Search

Стихотворный человек

20 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Очерки Бородинского сражения (1839 год)

Очерки Бородинского сражения (1839 год)

Фёдор Глинка

Генеральное сражение Отечественной войны 1812 года, которое российские историки назы­вают Бородинским, а французские - битвой при Москве-реке, состоялось 26 августа (7 сен­тября) 1812 года в 124 километрах к западу от Москвы, близ села Бородино. Русские войска насчитывали около 150 тысяч человек (в том числе - 114 тысяч регулярных войск, около 8 тысяч казаков и 28 тысяч ратников ополче­ния). Великая армия Наполеона состояла из 135 тысяч человек. У русских имелось 624 ору­дия, у французов - 587.

Битва началась около 6 часов утра и про­должалась до 7 вечера. Артиллерийская дуэль и ружейная перестрелка завершились лишь с наступлением темноты. Точные цифры погибших в этот кровавый день неизвестны, но, согласно оценкам современных исследова­телей, русские потеряли от 45 до 50 тысяч чело­век, Великая армия - около 35 тысяч. Кроме того, от холода, голода и недостаточного ухода в ближайшие после сражения месяцы умерли тысячи раненных при Бородине солдат и офи­церов обеих армий.

Несмотря на колоссальные потери, ни одна из сторон не выполнила стоявших перед ними задач: русские не сумели отстоять Москву, французы и их союзники не добились оконча­тельного разгрома противника. При этом про­тивоборствующие полководцы - М. И. Кутузов и Наполеон - в официальных реляциях объя­вили себя победителями.

Писатель Ф. Н. Глинка не участвовал в Боро­динском сражении, но имел возможность наблюдать его со стороны. Во всё время битвы он, отставной поручик и начинающий литератор, выступал только в роли зрителя, о чём впоследствии поведал в принёсших ему известность «Письмах русского офицера»: «Большую часть этого ужасного дня проводил я то на главной батарее, где находился Свет­лейший <князь М. И. Кутузов>, то на дороге, где перевязывали раненых. Я видел это неимо­верно жестокое сражение и ничего подобного в жизнь мою не видал, ни о чём подобном не слыхал и едва ли читывал».

Четверть века спустя Глинка вновь обра­тился к событиям 26 августа 1812 года, чтобы описать их пером историка. Эти двадцать пять лет оказались для него непростыми. Они вме­стили участие в битвах, службу в Генераль­ном штабе, напряжённый писательский труд, дружбу с Пушкиным и Карамзиным, читатель­ское признание, членство в тайных обще­ствах, арест и следствие по делу декабристов, ссылку в Петрозаводск, жизнь в Твери и Орле. В 1835 году Глинка вышел в отставку и посе­лился в Москве, чтобы целиком посвятить себя литературному труду.

«Очерки Бородинского сражения» гото­вились им к юбилею - 25-летию окончания войны с Наполеоном. Обдумывая стиль своего будущего сочинения, Глинка пришёл к выводу, что «слог в описаниях событий 1812 года дол­жен быть исполнен важности, силы и ясности». Взяв эту формулу за руководство к действию, писатель принялся за работу над книгой, в которой постарался обобщить сведения, содержавшиеся в официальных документах, воспоминания участников и собственные впе­чатления. Результатом кропотливого труда стал ряд очерков, в которых оказались хроно­логически отражены наиболее важные собы­тия, случившиеся во время битвы.

Конечно же, многих документов Глинка не знал и, с точки зрения современной науки, допустил немало ошибок. Однако при этом книга не потеряла ни исторического, ни худо­жественного значения, до сих пор привлекая внимание обилием интереснейшего фактиче­ского материала и чёткой, образной авторской речью. Очерки изобилуют мастерски выпи­санными батальными сценами. Вот, к при­меру, рассказ об одной из французских атак: «Пехота и артиллерия русская, молча, но взводя курки и подняв фитили, выжидали приближе­ния французов. Страшно идти на неприятеля, который не стреляет!.. Но французы шли... Рус­ская линия брызнула им прямо в лицо целым дождём пуль и картечи!.. Французы облились кровью и не остановились». Следом - ответ русских: «Строй наш, во всей длине своей, дви­нулся с места и пошёл скорым шагом в штыки! Сошлись!.. У нас нет языка, чтоб описать эту свалку, этот сшиб, этот протяжный треск, это последнее борение тысячей!.. Следствием этого упорного борения было раздробление! Тысячи расшиблись на единицы, и каждая кружилась, действовала, дралась! Это была личная, частная борьба человека с человеком, воина с воином». И здесь же Глинка приводит записанные им слова старого солдата: «Под Бородином мы сошлись и стали колоться. Колемся час, колемся два... устали, руки опу­стились! И мы, и французы друг друга не тро­гаем, ходим, как бараны! Которая сторона отдохнёт - и ну опять колоться. Колемся, колемся, колемся! Часа, почитай, три на одном месте кололись!».

Важнейшее место в «Очерках» занимает панорама центра позиции русской армии в раз­гар сражения, то есть описание того, чему сам автор был свидетелем: «Ужасна картина части поля Бородинского, около деревни Семёнов­ской, где сражение кипело как в котле. Густой дым и пар кровавый затмили полдневное солнце. Какие-то тусклые, неверные сумерки лежали над полем ужасов, над нивою смерти. В этих сумерках ничего не видно было, кроме грязных колонн, наступающих и разбитых, эскадронов бегущих. Груды трупов человече­ских и конских, множество распущенных по воле лошадей, множество действующих и под­битых пушек, размётанное оружие, лужи крови, тучи дыма - вот черты из общей картины поля Бородинского! ... Даль также представляет вид совершенного хаоса: разорванные, изломан­ные французские эскадроны кружатся, волну­ются и исчезают в дыму, уступая место пехоте, выступающей стройно».

Здесь Глинка частично воспроизвёл уже опу­бликованный фрагмент из своих «Писем рус­ского офицера». Известно, что этой книгой увлекался М. Ю. Лермонтов, который в 1837 году, к 25-летию Бородинского сражения, использо­вал её при написании ставшего впоследствии знаменитым стихотворения «Бородино»:

Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой.

 


Глинка Фёдор Николаевич (1786-1880)

Очерки Бородинского сражения. (Воспоминания о 1812 годе.) Сочинение Ф. Глинки, автора «Писем русского офицера». [В 2-х ч.] Москва: В типографии Николая Степанова, 1839. Ч.1. 69 с. Ч.2. 116, IV с. В одном тканевом переплёте. Крышки обтянуты фиолетовым бархатом. На крышках медные рамки-накладки с узорчатыми углами. Медный фигурный замочек. В центральной части верхней крышки вставка: фрагмент орудийного лафета с гравированной надписью: «Очерки Бородинского сражения. Воспоминания о 1812 годе». Форзацы белого атласа. Тройной золотой обрез. 20х12,5 см. Книга вложена в цельнокожаный футляр начала ХХ! века, оклеенный изнутри фиолетовым бархатом. Уникальный подносной экземпляр.

Предыдущая статья Наполеон на острове Святой Елены (1838 год)
Следующая статья Перенесение праха Наполеона (1841 год)
Печать
1996 Оценить статью:
3.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top