Search

Стихотворный человек

18 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

«Памятная книжка» на 1855 год

«Памятная книжка» на 1855 год

Это промежуточное существование - между геологией и
историей. У этой формации свой особый характер, образ жизни,
физиология, но нет биографии.

Александр Герцен, «О развитии революционных идей
в России», 1851 г.

Год смены монархов в России: трон самодержца занял старший сын Николая I - Александр II. Стране предстояла смена политической и социокультурной «погоды» от заморозков к оттепели - все это чувствовали и чаяли этого. Подталкивало к этому и крайне неудачное для России течение Крымской войны.

В январе 1855 года вышел манифест о создании ополчения, и многие крестьяне увидели в этом возможность обрести свободу. Крестьяне бежали в город и требовали записать в ряды ополченцев.

18 февраля / 2 марта от пневмонии умер Николай I. Россия потеряла самодержца, чья железная рука правила без малого 30 лет. «Хладность его натуры пронизала собою русскую жизнь куда больше, чем пошлость последующих властителей...» - такую чеканную, как всегда, формулировку Николаю I даст великий писатель XX века Владимир Набоков. А в XIX веке бытовала еще одна версия его смерти - самоубийство. Говорили, что после февральского поражения армии С.А. Хрулева под Евпаторией император потребовал у лейб-медика яд, дабы избежать позора. В пользу этой версии говорил и запрет вскрывать и бальзамировать тело. В 1855 году душевное состояние Николая I было действительно тяжелым: он мучительно переживал каждое поражение на войне. Царедворцы свидетельствовали, что он «клал земные поклоны перед церковью, а в своем кабинете плакал как ребенок при получении каждой плохой вести». Однако Николай I всегда слыл религиозным человеком, и версия самоубийства представлялась маловероятной.

Как бы там ни было, анатом В.П. Грубер все-таки провел вскрытие и бальзамирование тела покойного императора. Был составлен протокол по всем правилам и Венцеслав Леопольдович Грубер, найдя этот документ весьма полезным в чисто научном и судебномедицинском отношениях, опубликовал его в Германии. Наказание последовало незамедлительно: Грубер был посажен в Петропавловскую крепость. Лишь после настойчивого заступничества его друзей, которым удалось убедить власти, что В.Л. Грубер проявил в «данном случае простоту сердечную и отсутствие всякой задней мысли», Венцеслав Леопольдович Грубер был освобожден. Кстати, в дальнейшем он бальзамировал тело императрицы Александры Федоровны, а в 1881 году - императора Александра II.

Смерть императора прервала переговоры о мире между Россией и Францией, Англией, Австрией. Взошедший на престол Александр II остановил венскую конференцию категорическим отказом принимать мир на невыгодных для России условиях.

К началу 1855 года против России, кроме Турции, Англии и Франции, выступило также и Сардинское королевство, приславшее союзникам во время осады Севастополя подкрепление в 15 тыс. солдат. Гарнизон обороняющегося города составлял в то время всего 40 тыс. при 140-тысячной армии противника.

В марте погиб руководитель обороны Севастополя контр-адмирал В.И. Истомин, а в июне на Малаховом кургане пуля сразила адмирала П.С. Нахимова.

Нисколько не пытаясь сопоставлять или сравнивать, но в истории остаются и люди совсем по другим заслугам известные...

В 1855 году от холеры, на Крымской войне умер британец Фицрой Джеймс Раглан, или Реглан. Аристократ из аристократов, барон. По старой дворянской традиции сделал военную карьеру. Был на поле боя при Ватерлоо и потерял там руку. Фельдмаршал Веллингтон, одержавший в той битве победу, сказал о Раглане: этот человек «не солгал бы для того, чтобы сохранить себе жизнь». Но это все военные добродетели. Одно, более человечное свершение значится за этим британцем и носит его имя - реглан, крой, где рукав и плечо не разделены. Чтобы люди меньше мокли.

В 1855-1856 годах Л.Н. Толстой работал над «Севастопольскими рассказами» - циклом, посвященным героической обороне Севастополя. Писатель сам находился в осажденном городе с ноября 1854-го по август 1855 г., принимал участие в сражении на Черной речке и в боях во время последнего штурма города. Рассказы очевидца событий произвели огромное впечатление на публику.

27 августа / 8 сентября начался последний штурм города, союзной армии удалось занять Малахов курган. В тот же день русские войска отошли на север, затопив оставшиеся корабли Черноморского флота в Севастопольской бухте, что сделало ее совершенно непригодной для флота противника.

В это время на Кавказе, 16 / 28 ноября, русским войскам удалось одержать крупную победу: была взята крепость Карс. Однако это не помогло переломить хода войны.

В конце декабря, когда на всех направлениях утихли боевые действия, Австрия и Пруссия снова напомнили России, что могут в любой момент поддержать союзные государства. Силы всех участников войны были на исходе - в конце 1855 года в Вене начались мирные переговоры.

Как будто специально в одной точке сходятся иногда события далекие вроде бы друг от друга, но, вместе сопоставленные, создают стереоскопический взгляд на проживаемое время. Передают то, что немцы называют Zeitgeist - «дух времени».

В 1855 году Н.Г. Чернышевский наконец-то защитил свою диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности». Работу над ней Николай Гаврилович завершил еще за два года до этого. Однако научный руководитель Чернышевского - профессор А.В. Никитенко под различными предлогами откладывал представление диссертации на защиту. И все же, несмотря на то, что работа, по мнению руководителя, посягала на устоявшиеся основы этики, защита состоялась. «Я пересмотрел, сколько позволяло место, главные принадлежности человеческой красоты, и мне кажется, что все они производят на нас впечатление прекрасного потому, что в них мы видим проявление жизни, как понимаем ее, - отмечал Н.Г. Чернышевский. - Теперь надобно посмотреть противоположную сторону предмета, рассмотреть, отчего человек бывает некрасив. Некрасивым кажется все "неуклюжее", т.е. до некоторой степени уродливое по нашим понятиям, везде отыскивающим сходство с человеком. Формы крокодила, ящерицы, черепахи напоминают млекопитающих животных, но в уродливом, искаженном, нелепом виде; потому ящерица, черепаха отвратительны. В лягушке к неприятности форм присоединяется еще то, что это животное покрыто холодной слизью, какою бывает покрыт труп; от этого лягушка делается еще отвратительнее».

Оценивать это исследование «эстетического» можно по-разному. Тот же Владимир Набоков, например, на дух не переносил эти теоретические изыскания Чернышевского. В лекции «Писатели, цензура и читатели в России», прочитанной Набоковым в Корнеллском университете в 1958 г., он отмечал, имея в виду как раз Чернышевского: «Левого критика занимало исключительно благосостояние народа, а все остальное: литературу, науку, философию - он рассматривал лишь как средство для улучшения социального и экономического положения обездоленных и изменения политического устройства страны. Неподкупный герой, безразличный к тяготам ссылки, но в равной степени и ко всему утонченному в искусстве, - таков этот тип людей. От писателя требовали социальных идей, а не какого-нибудь вздора, книга же, с их точки зрения, была хороша только в том случае, если могла принести практическую пользу народу». Но факт остается фактом: сочинение Чернышевского очень серьезно повлияло на развитие русской художественной культуры второй половины XIX в.

В 1855 году в Лондоне вышел первый выпуск общественно-политического альманаха «Полярная звезда», издававшегося А.И. Герценом и Н.П. Огаревым до 1868 г. Назвав альманах в честь журнала декабристов, Герцен разместил на обложке и титульном листе профили пяти казненных участников восстания 1825 г. Герцен писал: «“Полярная звезда” скрылась за тучами николаевского царствования. Николай прошел - “Полярная звезда” является вновь». Журнал тайно ввозили в Россию, известно, что даже во дворце он нашел своих читателей.

Первый номер включал «Письмо Белинского к Гоголю», запрещенные стихи А.С. Пушкина «Вольность» и «Деревня», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта», стихи и воспоминания декабристов, а также произведения самого А.И. Герцена.

С 1855 года начал издаваться сборник «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева. Восемь выпусков завершились в 1863 г. Эта издательская серия послужила основой для формирования научного и общественного интереса к народной сказочной прозе.

Начиная с этого же года все предлагаемые для постановки пьесы рассматривались созданным при Дирекции императорских театров Театрально-литературным комитетом (просуществовал до 1917 г), имевшим отделения в Санкт-Петербурге и Москве. Одним из первых столкнулся с работой этого комитета А.С. Даргомыжский. Как раз в этом году им была закончена опера «Русалка» (по сюжету неоконченной драмы А.С. Пушкина). Композитор работал над ней со второй половины 1840-х гг. Премьера состоялась в 1856 г. в Мариинском театре. Но после одиннадцати показов оперу сняли с репертуара: виной тому стали невысокий уровень постановки и критическое отношение большинства зрителей.

А вот полюбившаяся читателям комедия А.В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», поставленная в 1855 году на сцене Малого театра, надолго вошла в репертуар русского театра.

Это, так сказать, памятник нерукотворный. А вот другой, рукотворный, один из первых памятников литератору в России, был воздвигнут тоже в этом году. Возле Летнего сада в Санкт-Петербурге открыт монумент И.А. Крылову работы П.К. Клодта. Монумент сооружался на частные пожертвования. «Дедушка Крылов» и вправду обладал народным вкусом.

Дух времени проявлялся, впрочем, не только в сфере художественного творчества.

Также в 1855 году в Сибири была организована экспедиция, состоящая из математической и физической партий. Задачами ее стало фиксирование астрономических пунктов и предварительная подготовка географической карты Восточной Сибири, сбор информации, важной для геологии, этнографии, статистики и, конечно, для дальнейшего развития хозяйства.

Все это, конечно, прошло мимо памятной книжки, не нашло - да и не могло найти - отражения в ней. Но даже эта фигура отсутствия дорогого стоит, по-своему, становится документом истории. Такова и «Памятная книжка на 1855 год».


Памятная книжка украшена гравюрами по рисункам Б. Грейма, Трутнева, Н. Чернецова: «Артиллерийский пикет под кр. «Герсель-аул»», «Возвращение сына инвалида», «Игра в носки», «Команда за водой», «Секрет», «Общий вид Кавказского хребта», «Крепость Свеаборг», «Архангельский собор, в Москве», «Вид части Нижнего Новгорода и памятника Минину и Пожарскому», «Вход в храм Св. Девы в Гефсимании, в Иерусалиме», «Пассажирная станция С.-Петербургской железной дороги (в С.-Петербурге)», «Вид Иерусалима». В конце книжки помещены пожарные сигналы в С.-Петербурге. На 49 полосе - круглая голубая печать c изображением герба и надписью «Biblioteka Polska w Paryzu».

Памятная книжка на 1855 год. С.-Петербург: В военной типографии, 1854. [2], [1 грав. тит. л. «Часовня на Благовещенском мосту в С.-Петербурге» (по рис. Б. Грейма)], [8 с.: огл.], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 123, [1], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 125-569, [5], 12 л. ил.; 11,5х7,5. Владельческий кожаный переплет с золотым тиснением орнамента на крышках и по корешку. Тройной золоченый обрез.

Предыдущая статья «Памятная книжка» на 1854 год
Следующая статья «Памятная книжка» на 1856 год
Печать
1094 Оценить статью:
4.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top