Search

Стихотворный человек

16 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Литературный сборник (1849 год)

Литературный сборник (1849 год)

Обстоятельства появления на свет «Литературного сборника» - одна из печальных страниц в издательской деятельности Н.А. Некрасова. После запрета цензурой «Иллюстрированного альманаха», в начале 1848 года обещанного подписчикам в качестве бесплатного приложения к «Современнику» (см. настоящий выпуск Библиохроники), редакция журнала начала спешно готовить ему замену. Советский историк литературы В.Е. Евгеньев-Максимов, работая в архивах, воссоздал хронику событий тех дней, которые, как мы теперь знаем, развивались следующим образом: «В конце 1848 года, под давлением непрекращающихся жалоб подписчиков, редакция «Современника» возбудила ходатайство о разрешении «издать «Новый иллюстрированный альманах», в который войдут статьи новые и некоторые из прежних, переделанные согласно с требованиями ныне существующей цензуры». На этот раз председатель цензурного комитета граф М.Н. Мусин-Пушкин признал ходатайство редакции «заслуживающим уважения», о чём и сообщил министру народного просвещения. Ответ министра гласил: «Я не нахожу препятствий к изданию на сей раз, только для исполнения принятого издательством перед подписчиками обязательства, «Альманаха», если все статьи оного будут одобрены в цензурном комитете и вновь составлены, а не те, которые помещались в прежде предполагаемом альманахе». Редакция журнала поспешила использовать это разрешение, и в начале 1849 года вышел особый "Литературный сборник"».

Сшитый на скорую руку из случайного подручного материала, «Литературный сборник» по своему составу значительно уступал «Иллюстрированному альманаху»: драма В.А. Соллогуба, рассказ А.В. Станкевича и сказка М.А. Гамазова откровенно проигрывали произведениям Ф.М. Достоевского, В.И. Даля, А.Н. Майкова, И.И. Панаева, А.В. Дружинина. Однако и в «Литературном сборнике» имелась своя жемчужина, свой маленький шедевр -на его страницах впервые был опубликован «Сон Обломова» И.А. Гончарова: «Где мы? В какой благословенный уголок земли перенёс нас сон Обломова? Что за чудный край!.. Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов, нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого. Да и зачем оно, дикое и грандиозное?.. Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой. Небо там, кажется, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только чтоб обнять её покрепче, с любовью: оно распростёрлось так невысоко над головой, как родительская кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод... Измученное волнениями или незнакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот уголок и жить никому не ведомым счастьем. Всё сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».

Не ограничивая себя художественной прозой, редакторы «Литературного сборника» поместили в него «Трактат о физиогномике», скомпилированный из работ ведущих учёных-физиономистов того времени. Читателям предлагалось популярное изложение основных положений некогда весьма популярной науки: «После погоды и свежих новостей нет у нас предмета, который бы чаще наполнял собою общественные разговоры, как свойства людей, их характер, чувства и страсти, словом, всё, что составляет внутреннего человека... Человеческий разум давно обратил в науку познание внутреннего человека не только по чертам лица, но по всему, что составляет его внешность: по голосу, движениям, положению тела. Эта наука - физиогномика». Помимо самых необходимых, с точки зрения физиономиста, сведений о строении человека («голова, составляя верхнюю оконечность человеческого тела, укреплена на позвоночном столбе»), трактат содержал практические наставления, следуя которым любой обыватель мог проникнуть во внутренний мир другого человека: «Лоб прямолинейный, сверху наклонённый назад, есть верный признак ума неглубокого, но сметливого и характера беспокойного... Дугообразные брови соответствуют женской скромности и простодушию, почти прямолинейные - характеру мужественному и сильному... Глаза большие, открытые, блестящие, быстро подвижные, доказывают проницательность, вкус, щеголеватость и любовь к женщинам... Маленькие, вздёрнутые носы означают насмешливость и заносчивость, а носы с широким и вздёрнутым концом служат признаком природы страстной.   Мясистые губы всегда означают расположение к лености и чувственности, прикусанные и резко обрисованные - робость и скупость».

Изобразительный ряд издания составили не вошедшие в «Иллюстрированный альманах» гравюры Е.Е. Бернардского с оригиналов А.А. Агина и М.Л. Неваховича. Однако, как отмечал ещё Н.П. Смирнов-Сокольский, механически перенесённые из одного издания в другое, они выглядели «обезличенными картинками».

Приступая к работе над «Литературным сборником», издававшие «Современник» Н.А. Некрасов и И.И. Панаев надеялись, что если его появление и не привлечёт новых подписчиков, то, по крайней мере, сохранит старых. Их расчёты не оправдались. В.Е. Евгеньев-Максимов пишет: «Появление «Литературного сборника», быть может, отчасти поддержало подписку на 1849 год, но спасти её отнюдь не могло: вместо 3100 подписчиков в 1848 году, в 1849-м подписались только 2400».

Рождённый в муках, раньше срока, в силу одной лишь необходимости, «Литературный сборник», тем не менее, занял своё весьма достойное место в истории русской литературы. В библиофильской среде обладание им считается большой удачей.

 


Литературный сборник с иллюстрациями. Издан редакцией «Современника». Санкт-Петербург: В типографии Эдуарда Праца, 1849. [4], 276 с. с иллюстрациями, 12 л. иллюстраций. В цельнокожаном переплёте конца ХХ века с сохранением задней издательской печатной обложки. На корешке - золототиснёные заглавие, элементы растительного узора и суперэкслибрис: «А. и С. В.» - «Алексей и Сергей Венгеровы». Золототиснёная подвёртка. Форзацы цветной печати с растительным узором. 24,5x15,5 см.

Предыдущая статья О государстве Русском (1848 год; 1867 год; 1906 год)
Следующая статья На нынешнюю войну (1855 год)
Печать
1429 Оценить статью:
5.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top