Search

Стихотворный человек

20 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Медалионы в память военных событий 1812, 1813, 1814 и 1815 годов (1838 год)

Медалионы в память военных событий 1812, 1813, 1814 и 1815 годов (1838 год)

Фёдор Толстой

Он должен был стать военным моряком, а стал художником. В 1802 году граф Фёдор Петрович Толстой окончил Морской кадетский корпус и был направлен на службу в гребной флот. Однако привычный для людей его круга мир военной среды не удовлетворял девятнадцатилетнего аристократа. «Я чувствовал, - вспоминал Толстой впоследствии, - что мне многого недоставало. Корпусное учение могло только доставлять просто порядочного флотского офицера, а не образованного человека, а мне хотелось быть образованным». Всё своё свободное время юный мичман посвящал самообразованию: ходил в театры, много читал, пробовал писать сам. И, конечно же, рисовал. Эта страсть, появившаяся ещё в детские годы, влекла его более всего, и те, кто видел работы начинающего рисовальщика, предрекали ему большое будущее. Вскоре по выходе из корпуса Толстой поступил вольноприходящим учеником в Академию художеств, а через некоторое время, вопреки воле семьи, вовсе оставил военную службу, чтобы пройти академический курс полностью.

Наравне с рисунком, в котором наставником молодого графика стал сам О.А. Кипренский, наибольших успехов Толстой добился в медальерном классе. В 1809 году за восковый барельеф «Триумфальный въезд Ромула в Рим» его избрали почётным членом Академии художеств, а ещё некоторое время спустя он получил назначение в Петербургский Монетный двор медальером. Э.В. Кузнецова, автор одной из лучших биографий художника, писала: «Прежде всего, Толстой решил постичь основы практического изготовления медалей. Он считал, что медальер должен всю работу по созданию медалей - начиная от первоначального рисунка до выбивания готовой формы в металле - уметь делать сам, без посторонней помощи. Для этой цели Толстой специально освоил такие чисто технические операции, как ковка, закалка, исполнение штемпелей, изготовление пунсонов (особых штампиков для воспроизведения мелких деталей изображения) и т.д. ... Для развития медальерного искусства существенным препятствием служило то, что раньше большинство медальеров, как правило, изготовляло медали по чужим рисункам. Тем самым роль медальера сводилась до роли ремесленного исполнителя готового рисунка медали. Подобное положение вызывало негодование Ф.П. Толстого, считавшего, что медальерное искусство занимает полноправное место в ряду других «высоких искусств», и поэтому мастер-медальер - это прежде всего художник, творец, создатель как рисунка, так и медали».

Самыми значительными творениями Толстого-медальера стала серия медалей, посвящённых событиям русско-французской войны 1812-1814 годов. Сохранился рассказ художника о том, как зародился в нём этот грандиозный замысел: «Когда пришло к нам известие о совершенном разбитии всей собранной Наполеоном армии под городом Лейпцигом и бегстве его с этого крепкого пункта, я убедился, что пришёл уже конец величию и владычеству Наполеона над Европой, и тотчас начал лепить портрет нашего императора в военном древнеславянском костюме. Работая, я вздумал по окончании войны представить всю её. Мне не долго пришлось этого ждать. После многих блестящих побед над Наполеоном в 1814 году пришла, наконец, реляция, возвещавшая о вступлении наших войск в Париж и о пленении Наполеона. Тогда я немедленно принялся, по собранным донесениям, сочинять и рисовать по той же величине и форме, как и Александр I, все битвы, которые способствовали вступлению наших войск в Париж и окончанию войны».

Свой первый медальон, изображавший Александра I в виде древнеславянского бога Родомысла, Толстой подарил Академии наук. А вскоре он представил президенту Российской академии А.С. Шишкову девятнадцать эскизов медальонов на темы Отечественной войны с просьбой передать их императору и рассмотреть в Совете Академии. «Если Академия найдёт возможность оказать мне помощь, - писал художник, - то я намерен приступить к вырезыванию девятнадцати медалей по образцу уже сделанной». При Академии был тогда создан специальный комитет, призванный оценить художественную сторону рисунков, а также решить, «верно ли определён весь ход сражений с вступления Наполеона со своей армией в пределы России и до окончания войны». Заключение комитета оказалось положительным, и на покрытие связанных с работой издержек Толстому выделили 20 тысяч рублей.

М.Ф. Каменская, дочь художника, вспоминала: «Горячо принялся граф за эту милую его русскому сердцу работу. Живо сочинил и нарисовал сюжет первой медали и уселся лепить её на грифельной доске розовым воском. Работа мелкая и медленная! А ему предстояло ещё с этой восковой медали вырубить настоящую медаль из бронзы. На всю эту процедуру с одной медалью требовалось времени никак не меньше года, а их отец предполагал сделать 21, так что награда за этот тяжкий труд могла быть дана ему только лет через 20. А ещё, Боже сохрани, несчастье: на почти готовой бронзовой медали нечаянно зарубится какая-нибудь мельчайшая черта глубже, чем ей следовало, и ошибка непоправима. И медаль, и год тогда прошли даром. Впоследствии этот тяжёлый труд и страшное терпение папеньки я видела своими глазами. Первая медаль началась только несколькими месяцами раньше моего рождения, и я росла с медалями. Как теперь помню, что мне было лет 13, когда отец испортил одну почти готовую свою медаль. Господи Боже мой, что тут было! Отец так обозлился на себя, что швырнул из кабинета эту тяжёлую осьмиугольную медаль так сильно, что она с громом прокатилась по всей анфиладе наших комнат. И как нам всем было жаль его тогда! Вот почему я всегда обижаюсь, когда пишут про отца: «Граф Ф.П. Толстой вылепил коллекцию медалей на войну 1812 года». Вылепил! Точно стакан воды выпил!.. А бескорыстный художник корпел за этою работой 20 лет».

После 1825 года работу Толстого контролировал лично император Николай I. Каменская рассказывает: «Папенька часто рано по утрам ходил к государю в Зимний дворец и носил показывать свои проекты, нарисованные пером для новой медали войны 1812 года, которую он собирался начать лепить. Без одобрения Николая Павловича он никогда не приступал к этой работе. За все 20 лет работы, в продолжение которых отец сочинял, лепил и вырубал свои медали, государь всего только один раз остался не совсем доволен рисунком отца моего и, рассмотрев его внимательно, сказал ему: «Послушай, Фёдор Петрович, воля твоя, а колено у твоего славянского воина повёрнуто неправильно!.. Ты отвёл ногу в сторону, а так она твёрдо стоять не может. Славянский воин манерничать, по-моему, не будет. Он поставит ступню вот так...» И Николай Павлович, смотря в зеркало, передвинул ногу и стал прямо и твёрдо на всю ступню».

Всего художник исполнил двадцать одну медаль, на которых были представлены главные события антинаполеоновской кампании: «Бородинская битва», «Освобождение Москвы», «Бой при Малом Ярославце», «Сражение при Березине», «Бой при Кульме», «Переход за Рейн», «Освобождение Парижа»...

Серия медальонов, посвящённых войне 1812-1814 годов, принесла Толстому широкую известность. Он был избран членом всех европейских Академий художеств. Выражая мнение соотечественников, известный литератор А. Бестужев писал: «Взгляните на медальерные работы графа Толстого, и вы уверитесь, до какой степени может возвыситься гений, предводимый тонким, образованным вкусом, уверитесь, что можно быть Поэтом, не стихотворствуя».

Ещё в 1818 году согласно решению Академии подготовительные рисунки Толстого были гравированы Н.И. Уткиным и вместе с написанными художником сопроводительными текстами отпечатаны в виде отдельного альбома. Представленное в Библиохронике издание появилось 20 лет спустя по инициативе Археографической комиссии, обеспокоенной тем, что «русские учёные, рассеянные по разным частям империи, лишены возможности пользоваться нумизматическими кабинетами, которые находятся почти исключительно в столицах», а потому «показ сокровищ, хранящихся в этих коллекциях, упразднив столь важное затруднение, доставит изыскателям отечественных древностей удобное средство заниматься с успехом русской нумизматикой, способствующей во многом к пояснению нашей истории».

Изображения медалей выполнены Николаем Менцовым на специальной машине «для гравирования с выпуклых и вдавленных предметов». Изобретённая американцем Ахиллесом Коласом и усовершенствованная англичанином Джоном Бетом, она была приобретена Министерством народного просвещения в 1837 году. Собрание медальонов Ф.П. Толстого - первое издание, осуществлённое в России с её помощью. По качеству исполнения Д.А. Ровинский относил его к «роскошным». В продаже оно практически не встречается.

Описываемый экземпляр имеет дарственную надпись известного коллекционера А.П. Бахрушина доктору Второй градской больницы в Москве Н.И. Стуковенкову. Можно с большой долей вероятности предположить, что имевший обширную частную практику Стуковенков консультировал Бахрушина, страдавшего тяжёлой болезнью сердца. Таким образом, не исключено, что «роскошный» альбом - не что иное, как дань благодарности искушённого в искусствах пациента своему лечащему врачу.


[Толстой Фёдор Петрович (1783-1873)]

Медалионы в память военных событий 1812, 1813, 1814 и 1815 годов, изобретённые Графом Ф. Толстым и выгравированные на стали по способу Бета Н. Менцовым. С Высочайшего соизволения изданы Археографическою Комиссиею. Санкт-Петербург: Печатано в Военной типографии, 1838. [V], [42] с., [21] л. иллюстраций - гравюр на стали. В цельнокожаном владельческом переплёте конца XIX века с сохранением издательской печатной обложки. На передней крышке переплёта золототиснёные заглавие и имя владельца - Н.И. Стуковенкова. На корешке - золототиснёное заглавие. 32 х 28 см. На титульном л. дарственная надпись коричневыми чернилами: «Доброму и уважаемому Николаю Ивановичу Стуковенкову от А.П. Бахрушина 1887 мая 23 дня». На издательской печатной обложке владельческая надпись простым карандашом: «А.В. Орешников». Бахрушин Алексей Петрович (1853-1904) - купец и предприниматель, меценат и библиофил. Совладелец «Товарищества кожевенной и суконной мануфактуры А. Бахрушин и сыновья». Коллекционировал живопись, книги, рукописи, гравюры, медали, печати, табакерки, фарфор. Согласно завещанию, собрание поступило в московский Исторический музей. Стуковенков Николай Иванович - московский врач. Орешников Алексей Васильевич (18551933) - нумизмат, хранитель Исторического музея в Москве, редактор журнала «Археологические известия и заметки» в 1893-1897 годах. Его личная библиотека насчитывала до 5 000 томов по разделам: история, археология, нумизматика. Представленный альбом - памятник типографского искусства, редчайшее иллюстрированное издание с прослеживающейся историей трёх владельцев.

Предыдущая статья Литературные картины России (1837 год)
Следующая статья Сказки и повести для детей дедушки Иринея (1838 год)
Печать
2031 Оценить статью:
Без рейтинга

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top