Search

Стихотворный человек

16 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Повесть о боярыне Морозовой (1991 год)

Повесть о боярыне Морозовой (1991 год)

Сподвижница старообрядца протопопа Аввакума (1620-1682) - боярыня Феодосия Морозова (1632-1675) - широко известна благодаря знаменитой картине великого художника Василия Сурикова. Мастер изобразил реальное событие, произошедшее 17 или 18 ноября 1671 г., когда по распоряжению царя приверженицу старой веры отослали в заточение. Писатель и поэт Всеволод Гаршин (1855-1888) отмечал, что «картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину. Всякий, кто знает ее печальную историю, я уверен в том, навсегда будет покорен художником и не будет в состоянии представить себе Федосью Прокопьевну иначе, как она изображена на его картине».

Церковный раскол стал важным событием в русской истории. Главные действующие лица события - патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, с одной противоборствующей стороны, и боярыня Морозова и протопоп Аввакум - из лагеря противников.

Феодосия Морозова родилась в семье московского дворянина Прокопия Федоровича Соковнина. Имя ей дали в честь святой мученицы Феодосии Тирской. И кто бы мог предположить, что будущей боярыне суждено повторить судьбу своей небесной покровительницы, претерпев муки за веру?

Отец Морозовой два года проходил службу в Кевроде и на Мезени в качестве воеводы, а в 1631 г. его отправили посланником в Крым, оттуда он вернулся уже после рождения дочери. В 1635-1637 гг. он был воеводой в Енисейске, участвовал в Земском соборе, в 1641-1646 гг. руководил Каменным приказом. Прокопий Соковнин был зажиточным человеком, владел в Москве несколькими домами. В 1650 г. царь Алексей Михайлович наградил его придворным чином и пожаловал должностью окольничего (второй думный чин Боярской думы). Первая жена Анисья Никитична Наумова родила ему двух сыновей и двоих дочерей - Феодосию и Евдокию.

При царе Алексее Михайловиче род Морозовых входил в список шестнадцати знатных фамилий, носители которых поступали сразу в бояре, пропустив чин окольничего. Их предок новгородец Михаил Прушанин известен как герой Невской битвы 1240 г. Василий Петрович, дед будущего мужа боярыни Феодосии Морозовой, участвовал в торжественном венчании на царство Михаила Федоровича Романова. Он и приблизил Морозовых ко двору. В юности братья Борис и Глеб Ивановичи Морозовы являлись спальниками (приближенными людьми) своего ровесника Михаила Федоровича. В 1634 г. Борис Иванович был пожалован в бояре, а также определен в «дядьки»: стал воспитателем пятилетнего царевича Алексея Михайловича. Дядька сам выбрал своему воспитаннику невесту и был на его свадьбе посаженым отцом. А позже и вовсе породнился с царской семьей: связал себя узами брака с сестрой царицы Анной Ильиничной Милославской и сделался царским свояком. Борис Иванович владел огромным количеством деревень, производствами кирпича, железа и соляными промыслами.

Карьера его младшего брата Глеба Ивановича Морозова - отражение карьеры Бориса. Он также был дядькой царевича, но недолго: царевич Иван Михайлович умер в шестилетнем возрасте. Продвижение Глеба Морозова с этого времени замедлилось. В 1649 г. 54-летний боярин Глеб Иванович Морозов посватался к семнадцатилетней Феодосии Прокопьевне Соковниной.

В первое время их совместной жизни Бог не давал им детей, однако после молитвы, обращенной к Сергию Радонежскому, у супругов родился сын Иван. В 1662 г. умер Борис Морозов. Поскольку детей у него не было, его вотчины унаследовал Глеб Иванович. В том же году скончался и младший брат. Наследником огромного состояния стал его двенадцатилетний сын Иван Глебович, но на деле всем распоряжалась Феодосия Прокопьевна.

В подмосковном селе Зюзин - одном из бесчисленных имений семьи Морозовых - по западному образцу была обустроена роскошная усадьба. Боярыня Морозова разъезжала в шикарной карете с сопровождением до ста человек. При царском дворе она занимала чин верховой боярыни. Сам царь Алексей Михайлович отличал ее перед другими боярынями. Она именовалась «кравчей царской державы» и была, по словам Аввакума, «в четвертых бояронях».

Феодосия Прокопьевна тесно общалась с защитником старообрядчества протопопом Аввакумом, являлась ярой противницей реформ патриарха Никона. Боярыня занималась благотворительностью: часто принимала в доме нищих, странников и юродивых. Здесь собирались гонимые царем староверы, которые молились по древнерусским обрядам. Оставшись вдовой в тридцатилетием возрасте, она не только хранила верность мужу, но и истязала себя ношением власяницы с целью «смирить плоть». «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия», - писал молодой вдове протопоп Аввакум, призывая ее поступить по примеру преподобной Мастридии, которая выколола себе глаза, чтобы навсегда избавиться от любовных соблазнов.

В конце декабря 1670 г. боярыня тайно приняла постриг у старообрядцев, нареклась именем Феодора и перестала посещать светские и церковные мероприятия. Сославшись на болезнь, она отказалась присутствовать на свадьбе царя Алексея Михайловича, хотя была его приближенной. Таким поведением боярыни царь, естественно, был недоволен. Его попытки уговорить Феодосию Прокопьевну принять новую церковную реформу были тщетны.

Исчерпав терпение, царь Алексей Михайлович послал к боярыне архимандрита Пудового монастыря Иакима и думного дьячка Илариона Иванова. От ненависти к новой вере и гостям Феодосия и ее сестра княгиня Евдокия Урусова отвечали на вопросы пришедших лежа в кровати. После такого позорного, по убеждению архимандрита, действа сестер заковали в кандалы, оставив под домашним арестом. Позднее Феодосию увезли в Чудов монастырь для допросов, а затем в Псково-Печерский монастырь. Несмотря на стражу, боярыня продолжала поддерживать связь с внешним миром, получая одежду и еду от старообрядческих сподвижников, а также письма от протопопа Аввакума. Известно, что она даже причастилась у одного из старообрядческих священников.

Через некоторое время после ареста Феодосии Прокопьевны скончался ее единственный сын Иван. Вся собственность боярыни и ее имение перешли в царскую казну. Когда она убивалась в тюрьме о любимом сыне, протопоп Аввакум писал ей: «Не кручинься о Иване, так и бранить не стану».

В 1674 г. сестер Морозовых и их соратницу Марию Данилову перевели на Ямской двор, где истязали на дыбе, надеясь переубедить. Известно, что боярыню Морозову хотели сжечь и даже подготовили костер, однако ее спасло возмущенное боярство и заступничество сестры царя Ирины Михайловны.

По приказу царя Алексея Михайловича Феодосию Прокопьевну и ее сестру Евдокию Урусову выслали в Боровск, где заточили в земляной тюрьме. Их четырнадцать слуг, которые также были сторонниками старой веры, сожгли в срубе. В сентябре 1675 г. от истощения скончалась Евдокия Урусова. Через два месяца была уморена голодом и Феодосия Морозова.

В глазах народа боярыня Морозова стала святой мученицей. «Народ воспринимал борьбу царя и Морозовой как духовный поединок (а в битве духа соперники всегда равны) и, конечно, был всецело на стороне “поединщицы”, - утверждал академик А.М. Панченко. Ни у одной из известных русских женщин прошедших времен мы не обнаружим такой верности своим идеалам, такой силы, готовности идти на смерть ради своего мировоззрения. Феодосия Прокопьевна Морозова стала символом духовного движения, охватившего часть русского народа в середине XVII в.


Повесть о боярыне Морозовой: [Сборник/ Сост., подгот. текстов, подстроч. пер. и примем. Н.С. Демковой; Вступ. ст. А.М. Панченко]. Москва: Худож. лит., 1991. 154, [2] с. (Лит. Древ. Руси).

Предыдущая статья Крутой маршрут (1990 год)
Следующая статья Галина. История жизни (1991 год)
Печать
3454 Оценить статью:
4.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top