Search

Стихотворный человек

25 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Новая Москва. Площади и магистрали (1938 год)

Новая Москва. Площади и магистрали (1938 год)

Иосиф Романовский

Книга И. Романовского «Новая Москва. Площади и магистрали» посвящена стремительно быст­рым изменениям, произошедшим во внешнем облике столицы по истечении трёх с полови­ной лет с момента постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 10 июля 1935 года, утвердившего Генеральный план реконструкции Москвы: сто­лицу планировалось расширить в юго-западном направлении и представить как статичный ансамбль, где диагональные проспекты устрем­лены к главному монументу города - дворцу Советов. Задача книги, как говорится во всту­плении, - «показать, какой унаследовали мы Москву, как уже преобразилось лицо социали­стической столицы и какими станут её маги­страли и площади после реализации великого сталинского плана».

Сам текст и иллюстративный ряд построены по принципу «было-стало-будет»: одна глава в рисунках, схеме и цифрах раскрывает облик «старой» Москвы (это радиально-кольцевой город-крепость, который не располагает обще­ственными пространствами для обеспечения транспортной сетью и зданиями выросшее до 2,5 млн население), другая - говорит о серьёз­ном подходе к проблеме разработки плана Москвы советской, который в итоге был утверж­дён быстро и «без особых обсуждений», а основная часть издания представлена подробными описаниями уже свершившихся и планирую­щихся преобразований по конкретным направ­лениям - центр, кольцевые и обходные маги­страли, набережные, проспекты, радиальные магистрали...

Причём, в соответствии с заглавием книги, отдельные и подробные описания даны именно площадям и магистралям. Причина этого сос­тоит в том, что одной из важнейших задач Ген­плана было установление прямой транспортной связи районов города между собой без необхо­димости проезда через центр. По этой же при­чине реконструируются существующие и созда­ются новые кольцевые и дополняющие их «обходные» дороги, начинается реконструкция одиннадцати крупнейших радиальных маги­стралей. Расширяющимся площадям в этом про­цессе была отведена важнейшая роль - они меняют постепенно свои очертания на более четкие и удобные для транспорта, на них устра­иваются в отдельных местах стоянки для авто­мобилей.

Значительная доля фотографий, наглядно дополняющих описания, относится к конкрет­ным видам столицы - до и после реконструк­ции, и даёт читателю возможность сравнения: Новый Крымский мост, Колхозная и Манеж­ная площади, Охотный ряд, набережные Яузы и Москвы-реки, а также другие достопримечательности несопоставимы со своим прошлым и создают уже совсем иную атмосферу, нежели раньше.

Вот, например, старинная фотография «Набе­режная Москва-реки у Крымского моста до рекон­струкции»: у отвесных берегов тесно ютятся одноэтажные хибарки, узкая деревянная лест­ница уныло спускается в воду... Описанием к дру­гой фотографии набережной 1938 года могут послужить непосредственно отрывки из текста книги: «исключительным дополнением к улич­ной сети являются набережные Москва-реки, Яузы и Водоотводного канала». Действительно, они одеваются в гранит, а сходы-лестницы, закан­чивающиеся у самой воды причалами, располага­ются на расстоянии 1 км друг от друга и «создают свободный доступ к реке с любого места набе­режных. Оформление сходов изменяется в зави­симости от рельефа берегов, характера окружа­ющей застройки, берегового пейзажа, ширины реки и проезжей части берега».

Особенно интересны перспективные проекты реконструкции, также нашедшие выражение в иллюстрациях. И здесь даже появляется воз­можность сравнения прошлого столицы с буду­щим. Например, на ещё одной старинной фото­графии, «Старая Сухаревка», мы можем видеть башню и белое пятно торговых лотков, а проли­став несколько страниц - «Проект уличного тон­неля на Колхозной площади»: широкая дорогакак бы «ныряет» двумя рукавами под поверх­ность площади. Фотография же проекта театра на площади Маяковского имеет явное сходство с сегодняшним зданием театра Сатиры.

Великий план так и не был реализован до конца, но строительство, продолженное после войны, породило в итоге явление, которое при­нято называть сегодня сталинской Москвой. Несмотря на то, что стометровый монумент В. И. Ленина так и не был возведен и не было строительства Дворца советов, когда держишь в руках книгу - восхищаешься величием трудо­любия народа и его стремлением к яркому буду­щему. Москва будущего... В книге описывается её облик неоднократно: «Вскоре на улицах и пло­щадях столицы появится ещё невиданная москвичам новинка - цветной асфальт. Некото­рые из площадей будут покрыты целиком синим, зеленым, красным, голубым асфальтом». Или - «широкие и прямые улицы, обрамленные монументальными зданиями, залитые блестя­щим асфальтом, прорежут город во всех направ­лениях, связывая воедино все районы много­миллионного города. По ним будут мчаться бес­конечные потоки автомобилей».

То ли сожаление, то ли великое удовлетворе­ние может вызвать у наших современников то обстоятельство, что воплощение «размаши­стых» планов конца 30-х годов XX столетия ока­зались достаточно далекими от реальной дей­ствительности.

Мало того, что отсутствует «цветное асфаль­товое покрытие» - это сказано просто для не окончательного расставания с чувством юмора - не реализованы принципиальные моменты: практически не изменена геометрия основных функционирующих магистралей в центре сто­лицы (Мясницкая улица, Сретенка, Покровка и т.д. - ряд можно продолжать бесконечно). В дополнение к этим нерешённым проблемам следует добавить отсутствие у составителей более-менее обоснованного представления о грядущих изменениях (во всех отношениях) транспортных потоков в сотни и даже в тысячи раз; о соотношении общественного и личного транспорта; о необходимом числе стоянок, хотя бы примерном количестве возникающих там и сям учреждений и т.д. и т.п.

Наверное, хорошо, что задуманное не осуще­ствилось, иначе бессмертная фраза «хотели как лучше, а получилось как всегда» легла бы в основу точки зрения современных москви­чей. А может быть, эта «формула» всё же реали­зовалась?

 


Романовский Иосиф Семёнович

Новая Москва. Площади и магистрали. Москва: Московский рабочий, [1938]. 195 с. с иллюстрациями, планами. В коленкоровом пере­плёте. На верхней крышке декор слепого тиснения - 2 рамки, на внутренней рамке наклеен листок бумаги с заглавием. На корешке цветное тиснение - заглавие. Формат 15x21,5 см. Тираж 10 000 экз.

Предыдущая статья Города Московской губернии (1928 год)
Следующая статья У руба на Хопре: Исторические очерки города Урюпинска (1997 год)
Печать
1777 Оценить статью:
Без рейтинга

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top