Search

Стихотворный человек

18 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Маленькие школьницы пяти частей света (1903 год)

Маленькие школьницы пяти частей света (1903 год)

Эли Берте

В середине XIX в. в русском обществе еще сильно было убеждение, что женщина по самой природе своей стоит на ступень ниже мужчин, уделом ее считались только семейная жизнь, роль терпеливой, послушной жены и заботливой матери. Однако в то же самое время становилось все более популярным женское движение, стали громче раздаваться голоса в поддержку признания за женщиной равных с мужчиной прав на образование, профессиональную деятельность и участие в общественной жизни.

Противники женского образования считали, что обучение приведет к утрате женственности. Выполнение профессиональных обязанностей, по их мнению, отвлекало бы женщину от семьи, да и сама способность выполнять таковые ставилась ими под сомнение. Невозможность полноценного образования пытались даже объяснить разными антропологическими особенностями - например, разницей в объеме мужского и женского мозга. Блюстители нравственности отказывали девочкам в обучении письму, дабы те не писали любовных писем.

Такие взгляды на роль женщины в обществе царили во всей Европе. Но XIX в. стал переломным для этой тенденции. Во всех европейских странах образовывались и развивались сети женских учебных заведений, не только начальных и средних, но и высших.

История женских учебных заведений в России имеет долгую историю. В XI в. при Андреевском монастыре в Киеве сестрой Владимира Мономаха было создано училище для девочек, где их обучали чтению, письму, пению и швейному делу. В XII в. в Суздале в монастырях, основанных дочерью полоцкого князя Ефросинией, кроме самих монахинь, обучали еще и мирянок. Упоминания об обучении детей грамоте при церквях и монастырях часто встречаются в исторических документах. На Стоглавом соборе в 1551 г. Иван Грозный повелел во всех городах организовать в домах священников и дьяконов обучение детей навыкам чтения, письма и церковного пения.

Петр Первый в 1724 г. узаконил обучение детей при церквях и монастырях. Большая роль в организации процесса такого обучения отводилась монахиням. Они должны были воспитывать мальчиков и девочек сирот, с 5 лет обучать их грамоте. С девочками занимались еще рукоделием: пряли, шили, плели кружева. Хорошим образованием могли похвастаться только царские дочери и девушки из богатых боярских семей, обучавшиеся дома.

В начале XVIII в. женское образование в России находилось вне официальной образовательной системы. Его существование и развитие было предоставлено частной и общественной инициативе.

К началу XIX в. в России функционировали учебные заведения Ведомства учреждений императрицы Марии, епархиальные духовные училища и частные пансионы, но этого было недостаточно. Обучение в них своих дочерей могли оплатить только дворяне, чиновники и представители духовенства, в частных пансионах могли учиться только девушки из богатых семей.

Подлинная история женского образования начинается только в эпоху Великих реформ 1860-х гг. Такие выдающиеся русские педагоги, как К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Н.А. Вышнеградский и другие общественные деятели критиковали эту систему, обвиняя ее в закрытости, закостенелости, отрыве от действительности, пренебрежении к русскому языку (часто обучение шло на французском языке) и отечественной культуре. Они требовали создать бессословную школу с общеобразовательной программой.

В 1857 г. Н.А. Вышнеградский представил проект женского учебного заведения, где за невысокую плату могли обучаться девушки из небогатых семей. Так, в 1858 г. в Петербурге при помощи императрицы Марии Федоровны открылось женское училище, которое назвали Мариинским. Принимали туда девочек всех свободных сословий, от 9 до 13 лет. Вскоре в Петербурге открылось

еще несколько училищ, переименованных позже в гимназии. Затем в Москве и в провинции появились такие гимназии. Содержались они почти исключительно на общественные и частные средства.

В эти же годы остро стоял вопрос и об обучении в начальной школе девочек из народа. Они посещали вместе с мальчиками воскресные школы. Однако мальчиков здесь было намного больше. Это объяснялось, прежде всего, особенностями крестьянского быта. На образование девочек по большей части продолжали смотреть как на необязательное занятие, хотя в целом девочки показывали лучшие результаты в обучении, чем мальчики.

Мальчиков отдавали в школы охотно, а девочек матери не отпускали, чтобы не оставаться без помощницы в доме. Большинство матерей считали занятия прядением и тканием зимой более полезным.

Начальные учебные заведения значительно отличались по набору преподаваемых предметов. С начала XX в. активно вводились занятия пением, рисованием, гимнастикой. В некоторых школах устраивались дополнительные занятия по географии, русской истории. Для девочек вводились дополнительные занятия рукоделием, а также огородничеством и садоводством.

Появилось много школ, в которые допускались девочки. Теперь они получили возможность после окончания народного учебного заведения продолжить образование в городских училищах или женских гимназиях или прогимназиях. Постепенно число учениц стало возрастать, что было знаком перемены во взглядах общественности на женское воспитание и образование.

Женщины стали стремиться к получению и высшего образования. Но так как в России существовал запрет на обучение женщин в высших учебных заведениях, то многие уезжали за границу. Женщины в западноевропейских странах в середине XIX в. тоже не получили пока полных прав на высшее образование, и только в Швейцарии они имели возможность учиться в университетах. Известно, что первая студентка и выпускница Цюрихского университета была из России. К 1872 г. там обучались 63 студентки, 54 из них были русскими. Уже к концу XIX столетия в университетах Цюриха и Берна учились 884 русские студентки, в то время как всего было 1200.

Первым женским высшим учреждением в России стали Московские высшие женские курсы, созданные в 1872 г., инициатором, организатором и первым директором был В.И.Герье.

Позже женские курсы были организованы в Петербурге и других городах, но здесь готовили только учительниц для женских начальных и средних учебных заведений. Ни о каких научных перспективах речи не шло. Вот почему в истории дореволюционной России так мало имен женщин-ученых.


Берте Эли (Berthet Elie; 1815-1891). Маленькие школьницы пяти частей света / Пер. с фр. М. Гранстрем. 2-е изд. Санкт-Петербург: Тип. Н.П. Собко, 1903.257Д1] с.: ил. 22x14,5.

Предыдущая статья Древнейшие народы (1903-1910-е годы)
Следующая статья Мария Спиридонова (1905 год)
Печать
631 Оценить статью:
2.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top