Search

Стихотворный человек

27 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Обстоятельное библиографическое описание редких и замечательных книг (1901)

Обстоятельное библиографическое описание редких и замечательных книг (1901)

Александр Бурцев

1863 год, год рождения коллекционера Александра Евгеньевича Бурцева, был довольно спокойным для Российской империи. По материалам первой переписи, городское население страны составляло всего шесть миллионов человек. В этом же году были приняты долгожданный закон о запрете телесных наказаний и - в рамках реформ народного просвещения при Александре II - Университетский устав.

Жизнь «племянника старинного менялы», по выражению книговеда и историка литературы Н.П. Беркова («Русские книголюбы», 1967), начиналась вполне благополучно. Александр Евгеньевич неожиданно получил наследство - и увлекся коллекционированием. Происходя из купцов и не обладая широким образованием, он покупал все, что казалось ему интересным, - редкие книги, журналы, газеты, иллюстрированные издания, картины, лубок, литографии, исторические документы, автографы. Но при этом Бурцев жаждал поделиться с миром своими приобретениями.

Сначала он издавал «описи», но потом начал перепечатывать редкие издания целиком. Например, дважды перепечатал целиком запрещенное до 1905 г. произведение А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Оба раза цензура пропустила крохотный тираж.

Благодаря такому издательскому принципу все труды Бурцева выходили во многих томах. «Описание редких российских книг» - в пяти (1897), «Дополнительное описание библиографическо-редких, художественно-замечательных книг и драгоценных рукописей» - в шести (1889), «Обстоятельное библиографическое описание...» - в семи (1901), «Библиографическое обозрение...» - в пяти (1904), «Полное собрание библиографических трудов» - в десяти (1908). И это далеко не все многотомные описания коллекции.

Кроме того, Бурцев выпускал сборники «Собиратель» (1910), «Муравейник» (1910), «Досуги библиофила» (1911), «Свободные часы» (1911); журналы «Для немногих» (1909-1910), «Мой журнал» (1912-1913), «Мой журнал для немногих» (1912-1914) и т.д. Ничего удивительного, что ни в одном государственном хранилище нет полного «собрания сочинений» А.Е. Бурцева! Отпечатанные на дорогой бумаге тиражом 100-150 экземпляров, оформленные «дорогими» художниками, «одетые» в дорогие переплеты, бурцевские каталоги поражали не только объемом, но и «купеческим» качеством исполнения. Со временем издания Бурцева, воспринимавшиеся современниками как анекдот, сыграли значительную роль в деле изучения и описания редкой русской книги и сами превратились в желанную редкость.

«Всеядность» А.Е. Бурцева привела к тому, что ему удалось приобрести в начале 1920-х гг., например, сундук с бумагами В.Г. Кюхельбекера. Большая часть сундука попала в руки Юрия Николаевича Тынянова, создавшего роман «Кюхля» и открывшего этого поэта широкой публике.

Кроме собраний сочинений русских классиков, первых изданий, автографов и старинных рукописей, Бурцев приобретал картины и рисунки. Среди его «поставщиков» были И.Е. Репин, Н.К. Рерих, С.Ю. Судейкин, К.С. Петров-Водкин.

Со временем собрание так разрослось, что коллекционер задумал организовать Музей русского искусства и литературы, для чего выстроил в Петербурге на улице Бассейной, 10, специальный дом с большими выставочными залами.

Однако судьба коллекции Бурцева сложилась трагически. Его торговые дела пришли в упадок, и он стал распродавать библиотеку, для чего открыл собственный книжный магазин. Старейший петербургский книготорговец Ф.Г. Шилов рассказывал: «Продавал он дешево, и торговля у него пошла. Вскоре, однако, Бурцев закрыл свою лавку и стал жить тем, что сдавал на комиссию по аукционам этюды и картины Рериха, Судейкина и других художников, а большую часть своего архива продал Пушкинскому дому и Публичной библиотеке».

Бурцев дожил до глубокой старости. Еще в начале 1930-х годов в букинистических магазинах Ленинграда можно было встретить невзрачного, худо одетого человека - А.Е. Бурцева.

В 1935 г. Бурцевы переехали в Астрахань. Здесь, через три года, собиратель и скончался. Ему было 75 лет. Все это происходило на фоне трагических событий в жизни страны. В этом же году в результате массовых репрессий погибли сотни эстонцев. По приказу Л.П. Берии были организованы Ухтижемлаг, Воркутпечлаг, Устьвымьлаг и Северный железнодорожный лагерь НКВД. Всего в системе ГУЛАГа (Главного управления лагерей и колоний) на начало 1939 г. отбывали наказание 2 млн 259 тыс. человек.

Рядом с А.Е. Бурцевым находилась его семья и ценная часть коллекции, о судьбе которой он мог только догадываться. После начала Великой Отечественной войны дочь его, Ольга Александровна, уехала в Актюбинск в эвакуацию, бросив остатки коллекции, которые считались утраченными с начала 1930-х гг. Однако во время войны Ольга Александровна смогла найти и вернуть архив (более 1500 автографов). Из Актюбинска она в 1950-е гг. связалась с литературоведом Ираклием Андрониковым, который помог продать его в Центральный государственный архив литературы и искусства.

Эта история была настолько захватывающей, что известный писатель и литературовед посвятил ему рассказ «Личная собственность». Вот как он описывает первую встречу с коллекцией: «Я схватился... Помятый, обшарпанный чемодан в старых ярлыках и наклейках, служивший хозяевам, видимо, с дореволюционных времен... Вцепился в ручку - он как утюгами набит! Взбросил его на диван... Раздвинул скобочки, замки щелкнули, крышка взлетела...

Нет! Сколько ни готовился я увидеть эту необыкновенную коллекцию и взглянуть на нее спокойно и деловито - не вышло! Я ахнул. Чемодан доверху набит плотными связками... Письма в конвертах... Нежные голубые листочки. Листы плотной пожелтевшей бумаги из семейных альбомов. Рескрипты. Масонские грамоты. Открытки. Фотографии. Визитные карточки. Аккуратные копии... Черновики. По-русски. По-французски. По-итальянски». Авторами всего этого рукописного сокровища были Лев Толстой, Александр Блок, Тарас Шевченко, Вильгельм Кюхельбекер, Салтыков-Щедрин, Иван Тургенев, Николай Успенский, Сергей Есенин, Крузенштерн, Кропоткин, кавалерист-девица Дурова, Карл Брюллов...

И все же значительная часть архива пропала, рассеялась, погибла. Ираклий Андроников «бегал из института рыбной промышленности в медицинский, из педагогического - в Театр юного зрителя, из Товарищества художников - в клиническую больницу, в Общество по распространению знаний <...> Добывал я уже не автографы, не картины, а только новые доказательства, что они действительно были. Выяснилось, что нет не только бумаг Петра Первого и писем Багратиона, нет писем и донесений Кутузова, писем Чехова к Горькому, а их видели. Не оказалось того, о чем говорила Рина, что видели Скоков и Токарев...».

Благодаря А.Е. Бурцеву собиратели получили уникальный шанс на приобретение редчайших автографов. А еще - возможность всю жизнь собирать труды неуемного коллекционера, венцом которых стало десятитомное полное собрание библиографических трудов.


Бурцев Александр Евгеньевич (1863-1937)

Обстоятельное библиографическое описание редких и замечательных книг, брошюр, художественных изданий, старых и новых рукописей, гравюр, грамот, портретов, лубочных картинок, указов и разных летучих листов, с пояснительными замечаниями и полными перепечатками более редких книг и др. библиографических материалов. Составил А.Е Бурцев. [В 7 томах] Санкт-Петербург, 1901. Т.1. 306 с. с иллюстрациями, портретами. Т.2. 307-644 с (сквозная пагинация с Т.1) с иллюстрациями, портретами. ТЗ. 346 с с иллюстрациями, портретами. Т.4. 292 с. с иллюстрациями, портретами. Т.5. 361 с. с иллюстрациями, портретами. Т.6. 324 с с иллюстрациями, портретами. Т.7. 123 + 60+110 с. с иллюстрациями, портретами. Отпечатано на правах рукописи. 27,5 х 19 см. Напечатано 150 нумерованных экземпляров. В издательских переплетах. Корешки и уголки из коленкора с золототисненым именем составителя и названием. Крышки - картонаж с рисунком (цветные литографии). Очень хорошо сохранившиеся экземпляры в издательских переплетах всегда представляли большую редкость.

 

 

Предыдущая статья Протопоп Аввакум (1900)
Следующая статья Сахалин. (Каторга) (1903)
Печать
658 Оценить статью:
4.5

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top