Search

Стихотворный человек

18 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

История города Углича (1844 год)

История города Углича (1844 год)

Фёдор Киссель

«Сограждане! Позвольте на несколько минут занять ваше внимание близкими вашему сердцу род­ными вам происшествиями славного в истории Углича!» - таким обращением открывалось иссле­дование о древнем русском городе учителя исто­рических наук Угличского уездного училища Фёдора Харитоновича Кисселя.

Первый краевед Углича, который попытался соединить воедино разрозненные сведения, как о возникновении города, так и о его жизни на протяжении минувших нескольких столетий, приехал учительствовать в город в 1833 году. Любя историю и прожив здесь несколько лет, Киссель с «великим удовольствием собирал, покупал и с жадностью читал старинные полу­истлевшие рукописи о древних событиях Углича». Посещая местные вечера в доме купца И. С. Серебренникова, он познакомился там со всей угличской элитой. Объединял же собирав­шихся любителей старины интерес к тайнам трагедии царевича Димитрия. Фёдор Харитоно­вич часто бывал в этом доме, пользовался бога­той библиотекой хозяина с любовно собран­ными старинными книгами, списками древних документов, и результат не заставил себя долго ждать - он «заразился» желанием написать пол­ную историю провинциального города «в систе­матическом и хронологическом порядке».

Так родилась книга уроженца Чернигова Фёдора Кисселя: «Я писал историю Углича для угличан... История Углича столь же связана с историей России, как и Углич со всею Россиею и угличане со всеми русскими, потому история Углича была бы не полная и не везде понятная без пояснения её историей России.»

Летописная традиция приписывала основа­ние города Угличе-поле Яну Плесковитичу, воз­можно брату княгини Ольги. Действительно, вплоть до XIX века в городе существовала мест­ность, носившая название «Яново поле». Из нескольких дат, которые могли бы считаться началом строительства города, учёные остано­вились на 937 годе. А первое официальное лето­писное указание на Углич восходило к 1148 году, когда великий князь киевский Изяслав Мстиславич с союзниками совершил поход против ростово-суздальского князя Юрия Долгорукова. В этой Ипатьевской летописи поселение упоми­налось как раз под названием «Угличе-поле».

Происхождение названия города пытались объяснить по-разному. То ли Волга образовы­вала здесь угол, то ли другая речка в Волгу впа­дала под углом. Возможно, в древности здесь выжигали уголь. А была версия, что имя городу дали переселенцы с реки Угли из Приднепровья: полководец князя Игоря - Свенельд, покорив­ший угличан, переселил их в Ростовскую область на Волгу. Эту теорию подтверждал В. Н. Татищев, но опровергал Н. М. Карамзин. Как бы там ни было, «при самом своём рождении деревенька Углич росла, расширялась, увеличивалась и раз­вивалась в своих силах и средствах, подобно Вавилону, Карфагену, Афинам, Риму и другим селениям, которые впоследствии сделались историческими городами».

Уже с 1218 года Углич являлся столицей небольшого Угличского удельного княжества. В начале XIV века права на княжество продали московскому государю Ивану Калите, после чего Угличское княжество выделялось в удел различным младшим князьям. Углич несколько раз был сожжён монголо-татарами, литовцами и поляками.

Во второй половине XV века здесь княжил сын Василия II Андрей Большой. Для Углича его трид­цатилетнее правление стало временем расцвета города. Деревянные стены кремля укрепили, был выстроен богато украшенный княжеский дво­рец. Часть деревянных храмов заменили камен­ными соборами. Вдоль кремлевской стены, за посадом, выросли слободы: Кузнечная, Гончар­ная, Оружейная. Подъезд к Угличу охраняли построенные в те же годы монастыри. Но как всегда и бывает, сила и могущество князя вызвали подозрение московского царя Ивана III. В 1491 году угличский князь Андрей Большой, приехавший в Москву, был схвачен и посажен в темницу Переславля-Залесского, а его сыновей сослали в северные монастыри.

С тех пор Углич стал полностью зависеть от Москвы. Потомки его князей проживали уже в столице Московского царства. Во время правле­ния Ивана Грозного Углич перешёл к младшему брату царя Юрию. Угличские воины храбро сра­жались вместе с московским государем за Казань. А местные жители даже построили деревянную крепость, сплавленную потом по Волге, которая явилась основанием города Свияжска.

После смерти Ивана Грозного в 1584 году его младший сын Димитрий был отправлен с мате­рью в Углич под надзор людей Бориса Годунова. Описанная многими историками и писателями драма произошла 15 мая 1591 года, когда восьми­летнего мальчика, последнего представителя московской линии дома Рюриковичей, нашли с перерезанным горлом во дворе дворца. Глав­ный колокол города созвал всех на площадь, и поднялся бунт. Считая виновными в убийстве царевича государственных дьяков Битяговского и Качалова, угличане растерзали их, разрушили приказную избу. За беспорядки в городе казнили около 200 человек. Мать царевича насильно постригли в монахини. «Пострадал» и набатный колокол: его было велено «сбросить с коло­кольни, и на площади, лишив крестного знамени, вырвать язык и отрубить одно ухо, наказать 12 ударами плетью и сослать в Тобольск». Достав­ленный в Тобольск только через год, корноухий колокол городской воевода князь Лобанов-Ростовский велел запереть в приказной избе, сделав на нём надпись «первоссыльный неоду­шевлённый с Углича».

Здесь хотелось бы немного прервать рассказ о славном городе и вспомнить ещё одну деталь в биографии автора представленной первопе­чатной истории Углича. На одном из вечерних чаепитий в 1848 году в доме Ивана Семёновича Серебренникова собравшиеся решили ходатай­ствовать перед правительством о возвращении в Углич из Тобольска «ссыльного колокола». Фёдор Киссель также принял активное участие в поисках сведений об угличском колоколе. Поручителем решили выбрать известного славя­нофила И. С. Аксакова, приезжавшего в Углич в качестве чиновника по особым поручениям. Аксаков с радостью взялся помочь: «На днях я получил эту просьбу, подписанную более чем 40 подписями: более и места не достало. Они просят м<инист>ра исходатайствовать у госу­даря позволение возвратить им их колокол, на их счет, основывая свою просьбу на любви к древ­ностям и старине русской и, наконец, прибав­ляют, что этот колокол, свидетельствующий о привязанности их к царскому дому, будет напо­минать им и прежние гонения Годунова, и тепе­решние благодеяния государя». Так началась тяжба между Угличем и Тобольском. Но, к сожа­лению, Фёдору Харитоновичу, как, впрочем, и другим членам кружка И. Серебренникова, не суждено было дожить до окончания этой исто­рии. Колокол возвратили «из ссылки» лишь в 1892 году и водрузили в церкви царевича Димитрия-на-крови, которая была построена на месте его убиения в 1692 году вместо деревян­ной часовни.

Как известно, после смерти Ивана Грозного и царевича Димитрия в политической жизни России образовалась сложнейшая ситуация, которая положила начало событиям, назван­ными историками Смутным временем. В данном месте зародилась и династия Романовых - угличанка боярыня Ксения Шестова была матерью первого царя Михаила. В 1601 году Углич с окрестностями пожаловали принцу Густаву, несостоявшемуся жениху Ксении Годуновой. А через несколько лет после долгой осады город был стерт с лица земли - но так просто не сдался. Угличане во главе с Елизаром Карсаковым, Бог­даном Неведреевым, Богданом Нагиным и Ива­ном Лаптевым стояли насмерть: «Лучше падем на гробы отцов своих, чем сдадимся живыми!»

После разорения Углич поправлялся крайне медленно, страдая от сильных пожаров и от моровой язвы. К 1620 году там насчитывалось всего 47 дворов. Царь Михаил Федорович всеми силами старался восстановить город своих пред­ков. По его указу были наделены землей и уго­дьями разрушенные в Смуту монастыри, Угличу даровано самоуправление и налоговые льготы. Заново отстроили стены кремля, каменные храмы и жилые дома. Во второй половине XVII века Углич разделялся на 3 части: крепость, или княжий город, земляной город и стрелецкие слободы, а угличские ремесленники снабжали всё русское государство селитрой, которую доставляли в Пушечный приказ Москвы.

В 1708 году Углич вошёл в состав Ингерманландской, а с 1719 года Санкт-Петербургской губернии. Потом решили присоединить его к Московской губернии. К середине XVIII столе­тия Углич окончательно сформировался как город купцов и ремесленников и с 1777 года стал уездным городом Ярославского наместничества, переименованного впоследствии в губернию.

В городе работали несколько небольших коже­венных, полотняных и бумажных фабрик, выпу­скались знаменитые «углицкие» колбасы и сли­вочное масло, пользовавшиеся большим спро­сом в обеих столицах. К концу XIX века Углич пришёл в упадок - отсутствие железных дорог негативно сказалось на реализации местной продукции. Но Углич довольствовался ролью скромного провинциального города, на жизнь которого почти не влияли события в стране.

А наш автор, Фёдор Харитонович Киссель, умер в 1852 году, дожив только до 44 лет. Похоро­нили его на Георгиевском кладбище, которое до наших дней не сохранилось. Остался лишь авто­портрет угличского историка, который он напи­сал когда-то с помощью двух зеркал. Но память о нём жива среди угличан и по сей день. В 2008 году было создано Угличское родословно­краеведческое общество, носящее имя первого краеведа города Ф. Х. Кисселя. 


Киссель Фёдор Харитонович (1808-1852)

История города Углича. Сочиненная Угличского Уездного Училища Учителем исторических наук Федором Кисселем. Ярославль: Губернская типография, 1844. 419, [1], 3, [1], II с. Современный составной переплёт: кожаный корешок с бинтами и золотым тисне­нием, мраморированная бумага, обрез с напылением; гравированные издательские обложки сохранены. На титульном листе грави­рованная виньетка. Редкое провинциальное издание. 23,7x13,3 см.

Предыдущая статья Путеводитель от Москвы до С.-Петербурга (1839 год)
Следующая статья Описание Киевопечерской Лавры (1847 год)
Печать
2190 Оценить статью:
2.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top