Search

Стихотворный человек

19 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Мистер Твистер (1933 год) Пудель (1934 год)

Мистер Твистер (1933 год) Пудель (1934 год)

Самуил Маршак

Мистер Порк, он же мистер Блистер, он же мистер Твистер явился свету в 1933 г.

В Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге хранятся рабочие рукописи Самуила Яковлевича Маршака (1887— 1964), в одной из которых мы встречаем следующие строки:

Вот знаменитый мистер Порк.
Его адрес: Америка, город Нью-Йорк.
Сто первая улица, тридцатый этаж
(можешь записать, если есть карандаш).

К. И. Чуковский (1882-1969), присутствовавший на одном из первых чтений «Мистера Твистера», вспоминал: «В ту пору Твистер был еще Блистером, а самое стихотворение все, кто его тогда слышал, сочли совершенно законченным. Но повторялась обычная история. Оказалось, что это был всего лишь первый набросок, черновик черновика, и что понадобилось не менее десятка вариантов, прежде чем Маршак решился отдать стихи в печать».

И уже после выхода книги писатель Е. Л. Шварц (1896-1958) вспоминал: «Встретивши Хармса в трамвае, Корней Иванович спросил: “Вы читали «Мистера Твистера?» - “Нет!” - ответил Хармс осторожно. “Прочтите! Это такое мастерство, при котором и таланта не надо! А есть такие куски, где ни мастерства, ни таланта - “сверху над вами индус, снизу под вами зулус” - и все-таки замечательно!»

История создания поэмы изложена в письме С. Я. Маршака от 20 апреля 1962 г. литературоведу В. Д. Разовой, исследовательнице его творчества: «В 29 или 30-м году (точнее не помню) ныне покойный академик Мушкетов рассказал мне о том, как один из американских туристов остался в Ленинграде без ночлега после того, как отказался поселиться в одной гостинице с негром. Так возник замысел “Мистера Твистера”. Текст этой книги много раз менялся еще в рукописи, а потом - в многочисленных изданиях. Нелегко писать детям на политические темы...»

Вопрос создания политически воспитывающей детской книги постоянно ставился «руководящими инстанциями» перед деятелями литературы еще на излете 1920-х гг. В 1930 г. орган ЦК ВКП(б) газета «Правда» опубликовала статью Максима Горького (1868-1936) «О безответственных людях и о детской книге наших дней»: «Дети должны быть более культурными и еще более активными, чем их родители, основоположники нового мира. Не боясь больших слов, мы должны сказать, что наши дети должны воспитаться еще более активными вождями мирового пролетариата. И для этого мы обязаны вооружить их с малых лет всею силою знаний, необходимых для сопротивления консерватизму старого быта, влиянию косной мещанской среды».

Такая задача была возложена и на ленинградскую редакцию детского отдела Ленгосиздата (впоследствии «Молодая гвардия», Детиздат, Детгиз). С 1924 по 1937 гг. ею руководил Самуил Яковлевич Маршак. К этому времени С. Я. Маршак, драматург, переводчик, литературный критик - всесоюзно известный автор популярных стихотворных книг для детей: «Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке» (все изданы в 1923 г).

После переезда из Екатеринодара в Петербург в 1922 г. Маршак возглавил студию детских писателей в Институте дошкольного образования Наркомпроса. Он принимал активное участие в работе журналов «Воробей» (позже «Новый Робинзон») и «Чиж», где постоянно публиковались произведения ставших впоследствии известными детских писателей - ядра основного авторского коллектива редакции (Б. Житков, В. Бианки и др).

Многолетний редактор издательства Л. К. Чуковская (1907-1996) вспоминала, что «чем ближе ко второй половине дня, тем шумнее и накуреннее в большой комнате. Охранять тишину редакторам уже не удается. Скоро должен приехать Маршак; в редакции собираются авторы; они сидят уже не только на стульях, но и на широких теплых подоконниках. Кто пришел прочитать Самуилу Яковлевичу новые стихи, кто рассказ, кто посоветоваться о замысле новой книги, а кто - послушать, что скажет Маршак не ему самому, а товарищу. Каждого тянет увидеть себя в чистом, не затуманенном, не искривленном зеркале; узнать своему труду настоящую цену; взвесить слово на точных весах; подставить страницы под свет прожектора такой силы и яркости, что в его луче становится видна малейшая удача и малейший изъян. И главное - увидеть путь, увидеть свой следующий шаг. Шаг в общем строю».

Художественной частью редакции на протяжении десяти лет (1924-1933) руководил Владимир Васильевич Лебедев (1891-1967), обладавший совершенно исключительным талантом рисовальщика. Первую свою книжку - арабскую сказку «Лев и бык» - Лебедев проиллюстрировал еще в 1917 г. (издана в 1918). Ранее он успел поработать в журнале «Сатирикон», затем оформлял агитационные плакаты и листовки, был заместителем заведующего Агитационноплакатным отделом знаменитых «Окон РОСТА» Северной области и т. д.

Ранние детские книжки-картинки «Приключения Чучло» (1921), «Золотое яичко» (1923), «Заяц, петух и лиса» (1924), «Азбука» (1925) Лебедев не только художественно оформил, но и сам написал.

Занимательность и познавательное содержание рисунка художник ставил превыше всего. «Никакой рисунок, - утверждал он, - даже самый хороший, не будет любим ребенком, если он не ответит на его вопрос, не удовлетворит его познавательного интереса» (1933).

В 1924-1927 гг. началась его совместная творческая деятельность с С. Я. Маршаком, когда они работали для издательства «Радуга» над книжками, сразу же ставшими классикой советской детской литературы: «Цирк», «Мороженое», «Сказка о глупом мышонке», «Вчера и сегодня», «Как рубанок сделал рубанок», «Багаж» и др.

Всего же В. В. Лебедевым создано более 25 разнообразных изданий (сюда следует добавить и многочисленные переиздания, далеко не всегда стереотипные).

В 1927 г. в Лендетгизе вышла книжка «Пудель» (до 1934 г. она выдержала шесть изданий), где Лебедев использовал язык острой и четко направленной графической сатиры в изображении «старорежимной» старушки. На каждой странице книжки дан всего лишь один до предела сжатый, лаконичный, но емкий и содержательный рисунок, лишь одна сцена, но вполне законченная и ясная, чему немало способствовали разработанные им приемы изобразительного контраста и ритмического повтора в тонком, искусном, легко запоминающемся сочетании с цветовым пятном.

Маршак очень высоко ценил талант В. В. Лебедева, который, по его словам, «никогда не был ни иллюстратором, ни украшателем книг. Наряду с литератором - поэтом или прозаиком - он может с полным правом и основанием считаться их автором: столько своеобразия, тонкой наблюдательности и уверенного мастерства вносит он в каждую книгу. И вместе с тем его рисунки никогда не расходятся со словом в самом существенном и главном. Они необычайно ритмичны и потому так хорошо согласуются со стихами или с такой прозой, как, например, народные сказки и сказки Льва Толстого».

В 1930-е гг. Лебедев оформил три книги С. Я. Маршака - антологический сборник «Сказки, песни, загадки», «Усатый-полосатый» и «Мистер Твистер».

Создавая последнее из перечисленных изданий, художник и поэт решали смелую задачу, поставленную Максимом Горьким: «Дети должны знать уродливо-смешную жизнь миллионера. Надобно талантливо и весело показать детям пороки прошлого... Социальные пороки должны быть показаны в легкой сатирической форме, как отвратительные и смешные уродства».

Маршаковский текст «Мистера Твистера» сопровождается небольшими, но четкими рисунками тушью, размещенными на полях и определенных точно к месту соответствующих стихотворных строк. Этот иллюстративный аккомпанемент не был примитивноиздевательски смешон или грубо-насмешлив - он был правдив и искренен. Вся сюита иллюстраций запоминалась читателями - и детьми и взрослыми - надолго, пожалуй, на всю жизнь; цель была достигнута.

В каждом из последовавших многочисленных переизданий (1935, 1937, 1939, 1948, 1951, 1962 и т. д.) художественное оформление претерпевало те или иные изменения (убирались некоторые рисунки, являлись новые, вводились развороты, менялась композиция и т. д.). Работа с «Твистером» постоянно продолжалась, но определить лучшее из всех изданий совершенно невозможно - они все хороши, каждое по-своему.

В 1931 г. ряд работ В. В. Лебедева подвергся критике в партийной печати, а в 1933 г. журнал «Литературная учеба» опубликовал установочную статью Максима Горького «О социалистическом реализме», сыгравшую огромную - и отнюдь не позитивную - роль во всей последующей истории советской литературы и искусства.

В августе 1934 г. на Первом (учредительном) Всесоюзном съезде советских писателей с еще более резким докладом выступил секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов. Во всю ширь развернулась злобная кампания травли музыкантов, литераторов и художников. Среди разгромных статей, направленных против Д. Шостаковича, М. Булгакова и других, столь же яростно громились и работы художников детской книги: в статье газеты «Правда» от 1 марта 1936 г. «О художниках-пачкунах» В. В. Лебедев и В. М. Конашевич стали объектами грубых нападок и прямых издевательств, а в 1937-м была ликвидирована созданная Маршаком редакция детской литературы в Ленинграде. Замечательные ее сотрудники Т. Габбе, А. Любарская, К. Шавров и другие - были репрессированы, прочие разогнаны.

«Казалось бы, редакция, благодаря которой из года в год советские дети получали политически насыщенные и художественно яркие книги, уже самой плодотворностью своего труда должна была быть защищена от нареканий - не только от разгрома. Но случилось не так», - вспоминала Л. К. Чуковская (1907-1996).

Против редакционного и авторского творческих коллективов выдвигались обвинения совсем нелитературного свойства. Методы коллективного плодотворного творческого труда были объявлены групповщиной, звучали обвинения в сознательном вредительстве, желании затормозить самое развитие всей советской литературы.

На собраниях в издательстве, в Союзе писателей коллектив редакции именовался не иначе как «вредительской группой, орудовавшей в детской литературе», а его арестованные члены и ближайшие сотрудники - «врагами народа».

Среди них - выдающиеся деятели литературы, в том числе и детской: С. Безбородов, Г. Белых, М. Бронштейн, Р. Васильева, А. Введенский, Н. Заболоцкий, Н. Константинов, Н. Олейников, Э. Паперная, Д. Хармс. Большинство погибло в ГУЛАГе.

Жизнь авторов «Твистера», однако, в дальнейшем сложилась относительно благополучно.

Вынужденное прекращение редакторской деятельности привело С. Я. Маршака в Москву (1938). Впоследствии он стал лауреатом четырех Сталинских (1942, 1946, 1949, 1951) и Ленинской (1963) премий.

B.В. Лебедева удостоили звания народного художника РСФСР (1966), он был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР (1967), но творчески так и не сумел до конца оправиться от потрясений 1937 г.

C.Я. Маршак в 1961 г., поздравляя художника с двойным юбилеем - 60-летием со дня рождения и 40-летием творческой деятельности, одарил его следующими строками:

Любому ребенку известно,
Что в нашей работе совместной
Мы были не Лебедь и Рак,
А Лебедев и Маршак.

Мы с вами над книжкою детской
Еще потрудиться должны
Во имя великой Советской,
Лелеющей детство, страны!

 


Маршак, Самуил Яковлевич (1887-1964)

Мистер Твистер. Для младшего возраста / Рис. и обл. В. Лебедева. Л.; М.: Молодая гвардия; ОГИЗ, 1933. 36 с., ил. 14,5x11,3 см. Тираж 250 325 экз.

Пудель / Рис. В. Лебедева. 6-е изд. Л.: ОГИЗ - Государственное издательство детской литературы, Ленинградское отделение, 1934. 20 с., ил. 19,4x14,8 см. Тираж 200 325 экз.

Предыдущая статья Загадки (1932 год)
Следующая статья Кондуит (1933 год) Швамбрания (1935 год)
Печать
2775 Оценить статью:
2.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top