Search

Стихотворный человек

20 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Листок знакомых. (1857-1858 годы)

Листок знакомых. (1857-1858 годы)

 

Свет для посредственности создан,
И пошлость властвует над ним...

Эти слова из редакционной статьи первого выпуска «Листка знакомых» являлись своего рода девизом нового периодического издания, поставившего своей задачей «обрисовывать обще­человеческие странности и недостатки». При­чём авторам «Листка» надлежало «обрисовать» пером то, что на соседних страницах было изо­бражено карандашом художника: ведь «Листок» представлял собой литературное приложение к популярному журналу карикатур «Знакомые». С 1856 года журнал выходил в едва ли не луч­шей на тот момент частной печатне Санкт-Петербурга - мастерской А. Беггрова, офици­ального литографа Императорской Публичной библиотеки.

Инициатором и главной движущей силой обоих изданий был Николай Александрович Степанов (1807-1877) - один из первых профес­сиональных карикатуристов России. Сын круп­ного чиновника (его отец занимал посты губер­натора в Красноярске и Саратове), Степанов окончил Благородный пансион при Москов­ском университете. Некоторое время пытался совмещать гражданскую службу с занятиями литературой и, хотя не имел художественного образования, обратил на себя внимание ещё и искусными рисунками, среди которых осо­бое восхищение зрителей вызывали остроум­ные карикатуры. Так как служба его проходила в Сибири, то Степанов даже решил издавать журнал «Минусинский раскрыватель», но от этой затеи пришлось отказаться. Через пять лет он вернулся в Центральную Россию, нашёл место в Петербурге, в департаменте Государ­ственного казначейства, затем некоторое время занимал должность чиновника особых пору­чений при своём отце, служившем тогда губер­натором в Саратове, а потом окончательно обо­сновался «на брегах Невы». Однако, говорится в одной из его биографий, «интересуясь и зани­маясь карикатурами и поэзией гораздо более, чем службой, Степанов лишь весьма медленно подвигался на служебном поприще, а в 1843 году совсем вышел в отставку с чином статского советника». Необходимость искать средства к существованию заставила его принять учас­тие в нескольких очень разных изданиях -«Ералаше» М. Л. Неваховича, «Иллюстрирован­ном альманахе» И. И. Панаева и Н. А. Некрасова (подробнее об этом см. второй выпуск Библиохроники), «Музыкальном альбоме» своего зятя композитора А. С. Даргомыжского. Он даже открыл мастерскую по изготовлению карика­турных гипсовых бюстов известных деятелей литературы и искусства. Но всё-таки подлин­ным призванием и главной любовью Степанова оставалась рисованная карикатура. Во время Крымской войны он издал несколько альбомов политической сатиры, а затем предложил Бег-грову идею журнала бытовых карикатур с назва­нием «Наши знакомые».

Характерна для эпохи переписка между Сте­пановым и писателем И. А. Гончаровым, как раз тогда служившим цензором. «Ценс<урный> комитет не согласился на заглавие «Наши», -сообщал художнику Гончаров, - так как изда­ние под этим заглавием было несколько лет тому назад не дозволено. Поэтому потрудитесь, почтеннейший Николай Александрович, изме­нить название как на объявлении, так и на утверждённом уже мною заглавном листке Аль­бома и потом пришлите показать мне, что Вы придумаете. Если же Вы непременно захотите удержать это название, то надо будет представ­лять его в Главное управление ценсуры: Вы, вероятно, не захотите испытать замедление и охотно измените эту безделицу». Степанов спорить не стал, и вскоре журнал «Знакомые» появился в продаже.

Первый год практически все рисунки для нового издания поставлял сам Степанов. Позже он при­влёк к работе художников М. Зичи, Р. К. Жуков­ского, А. М. Волкова и др. Затем было решено усилить текстовую часть. Так в литературном приложении «Знакомых» стали сотрудничать В. Р. Зотов, В. С. Курочкин, Н. Ф. Щербина, кото­рые должны были заполнять страницы «Листка» юмористическими заметками, фельетонами, анекдотами, каламбурами.

Своими главными противниками авторы «Листка знакомых» избрали глупость и пош­лость. «Глупости ещё довольно на белом свете, -говорилось в их программной статье, - может быть, больше, чем нужно. Не меньше мы наде­емся представить материалов и для пошлости, этого видоизменения глупости, ведь пошлые люди, безо всякого сомнения, невыносимее глупых... Глупость как наука - везде одна и та же: всем одинаково понятна, следует одним законам и отличается только некоторыми нацио­нальными особенностями, не представляющими, впрочем, резких оттенков. Дураки везде одни и те же - для них даже не писан закон, по нашей поговорке. Вот почему в наших лёгких очерках и анекдотах мы будем представлять всё, что встретим смешного в настоящую эпоху».

А затем читателю предлагались характерные картинки русской жизни, увиденные глазами сотрудников умеренного сатирического жур­нала: «В одном казённом селении крестьяне пришли к становому и жаловались, что у них посёлочные дороги так испорчены, что нельзя вовсе проехать по ним. - "Ну так надо их почи­нить"», - отвечал становой. - "То-то, батюшка, мы затем и пришли, чтоб ты заставил нас сделать это. Без того ничего не выйдет"».

«Листок знакомых» издавался год -с ноября 1857 по октябрь 1858 года. Всего вышло 12 номеров: 24 страницы текста и к ним - 36 листов литографи­рованных карикатур. Внизу листа XXXVI читатели нашли рисунок с под­писью: «Знакомые переходят в Искру». Это означало, что «Знакомые» вместе со своим литературным приложением прекращали существование, уступая место новому детищу Н. А. Степанова и В. С. Курочкина — журналу «Искра».

Как известно, «Искре» было суждено стать одним из лучших сатирических изданий в истории русской литера­туры. А вот о том, что «огнивом», «Искру» воспламенившим, явился «Листок знакомых», сегодня знают лишь профессиональные филологи и коллекционеры. Но нельзя без ува­жения вспоминать журнал, нашедший для прощания с читателями слова, которые и сегодня могли бы быть помещены на страницах любого рос­сийского издания: «Мы постоянно затрагивали современные вопросы и положения... Так, мы говорили о неразборчивости нашей и сни­сходительности к лицам, заклеймённым обще­ственным презрением. Мы считаем, что наши равнодушие, апатия, мягкосердечие, незлоби­вость в этом случае непростительны и всего более способствуют увеличению таких явле­ний, которые наносят вред современному обществу. Если бы оно было строже к лицам, его составляющим, если бы оно изгоняло из среды своей запятнанные личности, пресле­довало и казнило бесчестные поступки, обще­ственная нравственность была бы гораздо выше, и печальные явления, встречающиеся теперь на тех ступенях общества, где их нельзя бы и предполагать, были бы тогда невозможны. Общество наше забывает, что оно должно заменять закон в тех случаях, когда виновный ускользает от судебного преследования. Своим потворством и снисходительностью к гряз­ным поступкам оно даёт им повод нагло под­нимать голову и не ставить в грош честных людей».

 


Листок знакомых. №№ 1 (20 ноября 1857 года)-12 (20 октября 1858 года). Санкт-Петербург: Издание А. Беггрова, литографа Императорской Публичной библиотеки. 12 л. [24 ненумерованных с. текста в 2 столбца], 36 л. литографий. В одном полукожаном переплёте второй половины XIX века с сохранением печатной издательской обложки по рисунку М. Зичи. На корешке золототиснёный орнамент, в верхней части ярлык красной кожи с золототиснёным заглавием, посередине ярлык зелёной кожи с золототиснёными года­ми издания: «1857-1858». Форзацы «мраморной» бумаги. 43,5x31 см. Полный комплект текста и рисунков встречается крайне редко. По стилю оформления можно предположить, что переплёт был выполнен в знаменитой мастерской Захара Матвеевича Тарасова.

Предыдущая статья Завещание и последние дни жизни императора Николая Первого (1856 год) Описание погребения блаженной памяти императора Николая I-го: Текст и альбом (1856 год)
Следующая статья Церемониал открытия памятника императору Николаю I (1859 год)
Печать
1562 Оценить статью:
Без рейтинга

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top