Описание Костромского Ипатьевского монастыря (1832 год)
К одной из наиболее известных святынь России уверенно можно отнести Ипатьевский мужской монастырь. Неотделимый от целого ряда важнейших событий русской истории, неразрывно связанный с царскими династиями Годуновых и Романовых, он издавна являлся одним из главных символов Костромы.
Впервые в летописях монастырь упоминался в 1435 году, когда в ходе междоусобной войны московских и галичских князей «на мысе у святого Ипатия, межи Волгою и Костромы» расположился со своим лагерем великий князь Василий Васильевич Тёмный. Так что к началу XV века обитель на слиянии реки Костромы и Волги, безусловно, уже давно существовала. Согласно же традиционному преданию, Ипатьевский монастырь был основан в конце XIII века татарским мурзой Четом, перешедшим на службу великому московскому князю. Остановившись на ночлег «для отдохновения и восстановления здоровья» во время своего пути по Волге в Москву, ему во сне явилась Богородица вместе со священномучеником Ипатием, епископом Гангрским, и святым апостолом Филиппом. Прибыв в Москву, Чет крестился и принял имя Захария, и испросил разрешения великого князя и церковного иерарха на постройку монастыря на месте чудесного явления. Именно этот Чет якобы и стал основателем таких костромских родов, как Зерновы, Сабуровы и Годуновы.
Правда, легенда о мурзе Чете, как основателе Ипатьевского монастыря, возникла лишь после кончины Иоанна Грозного. В это время Годуновы заняли ведущее положение при царском дворе и не исключено, что для поднятия статуса своего рода и монастыря, где находилось их фамильное кладбище, необходимо было найти основателя, которым легенда и объявила мурзу Чета, родоначальника Годуновых. Как писал историк С. Б. Веселовский: «Известно, что наиболее цветистые и фантастические легенды™ сочиняли не старые, исторически известные роды, которым подобные легенды в сущности ничего не давали и ничего не прибавляли к их старой славе, а рядовые служилые роды, в особенности те, которым удавалось подняться в верхние слои™ смотревшими на них свысока, как на выскочек и безродных, случайных людей».
Действительно, расцвет Ипатьевского монастыря пришёлся на конец XVI века, благодаря вкладам Годуновых - царицы Ирины и царя Фёдора. В монастыре развернулось каменное строительство - обитель перестроили полностью. Богато украсили Троицкую церковь: «внутри стенным письмом, святыми иконами на золоте и в венцах сребропозлащенных, а извне вызолоченными крестами на главах, немецким железом на кровлях, резными киотами на папертях». Это было время, когда обитель называли «великою Лаврой».
Особое значение монастырь приобрёл в Смутное время. Сначала Борис Годунов стал царём московским, затем Тушинский вор не без участия монахов затворился здесь и таинственным образом отражал все нападения, но прибывшее из Галича народное ополчение всё-таки смогло осадить крепость. Летом 1609 года во время штурма, взорвав стену, отряд самозванца выгнали из монастыря.
Наконец, Ипатьевский монастырь стал временной резиденцией молодого Михаила Романова, который со своей матерью жил в двух небольших комнатах старого келарского корпуса. Когда на земском соборе в феврале 1613 года Михаила Романова избрали царём, то в обитель отправили Великое Посольство из духовенства и бояр. В это же самое время поляки, узнав об избрании Михаила, «послали сильный отряд войска своего в Костромской уезд, чтобы умертвить его». Но русский крестьянин Иван Осипович Сусанин, вынужденный провести поляков прямо к селу Домнину, ценой своей жизни отвёл их совсем в другую сторону, тем самым дав время укрыться юному Михаилу в Ипатьевском монастыре. Здесь, в Троицком соборе, и был совершен чин избрания Михаила Федоровича на царство, а Ипатьевский монастырь с этого момента стал «колыбелью дома Романовых». Эпоха Смуты пришла к концу, эта «величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре».
Обитель процветала. Но случилась беда, в 1649 году Троицкий собор рухнул от взрыва пороха, хранившегося на случай осады в его подвалах. Через год царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового собора, при этом было велено «взять в качестве образца ярославский Успенский собор и размером не более его».
Петровские же преобразования оказались разрушительными для Ипатьевской обители. Колокола со звонницы, на которой к концу XVII века висело 19 больших и малых колоколов, из них самый большой, весом 600 пудов, - вклад матери Бориса Годунова Стефаниды Ивановны, частично были сняты и вместе с медными котлами пересылались в Москву для ратного дела - литья пушек. В 1721 году архимандрит Гавриил, прибывший в Кострому, писал Священному Синоду: «...нашёл в Ипатьевском монастыре всё ветхое ... врата распалися и столпами деревянными подперты, всего же разорения обители вкратце и описать невозможно».
Тогда же монастырь впервые стал использоваться как место ссылки. Сюда удалили греческих монахов Иоанникия и Софрония Лихудов, вызванных в своё время из Греции для перевода богослужебных книг. В монастырской тиши учёные братья закончили и свою работу над «Грамматикой».
В 1767 году во время путешествия по Волге на галере «Тверь» Кострому удостоила своим посещением императрица Екатерина II. К её приезду построили северные ворота монастыря по образцу ворот Петропавловской крепости в Петербурге. В честь государыни салютовали 37 пушек, установленные на стенах монастыря. Этим приездом открылась череда царственных паломничеств в Ипатьевский монастырь.
В октябре 1834 года император Николай I посетил обитель. Увидев ветхость многих монастырских построек, император выделил средства на реставрацию и велел прислать из Оружейной палаты Московского Кремля деревянный посох и позолоченный ковш Михаила Романова. Обитель вновь стала оживать. И уже к началу XX века на всех приезжавших в Кострому монастырь производил огромное впечатление. Вот как вспоминал о своей поездке в Кострому искусствовед Г. К. Лукомский: «Ипатьевский монастырь. окружён высокими стенами: башни-бойницы, башни-дозорные, островерхие, круглые и уступчатые - придают внушительный, даже грозный вид древней обители. Но черные, лохматые кедры, пушистые лиственницы и плакучие березы вносят живописность, а выглядывающие из-за листвы золотые главы собора вливают торжественную ясность в тот архитектурный пейзаж, который открывается перед глазами обозревателя, когда он вступит на деревянный... мост через реку Кострому».
В 1913 году, через триста лет после того, как обитель стала временным пристанищем для первого из Романовых, её в последний раз посетил император Николай II в дни празднования в Костроме 300-летия династии Романовых. Блистательная череда царственных паломничеств в Ипатьевский монастырь приближалась к концу. Впрочем, Ипатьевский монастырь избежал обычной участи храмов после революции - он не был разрушен. В 1919 году монастырь закрыли и его сокровища национализировали. Новая власть размещала здесь детский приют, военные казармы, танцплощадку(!),
а также расселяла в бывшие кельи работников костромских текстильных фабрик. В 1958 году в Ипатьевском монастыре открыли Костромской историко-архитектурный музей-заповедник, причём с богатой коллекцией церковной утвари и икон.
И только 30 декабря 2004 года было подписано распоряжение о полной передаче строений Свято-Троицкому Ипатьевскому мужскому монастырю, что явилось знаменательной вехой для восстановления иноческой жизни обители.
Описание Костромского Ипатьевского монастыря, в коем юный Михаил Федорович Романов умолен знаменитым посольством Московским на Царство Русское. Составлено из подлинных монастырских бумаг 1832 года. Москва: В Синодальной типографии, 1832. 127 с. Цельнокожаный переплёт эпохи с золотым узорным тиснением по корешку и золотоузорными рамками по обеим крышкам, форзацы из мраморированной бумаги, тройной золотой обрез. Гравюра на отдельной вклейке с видом «Кельи, в коих жил царь Михаил Федорович» (грав. А. Брейтгорн). 20,5х12,5 см.