Search

Стихотворный человек

29 марта 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

История Царского Села (1829 год)

История Царского Села (1829 год)

Илья Яковкин

Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Эти строки Александра Сергеевича Пушкина многие из нас помнят со школьной скамьи. Для русского поэта Царское Село стало его малой родиной, а для российских императоров на про­тяжении двух веков это было местом летней резиденции. Происхождение названия этого города не имело ничего общего со словом «царь». Царскосельские земли когда-то принадлежали шведам, а на месте будущих царских резиденций находилась Сарская мыза. После того как шведы отступили под натиском войск Б.П. Шереметьева и П.М. Апраксина, князь А.Д. Меньшиков с помо­щью Конторы конюшенных дел начал заселять освобождённые земли артелями плотников и «пашенными крестьянами, зажиточными, добрыми и хозяйственными».

В 1710 году Пётр I подарил Сарскую мызу вме­сте с приписанными деревнями и угодьями Марте Скавронской, ставшей в 1712 году его женой под именем Екатерины Алексеевны. А за несколько лет до этого события, когда в Лиф- ляндию вошли русские войска, юная Марта попала в плен. Ей пришлось быть прачкой, стряпухой, служанкой, пока пленница не оказалась при доме князя Меньшикова. Затем князь реко­мендовал Марту Петру I.

Так вот, этот день, когда император подарил своей возлюбленной Сарскую мызу, и стал офи­циальной датой основания Царского Села.

В 1716 году здесь возвели первую церковь во имя Успения - с этого момента Сарская мыза превратилась в Сарское Село. Через год нача­лось строительство каменного дворца, вошед­шего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. После завершения строи­тельства во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и весь его придворный штат. Императрица завещала имение своей дочери цесаревне Елизавете. Елизавета так полюбила это место, что, едва взойдя на престол, сделала Царское Село офи­циальной резиденцией русских монархов. И выбор был не случайным: живописная мест­ность на высоте 120 метров над уровнем моря недалеко от Финского залива, близость к сто­лице, свежий воздух, чистые водные источ­ники, благоприятный климат. Тут никогда не случалось эпидемий чумы, холеры или иных опасных заболеваний. Именно при Елизавете Петровне началось активное строительство дворца и павильонов, каналов и фонтанов, обычных жилых домов.

Правда, некоторые архитекторы не совсем удачно осуществляли надзор за строитель­ством в Царском Селе, пока управление царско­сельской резиденцией не возглавил обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли. Дворец, возведённый им в стиле барокко на месте екатерининского двухэтажного здания, восхищал своими размерами. Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов и кариа­тид, на их позолоту ушло около 100 килограм­мов червонного золота. Столь же роскошно архитектор украсил и внутреннее убранство дворца.

А для развлечений в узком кругу избранных лиц тогда же возвели павильон Эрмитаж. Для большей «уединённости» павильон был окру­жён рвом с перекидными мостами. Вместо обычных лестниц спроектировали подъёмные канапе - этакие прообразы современных лиф­тов. Маленькие диванчики, обитые зеленым бархатом с золотой вышивкой, с помощью спе­циальных устройств доставляли званых гостей наверх: «...приглашенные гости, прибыв вот в это отделение, садятся спокойно на канапе, которое невидимо, как бы волшебной какой силою, начинает тихо подниматься; сидевшие на канапе, вставши, отходят далее в другие комнаты по произволению, уже по действи­тельному полу...». А чтобы прислуга не нару­шала интимности встреч, были установлены специальные столы, которые по указанию им­ператрицы поднимались из пола и были уже полностью сервированы. Если кто-либо из го­стей хотел другое блюдо, то для заказа слу­жили лежащие на столах грифельные доски и колокольчики на веревках - по звонку стол опускался и через некоторое время заказ появ­лялся. Когда обед заканчивался, столы снова исчезали, парадная столовая превращалась в большой зал и «по паркету, набранному из за­морских древ, кружились и скользили танцую­щие». В центре павильона был устроен колодец со студёной водой из подземных источников. Последний раз эта чудо-техника использова­лась в 1817 году в день празднования бракосоче­тания будущего императора Николая Павло­вича с Александрой Федоровной.

Новая же хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлечённая античным искус­ством, пожелала украсить залы своего летнего дворца в новом, невиданном тогда стиле клас­сицизма и пригласила для их отделки шот­ландского зодчего, знатока античной архитек­туры Ч. Камерона.

При Александре I Царское Село получило ста­тус города, а также здесь в специально перестро­енном дворцовом флигеле открыли знамени­тый Царскосельский лицей, в котором учились А. С. Пушкин, А.А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, М.А.Корф, И.И. Пущин.

Так, каждый император вносил свою лепту в благоустройство летней резиденции. При императоре Николае I первую в России желез­ную дорогу проложили в 1837 году именно между Санкт-Петербургом и Царским Селом. Многие писатели, художники стре­мились поселиться или хотя бы отдохнуть в этом красивейшем месте, которое кого-то вдохнов­ляло на творчество, а другим позво­ляло хотя бы на некоторое время спрятаться от столичной суеты.

Среди них был и малоизвестный сегодняшнему читателю выходец из духовного сословия, служивший профессором всемирной истории в Казанском университете, - Илья Федорович Яковкин. Выйдя в от­ставку в 1819 году, он через не­сколько лет перебрался в Царское Село и занялся его историей. Ре­зультатом этой деятельности стала трёхтомная «История Села Цар­ского», вышедшая в 1829-1831 годах. Яковкин имел доступ к ар­хиву Царскосельского дворцового правления, что способствовало исторической точности изложе­ния: «для доказательства достовер­ности, не без намерения оставил его [слог] таковым, каким нашёл в делах Архивских». Труд стал пер­вым историческим описанием Царского Села, на который впо­следствии опирались многие ис­следователи.

Во второй половине XIX века Цар­ское Село стало благоустроенным европейским городом с железнодо­рожным сообщением, водопрово­дом и канализацией, телеграфом и электрическим освещением. Здесь построили уменьшенную копию петербургского Гостиного Двора, а также мно­гочисленные виллы.

Шло время. В Александровском дворце с 1905 года постоянно проживал последний русский самодержец Николай II. Из Царского Села он, после ареста в 1917 году, вместе с семьёй был переправлен в Тобольск, а оттуда - в Екатерин­бург, где всю семью монарха расстреляли. На этом закончилась история Царского Села как резиденции российских императоров.

В советское время дворцы и парки Царского Села превратили в музей, а другие здания были отданы под разнообразные детские заведения, поэтому в 1918 году город был переименован в Детское Село. В 1937 году, в 100-летнюю годов­щину смерти А. С. Пушкина городу дали имя великого поэта. Посетивши хотя бы один раз этот тихий, заснеженный зимой и утопающий в зелени летом город невозможно было забыть. И невольно вспоминаешь строки из стихотво­рения русской поэтессы Анны Ахматовой, любившей часами бродить по аллеям Царского Села: «Здесь столько лир повешено на ветки...»


Яковкин Илья Федорович (1764-1836)

История Села Царского. В трёх частях. Составленная из дел Архива правления Села Царского Ильею Яковкиным. С.-Петербург: В типографии Департамента народного просвещения, 1829-1831. VII, [1], 9-164, II с.; 243, [1], III с.; 528, VII с., 2 л. схем. Все части переплетены в две книги. Современные составные переплёты: кожаные уголки и корешки с золотым узорным тиснением, мрамори­рованная бумага, обрезы с напылением. 20,7x12,5 см.

План г. Царского Села. СПб.: Типография Ген. Штаба, 1867. Цельнокожаный переплёт с блинтовым тиснением рамок и с золотым потухшим тиснением на верхней крышке, форзацы из муаровой бумаги. На первом форзаце наклеен экслибрис графа Николая Фёдоровича Орлова-Денисова. 20,3x12,7 см. Раскладной хромолитографированный план города. 60x75 см.

Книги и план вложены в картонный футляр, оклеенный мраморированной бумагой.

Предыдущая статья Путешествия в города Чердынь и Соликамск (1821 год)
Следующая статья Описание Костромского Ипатьевского монастыря (1832 год)
Печать
2138 Оценить статью:
5.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top