Search

Стихотворный человек

25 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Киев теперь и прежде (1888 год)

Киев теперь и прежде (1888 год)

Михаил Захарченко

Высоко передо мною
Старый Киев над Днепром;
Днепр сверкает под горою
Переливным серебром.

Это четверостишье А. С. Хомякова открывало юбилейное издание, посвящённое Киеву.

Слава о Киеве со стародавних времён шла не только по всей земле русской, но и в чужих краях. Известен он был своими святынями, сво­ими природными красотами, памятниками ста­рины и связанными с ними историческими вос­поминаниями. Более тысячи лет тому назад князь Олег, увидев Киев, так им пленился, что, покорив его, возвестил: «се буди мати градом русским», и навсегда поселился в нём. Также в этом городе русский народ принял крещение и стал исповедовать православную веру, после­довав примеру великого князя Владимира (988 г).

Величественно раскинулся Киев по обе сто­роны Днепра, который разделил город на две части - подгорную и низменную. Древнейшее упоминание о сем благословенном месте восхо­дит к началу I века, когда апостол Андрей Перво­званный, на долю которого достались по жре­бию страны к северу от Черного моря, пришёл в эти земли с евангельской проповедью: «яко на сих горах воссияет благодать Божия, имать град велик бытии, и церкви многи Бог воздвигнута имать». Летописец Нестор записал и само преда­ние об основании Киева - о трёх братьях, имена которых Кий, Щек, Хорив, и сестре их Лыбидь. Названия, связанные с их именами, до сих пор живы в народной памяти - горы Кияница и Щека- вица, улица Хорива, речка Лыбидь. Нестор счи­тал Кия Полянским князем, который ходил в Царьград, где с почестями принимал его визан­тийский император. Несмотря на утверждение древнерусского летописца о славянских корнях основателей Киева, учёные в разное время выдвигали различные теории относительно их происхождения, приписывая основание города то хазарам, то сарматам, то готам, то гуннам, то аварам, то норманнам. Упоминалось о строи­тельстве Киева (Куара) тремя братьями в стране полян (Палуни) и в армянской хронике Зеноба Глака «История Тарона», датируемой концом VI века. Русский историк Татищев переводил назва­ние города с сарматского языка как «горы». Дру­гой не менее известный русский историк, князь Щербатов, считал древнейшие поселения, дав­шие начало Киеву, арабскими или персидскими, а само основание города приписывал гуннам. Даже в немецкой летописи XII века Киев назы­вали Гунниград и Кениград.

Но как бы то ни было, в IX веке Киев уже счи­тался самым большим торговым, культурным и ремесленным центром Восточной Европы, соперничая со столицей Византийской импе­рии Константинополем. В период правления Ярослава Мудрого были построены Софийский собор и первая на Руси библиотека. Но междо­усобные войны русских княжеств, народные восстания, вызванные усилением феодального гнёта, привели к распаду могущественного древнерусского государства. Во второй поло­вине XII века Киев потерял значение крупного политического центра Киевской Руси. В 1240 году почти до основания сожгли и разрушили Киев воины Золотой Орды - осенью они появи­лись под Киевом во главе с ханом Батыем, перешли на правый берег Днепра и обложили город.

Монголо-татарское иго, а позднее господство литовских и польских феодалов надолго задер­жали экономическое и культурное развитие Киева. После освободительной войны во главе с гетманом Богданом Хмельницким Земский собор в 1653 году вынес решение о принятии Запорожского войска в состав Московского государства и объявил войну шляхетской Польше за освобождение Украины и Белорус­сии. Война с Речью Посполитой продолжалась до 1667 года, пока не было заключено Андрусовское перемирие, по которому поляки теряли Смоленск, Чернигов и весь левый берег Днепра на Украине. Киев же отошёл к Русскому государ­ству на два года. Однако срок постоянно прод­левался, пока по Вечному миру 1686 года город окончательно не вошёл в состав Русского госу­дарства.

В 1888 году Российская империя широко отмечала 900-летие Крещения Руси. По случаю празднования много вышло в свет юбилейных изданий, среди них и книга «Киев теперь и пре­жде». Автор её, Михаил Захарченко, был родом из семьи офицера. Образование он получил в киевском университете св. Владимира на историко-филологическом факультете. Венцом карьеры стала его служба в киевском Институте благородных девиц, где он читал курс русского языка и педагогики, а также был инспектором классов. Этот институт, учреждённый по указу Николая I в 1838 году, был под непосредствен­ным патронатом царской семьи. К 50-летию института Захарченко подготовил и издал «Историю Киевского Института благородных девиц». Помимо множества тщательно собран­ных исторических сведений, он поместил на страницах книги разнообразные статистиче­ские данные, привёл имена всех педагогов и выпускниц за 50 лет. Образцовому качеству «Истории» способствовал и издатель - владелец одной из лучших в Киеве типографий Стефан Кульженко.

В том же 1888 году Кульженко издал ещё одну книгу Михаила Захарченко, представленную на страницах Библиохроники. Основываясь на изучении многочисленных источников, Захар­ченко собрал солидный и подробный материал об истории родного города. А издатель офор­мил книгу большим количеством иллюстра­ций. В книгу вошли фотографические виды Киева на вкладных листах и гравированные изображения в тексте. Некоторые утраченные памятники архитектуры, помещенные в изда­нии, практически больше нигде и не были зафиксированы, поэтому только благодаря этой книге можно получить представление об их внешнем виде.

Книга была выпущена в нескольких вариан­тах: на обычной бумаге в коленкоровом пере­плёте и в более роскошном виде - кожаный переплёт с золотым тиснением, текст в грави­рованных рамочках. Именно дорогостоящий экземпляр, воспользовавшись приездом в Киев обер-прокурора Святейшего Синода Констан­тина Победоносцева, Кульженко и Захарченко преподнесли ему лично в подарок. А также они не забыли передать специальные экземпляры для императора и императрицы. Александр III остался доволен презентом. В послужной спи­сок Захарченко занесли государевы слова «очень благодарен». Царь даже дал согласие на то, чтобы последующие переиздания этой книги впредь посвящалась его особе.

А к самому празднованию в Киеве «масса зда­ний была убрана роскошно: на многих окнах и балконах были выставлены бюсты государя императора, изображения святого князя Влади­мира, святой княгини Ольги, святых Кирилла и Мефодия, и святого Николая Чудотворца». Город украсили флагами и гирляндами с золо­тым инициалом равноапостольного князя Вла­димира. Как и было запланировано, многочис­ленному крестному ходу предшествовала праздничная служба в Софийском соборе. Глав­ными же событиями 900-летия Крещения Руси должны были стать открытие Владимирского собора и установление памятника Богдану Хмельницкому. Но если памятник гетману тор­жественно открыли, то освящение Владимир­ского собора ко дню празднества провести не смогли по знакомой многим причине - не успели в срок закончить внутреннюю отделку храма. И хотя там художественные работы вели такие известные живописцы, как Виктор Васне­цов, Павел Сведомский, Василий Суриков, роспись так и не была закончена к юбилею. Освящение собора последовало гораздо позже, в 1896 году, уже в присутствии императора Николая II.

Много выпало на долю города разного рода превратностей и испытаний: был он в безвест­ности; был в славе и чести не только по всей Руси, но и далеко за её пределами; был в разо­рении и унижении, но всегда возрождался на пути развития и процветания.

 


Киев теперь и прежде. Составил Инспектор классов Киевского Института благородных девиц М.М. Захарченко. Издал Содержатель парового Лито-типографического заведения С. В. Кульженко. Рисунки и клише собственность издателя. Киев, 1888. [4]. 290, XVI с.; ил. Многочисленные фототипии и раскладные планы города на отдельных вклейках, литографии в тексте. Издательский цельноколенкоро­вый переплёт с золотым узорным тиснением по корешку и верхней крышке с рисунком, блинтовое тиснение на задней крышке, обрез под «павлинье перо». 31,3x22 см.

Предыдущая статья Холмская Русь. Исторические судьбы русского Забужья (1887 год)
Следующая статья Валаамский монастырь (1889 год)
Печать
2044 Оценить статью:
3.7

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top