Васильевич совместно с Капитоном Ивановичем Невоструевым начал «Описание славянских рукописей Московской Синодаль­ной библиотеки», над которым они работали четырнадцать лет. Результатом титанической работы явились четыре объемистых тома, в которых подробно было описано более трёх­сот сорока рукописей и книг. За этот труд Алек­сандр Васильевич в 1868 году удостоился Ломо­носовской премии. «По полноте, основательно­сти, глубине, подробности с ним не могут быть даже сравниваемы знаменитейшие описания знаменитейших библиотек, составленные зна­менитейшими учёными», - писал биограф Алек­сандра Васильевича.

Безмерное служение науке отразилось на сла­бом здоровье А. В. Горского. В последние месяцы жизни он описывал в дневнике своё тяжёлое состояние, но до последнего дня продолжал проводить занятия со студентами у себя на квар­тире. Ослабленный болезнью, за небольшим столиком с одной стороны на кресле помещался ректор, с трёх остальных сторон на стульях - студенты. Старец-профессор, с учащенным дыханием и прерывающимся голосом, продол­жал курс своих лекций. Умер учёный у себя дома 11 октября 1875 года. Похоронили Горского на академическом студенческом кладбище близ Смоленской церкви, которое за несколько лет до своей смерти так заботливо устроил почивший ректор. «Московской Духовной Академии посвя­тил Горский все свои силы - служил и трудился в ней с шестнадцатилетнего возраста до гробо­вой доски. Даже почести святительского сана не могли убедить его оставить родную alma mater, вблизи стен которой он и погребен, не расстав­шись с Академией даже после смерти». Спустя несколько лет после смерти Горского его ученик Н. Троицкий сказал: «Чтобы написать биогра­фию Горского, надо быть великим мастером».

А Троице-Сергиева Лавра к тому времени явля­лась одним из богатейших монастырей России. К началу XX века в её ведении находились типо­графия, две гостиницы, мастерские по произ­водству игрушек, подсвечников, крестов, лавки, конные дворы. В 1910-е годы в лавре проживало более 400 монахов.

Октябрьская революция всё поменяла карди­нальным образом. В 1918 году Совнарком закрыл Лавру. В апреле 1919 года были вскрыты мощи преподобного Сергия Радонежского. Через год, 20 апреля, Декрет Совета Народных Комиссаров постановил «об обращении в музей историко­художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Немедленно был закрыт Троицкий собор, монахов выселили - им пришлось искать себе место в трудовых коммунах. Тогда же на террито­рии Лавры открылся историко-архитектурный музей, который спустя несколько лет стал госу­дарственным музеем-заповедником. В 1946 году, согласно распоряжению И.В. Сталина, монастырь был возвращён Русской Православной Церкви. Спустя год в Лавру пришли первые монахи, а в 1948 году открылась и Духовная академия.

Сегодня Троице-Сергиева Лавра - крупней­ший мужской ставропигиальный монастырь России, духовный центр православной России.

Это место также и знаменитый некрополь, где захоронены представители знатных русских домов - Бельские, Воротынские, Глинские, Обо­ленские, Одоевские, князь Дмитрий Трубецкой и Прокопий Ляпунов, князь Андрей Радонеж­ский, представители фамилии Годуновых, мно­гие московские архиереи, патриархи Алексий I и Пимен.

Дом Живоначальной Троицы, (так называли Лавру на протяжении многих веков) всегда сознавался сердцем России, а строитель этого Дома, преподобный Сергий Радонежский, - «особым нашего Российского царствия храни­телем и помощником», как сказали о нём цари Иоанн и Пётр Алексеевичи в 1689 году, особым покровителем русского народа - Ангелом Хра­нителем России.

 


Горский Александр Васильевич (1812-1875)

Историческое описание Святотроицкой Сергиевы Лавры. Москва: Типография И. Ефимова, 1882.186, IV, [2] с., ил. Цельнокожаный пере­плёт эпохи с золотым тиснением по корешку и золототиснёной узорной рамкой по верхней крышке, мраморированный обрез. В начале книги - тонированная литография на разворот с видом Лавры. 21x14 см.

Предыдущая статья Живописная Россия (1881-1901 годы)
Следующая статья Путешествие по северу России (1886 год)
Печать
1068 Оценить статью:
3.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top