Search

Стихотворный человек

29 марта 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

«Павел Аполлонович Велихов - ученый и человек». Сборник (1994)

«Павел Аполлонович Велихов - ученый и человек». Сборник (1994)

В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже знаменитый французский инженер Гюстав Эйфель, увидев в русском павильоне фото моста через Енисей в Красноярске, воскликнул: «Боже мой, да это же чудо!» Автором проекта этого чуда был инженер Лавр Дмитриевич Проскуряков. А за год до этого заканчивает Петербургский институт инженеров путей сообщения один из любимых учеников профессора Проскурякова - Павел Велихов. «Мы с особым интересом отмечали успехи Л.Д. в области нашего мостостроения, - отметит в 1926 г. в статье, посвященной памяти своего учителя, П.А. Велихов, - мы знали, что он вносит в мостовое дело совершенно новые приемы и новые формы сооружений - приемы и формы, во много раз более целесообразные, чем применявшиеся до него...» Перейдя в 1901 г. на работу в Московское инженерное училище, Л.Д. Проскуряков пригласит туда и П.А. Велихова.

И Павел Аполлонович Велихов тоже создаст целую научную школу высококлассных инженеров-строителей. Вот только, как пишет составитель сборника Н.А. Зензинов, «его имя долгие годы считалось запретным и жило в сердцах близких - членов его семьи, его друзей, его многочисленных учеников, в его работах, которые хранились в фондах отдельных технических библиотек, практически недоступных для читателей. Судьба Павла Аполлоновича сложилась трагично - он стал жертвой репрессий и погиб в 1930 году, не дожив до 55 лет».

Небольшой документальный сборник, представленный в «Библиохронике», многое расставляет по своим местам. При подготовке его использованы материалы архива Евгения Павловича Велихова (внука П.А. Велихова), труды П.А. Велихова.

Один из учеников П.А. Велихова, академик Георгий Александрович Николаев в 1987 г. вспоминал: «Павел Аполлонович Велихов - кумир студенчества, один из наиболее ярких образов профессоров, ученых, воспитателей в моей молодости в период учебы в МИИТе (1921-1925 гг.). Это был вдохновенный лектор, прогрессивнейший деятель, инженер- философ, как он нередко себя сам называл. Человек, прокладывавший новые пути. Практика и теория были неразрывно связаны у него».

Главная область научных интересов Павла Аполлоновича - строительная механика. Её он считал одним из важнейших курсов во всем учебном плане и «во всяком случае важнейшим и серьезнейшим среди цикла научно-технических предметов, обязательных для будущих инженеров-строителей и для будущих инженеров-путейцев».

«Именно эта наука дает те основные вехи, по которым имеет пойти вся техническая жизнь будущего инженера, - подчеркивал П.А. Велихов в одной из своих лекций в 1927 г. - Строительная механика увлекательна в своем беге вперед, увлекательна в своих обобщениях и соображениях, увлекательна и в своих деталях. Я думаю, что я не ошибся, когда недавно на одном из своих публичных выступлений назвал строительную механику “музыкой инженерно-строительных наук”. Но музыка нуждается в нотах, и таковыми должны быть труды и курсы, посвященные этой науке».

А разве это не музыка - в слегка грассирующей интонации Велихова: «Веревочностержневой многоугольник представляет собой модель мгновенно равновесного и идеально экономного сооружения в целом и частях. Момент инерции - коэрцитивный фактор, препятствующий вращению. В фокусных точках неразрезных балочных систем линия влияния моментов виляет хвостиком, так как меняет знак кривизны».

Труды его, отрывки из которых приводятся в сборнике, действительно посвящены в основном строительной механике: «К пятилетию возникновения научно-технических органов НКПС <Народного комиссариата путей сообщения>» (1923); введение к книге «Теория инженерных сооружений» (1924); статья «Влияние железных дорог на развитие инженерных наук» (1925); «Теория упругости» (Лекции, читанные на строительном факультете МИИТа, 1926); «Успехи строительной механики за последние годы и ее очередные задачи» (1927); «Краткий курс строительной механики» (1926/1927).

А помимо этого - еще целый букет ответственных должностей, которые занимает П.А. Велихов в качестве члена Научно-технического Комитета НКПС - возглавляет мостовую комиссию, железобетонную комиссию, постоянную комиссию по техническим условиям на материалы. Кроме того - член Коллегии научно-экспериментального института строительства при ВСНХ СССР и вице-председатель Общества испытания материалов Всесоюзной ассоциации инженеров. В 1927 г. Павел Аполлонович получил премию на конкурсе проектов мостов стратегического назначения по линии военного ведомства.

И в итоге... 12 июня 1929 г. П.А. Велихов арестован (ордер на арест № 7898 от 8.06.1929 г. подписал Г.Г. Ягода). В предъявленном обвинении говорилось: «Член секции научно-технического Комитета профессор Велихов П.А. изобличен в том, что со

стоял членом контрреволюционной организации, проводил <. > политику строительства, направленную к срыву дорожного хозяйства Союза ССР, путем оттягивания средств из госбюджета и вкладывания их в дорожное строительство без увязки с планом экономического развития страны и применения методов строительства, дающих отрицательные показатели, т.е. преступлениями, предусмотренными п. 7 ст. 58 УК».

Свою автобиографию П.А. Велихов начнет так: «Родился 7(19) декабря 1875 г. в Петербурге в семье чиновника-юриста Аполлона Тимофеевича Велихова родом из г. Харькова. Отец, считавшийся талантливым юристом, служил юрист-консультом в ряде ведомств: в Морском министерстве, в Государственном контроле (довольно долгое время), а последние годы своей жизни в ведомстве священного Синода. Недвижимости не имел, семья жила на его жалованье.

Мать, Елизавета Андреевна, была дочерью художника Лушева, талантливого русского самородка, родом из крестьян Архангельской губернии. Биография его напоминает биографию Ломоносова - довольно известного одно время в Петербурге фотографа (открывшего одну из первых в России фотографий). Никакого имущества мать в дом не принесла и до замужества зарабатывала на пропитание сама уроками музыки.

Отец умер в 1881 году. На руках у матери осталось четверо детей - две дочери и два сына, я - младший сын. Положение семьи было довольно тяжелое - пенсия небольшая».

Так могли бы, наверное, начинаться мемуары какого-нибудь успешного чиновника, желающего оставить пример юному поколению. Но в данном случае это пишет человек, находящийся в Бутырской тюрьме, 14 октября 1929 г. Пишет для следователя Б.П. Трофимова, ведущего его дело. Велихов, как будто ненавязчиво пытается дать понять следователю, что его арест - нелепая ошибка: «В 1905 г. принял активное участие в организации Академического союза и Союза инженеров, а осенью 1905 г. вступил в партию кадетов и работал в ней по Сущевскому району г. Москвы, участвовал в ряде просветительских организаций района совместно с социал-демократическими деятелями М.Н. Покровским и Д.И. Курским.

Это привело к тому, что осенью 1907 г. я был на короткое время арестован на своей квартире во время заседания Лиги образования, в то время уже закрытой распоряжением полиции. <...>. Тем не менее в результате Всероссийского конкурса в 1913 г. из большого числа претендентов был избран профессором МВТУ. <...>

Осенью 1922 г. был арестован и пробыл в тюрьме более полугода, а затем несколько месяцев в больнице в Кропоткинском переулке. Летом 1923 г. дело было прекращено. И я отошел от всяких политических увлечений и посвятил себя работе.

В МВТУ до 1928 г. был деканом инженерно-строительного факультета, а в 1928 г. уступил просьбе ректора Н.П. Горбунова и стал проректором по учебной работе, где и работал с предельно возможной для себя энергией, до ареста в 1929 г.

Мой труд “Теория инженерных сооружений” ч. I был признан специалистами “единственным оригинальным и с новыми мыслями трудом в этой области, из вышедших после революции”».

Но никакая «Теория инженерных сооружений» не могла помочь Велихову опровергнуть, например, такое обвинение во вредительстве, выдвинутое против него: устройство кюветов вдоль дорог, так как «кюветы будут препятствовать рассредоточению транспорта во время бомбежек в военное время».

Велихов не оставляет попыток достучаться сквозь эту ватную стену до разума властей. «Я твердо верю, что Коллегия ОГПУ оценит мою работу в ее совокупности, взвесит все, сделанное мною на разных поприщах за последние 12 лет и особенно за последние 6 лет, в которые моя деятельность развивалась особенно широко, взвесит мою готовность и впредь работать усердно в интересах социалистического строительства и вынесет свое справедливое решение, которое, я надеюсь, позволит мне после полугода мучительного бездействия вновь приступить к посильной и усердной работе», - обращается он 3 ноября 1929 г. к следователю Б.П. Трофимову.

Иногда это доводило до нервного срыва. Так, в одном из немногих писем семье, дошедших из тюрьмы, П.А. Велихов не выдерживает: «Вы - всесильные и всемогущие свободные люди! со мной приключился СОС, скорее же хлопочите обо мне - я ведь полезный для СССР труженик, хочу трудиться, хочу видеть Вас и работать для Вас, хочу общаться с Природой! А я - один, один, один! Ну - любите друг друга!! Крепко целую всех-всех...»

Постановлением Коллегии ОГПУ от 4 апреля 1930 г. Павел Аполлонович Велихов был приговорен к расстрелу. 27 мая 1930 г. приговор приведен в исполнение в Москве. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. По решению Военной коллегии Верховного Суда СССР от 11 декабря 1963 г. постановление от 4 апреля 1930 г. в отношении П.А. Велихова отменено и дело прекращено за отсутствием состава преступления...

За четыре месяца до казни П.А. Велихов напишет, обращаясь к своим детям: «Работайте все честно и скромно в интересах СССР».


Павел Аполлонович Велихов - ученый и человек / Составитель Н.А. Зензинов, отв. ред. В.П. Велихов. Москва, «Наука», 1994. - 102 с. 21,2 х 13,8 см. Тираж 400 экз. На титульном листе - дарственная надпись синими чернилами Е.П. Велихова: «Ваганову Андрею / C большим уважением / Велихов». Академик Евгений Павлович Велихов, внук П.А. Велихова. Участвовал в сборе материалов и подготовке к изданию сборника.

Предыдущая статья О физике и астрофизике: Статьи и выступления (1995)
Следующая статья Научные труды (1995)
Печать
1007 Оценить статью:
Без рейтинга

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top