Search

Стихотворный человек

20 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Полное собрание стихотворений. Лирические творения (1817 год)

Полное собрание стихотворений. Лирические творения (1817 год)

Дмитрий Хвостов

Профессор Московского университета А. Ф. Мерз­ляков называл поэта Дмитрия Ивановича Хвостова «страстотерпцем», имея в виду его почти болезненную склонность издавать свои сочине­ния, служившие неиссякаемым источником пародий и эпиграмм современников. Один из многочисленных образов Хвостова - докучли­вого графомана - создал К. Н. Батюшков в сати­рическом «гимне» «Певец в Беседе любителей русского слова», написанном в 1813 году вослед «Певцу во стане русских воинов» В. А. Жуков­ского:

Хвала, читателей тиран,
Хвостов неистощимый!
Стихи твои, как барабан,
Для уха нестерпимы,
Везде с стихами - тут и там!
Везде ты волком рыщешь!
Пускаешь притчу в тыл врагам,
Стихами в уши свищешь!

К 1817 году, когда вышел рассматриваемый в Библиохронике первый том четырёхтомного «Полного собрания стихотворений графа Хвостова», графоманская репутация автора оконча­тельно утвердилась, и мало кто из литераторов упускал случай «об него обточить перо своё».

Сам граф Хвостов, не любивший словесных баталий и проповедовавший мирное сосуще­ствование писательской братии, не обращал внимания на насмешки, продолжая, чаще всего на собственные средства, выпускать в свет свои творения.

Появление «Полного собрания стихотворе­ний графа Хвостова» совпало с шестидесятиле­тием автора. Видимо, именно круглая дата под­вигла Хвостова запустить в печать полное собра­ние своих сочинений. В юбилейном для него 1817 году появились первые два тома - «Лириче­ские творения» и «Послания», на следующий год два другие - «Басни» и «Переводы».

В первый том, разделённый на две «книги», вошли и давние, уже неоднократно печатавши­еся произведения, и новые, явившиеся, как гла­сило предисловие, «плодом дальнейших собесе­дований сего поэта с музами». Основу тома соста­вили оды, посвященные Александру!, Петру Великому, Российской академии, М. В. Ломоно­сову, Г. Р. Державину, А. В. Суворову, реке Кубре, на которой, близ Переславля-Залесского, распола­галось родовое имение автора Выползова сло­бодка.

Война 1812 года заняла немаловажное место в обширном творческом наследии графа Хвостова. Сам он участия в боевых действиях не принимал, хотя его биография в прошлом была связана с пребыванием на военной службе: с 1772 по 1779 год он числился в лейб-гвардии Преображенском полку, но, по собственному признанию, «редко садился на коня, кроме Пегаса». Гражданская карьера тоже складыва­лась не очень успешно до тех пор, пока в 1789 году Хвостов не женился на А. И. Горчаковой, племяннице А. В. Суворова. Благоприобретён­ное родство доставило ему чин полковника Чер­ниговского полка с повелением «состоять при Суворове», графский титул, должности обер-прокурора Сената, а затем Синода. Потом, уже после смерти Суворова, он стал сенатором, чле­ном Государственного совета и вышел в отставку действительным статским советником. Жил Дмитрий Иванович Хвостов, главным образом, в Петербурге, где в 1812 году его, члена Россий­ской академии и Беседы любителей русского слова, приняли в Общество любителей словес­ности, наук и художеств.

В томе «Лирические творения» содержится не менее десятка произведений, прямо или кос­венно связанных с событиями Отечественной войны, и первым из них можно назвать стихо­творное посвящение книги Александру I, в кото­ром император представлен прежде всего побе­дителем французов, прославившим Россию и русских:

Я слёзы лью, я - Росс, прославленный Тобой!
Ты Россам право дал быть гордыми собой.

Сюда же вошли оды «На мир с Англиею», «На истребление французской армии в России 1812 года. При случае отправления из Кронштадта Императорского Александровского гишпанского полка», «Александр I в Париже», «На вто­ричное вступление сынов Европы в Париж, после победы при местечке, Прекрасный союз называемом», «Освобождение Москвы», «На смерть графа Павла Александровича Строга­нова». В приведённом списке не хватает оды на победу при Бородине, о которой Хвостов упо­мянул в «Записках о словесности»: «2-го сентя­бря войска Наполеоновы вступили в Москву. Оставляя суждение о сём военным людям и дипломатам, скажу только, что мой Кутузов-Фабий не очень на своё копие возлегал для сохранения Матери градов. Сие отступление после знаменитой при Бородине победы так скоро последовало, что не дало времени оною порадоваться. Известие о победе пришло в Петрополь 30-го августа. К 6-му сентября я написал на сию победу оду, но выдать её мне было нельзя, ибо слухи о занятии Москвы французами пошли 7-го сентября. Итак, завла­дение Москвою лишает меня каменного в ней дома и моей оды». Тем не менее в оде «На победы, одержанные российским воинством под пред­водительством генерал-фельдмаршала Голенищева-Кутузова и освобождение Москвы» Хво­стов примирился с общепринятой идеей об искупительной жертве «Матери градов» и вос­пел Кутузова. Правда, заслуги в победе русского оружия он относил не столько к полководцу, сколько к его небесному покровителю - архи­стратигу Михаилу:

Свершилась мера преступлений,
Приспел небесной казни миг:
Глава незримых ополчений,
Бесплотных сил Архистратиг,
Соименитому Герою,
Неся меч пламенный рукою,
Предстанет и врага сразит.
Как трость, к земле препоны склонит,
Он тучи каменны нагонит,
Горящим градом одождит.

Откликаясь на все сколько-нибудь важные события войны с Наполеоном, Хвостов отметил одой и отправление 31 июля 1813 года из Крон­штадта Императорского Александровского испан­ского полка. «Гишпанский» полк в составе 2000 человек был сформирован из пленных испан­цев и португальцев, не слишком охотно воевав­ших в русскую кампанию на стороне Наполе­она. По указу Александра I они отправлялись в Петербург, получали особое обмундирование и под непосредственным наблюдением воен­ного министра А. И. Горчакова объединялись в батальоны, чтобы потом, «с открытием комму­никации», на английских кораблях отплыть в своё отечество на борьбу с общим врагом. Если в оде запёчатлён сам факт отплытия «русских» испанцев на родину, то в «Записках о словесно­сти» Хвостов описал торжественное освящение 2 мая 1813 года в Царском Селе в присутствии императорской фамилии знамён, дарованных полку, и принятие присяги: «По отъезде двора знаменитые российские и иностранные посе­тители были угощаемы в саду на счёт гишпанского посла в галерее, называемой адмиралтей­ство, столом на 100 кувертов. Пили много здоровьев, до 20, а в заключение мучною водою торжественно смерть Наполеона. Сколько встре­чается пищи для размышления! Бедный, ещё не царствующий король Фердинанд VII в заключе­нии в Париже. На севере воздаются ему королев­ские почести, преклонение знамён и пр. Он про то едва ли когда сведает». За рамками оды и днев­никовой записи Хвостова остался тот фат, что Фердинанд VII, вернувшийся из плена в Мадрид, не только «сведал» о прибытии испанского полка, но и подверг его репрессиям по обвине­нию в предательской службе французам. Лишь вмешательство русского посланника Д. П. Тати­щева помогло вернуть сосланных офицеров и восстановить расформированный королев­ским повелением полк.

С художественной точки зрения «военные» оды графа Хвостова соответствуют как другим его произведениям в этом жанре, так и общей стилистической направленности его творчества. Они тяжеловесны, архаичны, без меры хвалебны и, по большей части, повторяют расхожие срав­нения и высокопарные эпитеты, принятые в «одической» литературе той поры. Вместе с тем, если соотнести эти оды с комментариями к ним самого Хвостова, его письмами, «Записками о словесности» и мемуарными источниками дру­гих авторов, то станет очевидным, что у Дми­трия Ивановича имелся свой взгляд на события войны 1812 года, причём не всегда совпадавший с общепринятыми оценками современников. И ещё один момент нельзя не отметить, говоря об одах Хвостова: в современном литературове­дении неоднократно делались попытки, и весьма небезуспешные, увидеть в «бездарном графо­мане» Хвостове с его очевидными стилистиче­скими нелепицами провозвестника русского модернизма. Определённую лепту, подкрепляю­щую эту точку зрения, могут внести и представ­ленные в сборнике сочинения с такими велико­лепными поэтическими находками, как, напри­мер, строчка «горящим градом одождит».

 


Хвостов Дмитрий Иванович (1757-1835)

Полное собрание стихотворений графа Хвостова. Ч. 1. Лирические творения [В 2-х книгах.]. Санкт-Петербург: В типографии Императорского Воспитательного дома, 1817. 2 титульных л., 2 с. посвящение, II, [2], 240 с. В цельнокожаном переплёте времени издания. На крышках золототиснёные орнаментальные рамки. На корешке золототиснёные орнамент и номер тома, в верхней части ярлык красной кожи с тиснённым золотом заглавием на латыни: «Chwostow. Opera poetica. 1817» («Хвостов. Поэтические произ­ведения. 1817»). Форзацы «мраморной» бумаги. 20х12 см. На переднем форзаце экслибрис: «Из книг А. П. Малафеева». На первом титульном л. плохо пропечатанный овальный библиотечный штемпель. На обороте первого титульного л. штемпель красной краской на латыни: «Ex. Biblioth. Regia Berolinensi» («Из Берлинской королевской библиотеки»). Библиотека основана в 1661 году курфюр­стом Бранденбурга Фридрихом-Вильгельмом. В 1701 году переименована Фридрихом I в Королевскую библиотеку в Берлине. После свержения монархии в Германии в конце Первой мировой войны стала именоваться Прусской государственной библиотекой. В настоящее время, претерпев ряд реорганизаций, называется «Берлинская государственная библиотека - Прусское культурное наследие». Книги со штемпелем Берлинской королевской библиотеки имеются во многих государственных и частных собраниях разных стран, регулярно появляются на антикварных аукционах, что можно объяснить долгой и непростой судьбой этой богатейшей книжной коллекции.

Предыдущая статья Деяния графа Михаила Андреевича Милорадовича (1816 год)
Следующая статья Историческое описание торжества, происходившего при заложении храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах (1818 год)
Печать
1134 Оценить статью:
4.5

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top