Повесть о великой битве Бородинской (1844 год)
Николай Полевой
Когда произошло Бородинское сражение, Николаю Алексеевичу Полевому, в будущем прозаику, драматургу, издателю знаменитого журнала «Московский телеграф», было 16 лет. Годом раньше по поручению отца, Алексея Евсеевича, владельца фаянсового и водочного заводов в Иркутске, он приехал в Москву, где намеревалась, покинув Сибирь, обосноваться купеческая семья Полевых. Летом 1812 года отец и сын принялись за дела в древней столице. «Но нам не удалось их много наделать, – писал позднее Н. А. Полевой в предисловии к «Очеркам русской литературы» (Санкт-Петербург, 1839). – Августа 26-го мы уже тянулись с другими беглецами из Москвы по Владимирской дороге». До конца Отечественной войны Полевые «укрывались» в Арзамасе. В 1813–1814 годах Полевой вместе с отцом сначала жил в Курске, потом они перебрались на Дон, чтобы «делать сахар и ром из арбузов и торговать донскою рыбою». Однако вскоре дела отца оказались «в самом плачевном положении», и Полевому пришлось определиться в контору богатых курских купцов Бау- шевых. В 1817 году, когда он ещё занимался торгами и расчётами своих хозяев, в журнале «Русский вестник» были впервые опубликованы три его стихотворения: «Воспоминания о трёх достопамятных годах по случаю торжества сего 1817 о взятии Парижа», «Чувства курских жителей по случаю прибытия в Курск графа Барклая- де-Толли…» и «Хор во славу императора Александра». Таким образом, именно с темы войны 1812 года начался путь Полевого в печатную литературу. Этой темой и закончилось его писательское поприще. Известно, что вслед за «Повестью о великой битве Бородинской» он приступил к работе над обстоятельной историей Наполеона, но не успел закончить своего труда.
«Повесть о великой битве Бородинской» составлялась в трудный период жизни Полевого. Предпринимавшиеся им после закрытия «Московского телеграфа» попытки редактирования различных петербургских журналов одна за другой оканчивались неудачей. Кроме того, необходимость содержать большую семью (у Полевого и его жены Натальи Францевны, урождённой Терренберг, было девять детей) не оставляла надежд на неторопливые кабинетные занятия. Преодолевая крайнюю физическую и душевную усталость, Полевой, помимо журнальной редактуры, много писал для театра, переводил, составлял компилятивные исторические сборники. Среди них «История князя Италийского, графа Суворова», «Русские полководцы от времени Петра Великого до царствования императора Николая I», «Столетие России с 1745 до 1845 года». К этому роду сочинений «для первоначального чтения», рассчитанных на самого массового читателя, принято относить и «Повесть о великой битве Бородинской», увидевшую свет за два года до смерти автора.
На лубочный характер «Повести», её нарочитую стилизацию под древнерусские сказания указывало авторское вступление, обращённое к «православному русскому народу и христолюбивому русскому воинству»: «Хотим мы рассказать вам повесть о сей битве достопамятной, рассказать просто, по-русски, как предки наши пересказывали нам повести о нашествии злочестивого царя татарского Батыя, о великом побоище Куликовском, о взятии царём Иваном Васильевичем Казани, об освобождении царствующего града Москвы Пожарским и Мининым и поражении шведского короля Карла XII под Полтавою Петром Великим. Велики, памятны были все сии события, и в ряду с ними стоит, если ещё не превосходит их, – Бородинская битва. Послушайте, люди русские, нашего рассказа, “повести времён прежних, дела лет минувших”!» – такими в первые минуты знакомства с книгой представали форма и язык общения автора с читателями. Однако сама «Повесть» оказалась гораздо менее «древнерусской» и пафосной, чем можно было ожидать. В ней явно преобладали беллетристические приёмы: «Но перенесёмся мысленно в то время, ночь на 25-е августа 1812 года, мрачную предтечу дня кровавого. Какие чувства, какие думы волновали тогда сотни тысяч человек, сошедшихся здесь, под Москвою, с берегов Агары и Таго, Дона и Тибра, Волги и Гвадалквивира, Рейна и Оки, и какие были мечты воинов, сопутников Наполеона в Египет и Испанию, и русских, соратников Суворова в Альпах, Кутузова в Турции, Багратиона в Финляндии? Кто опишет, кто исчислит молитвы, на двадцати, на тридцати языках произносимые, клики радости, восторга, надежды, опасения, сомнения, волновавшие всех? Тут был и башкирец из дымной кибитки, и португалец из лимонной рощи своей, и сын льдистых гор швейцарских, и обитатель благословенных берегов Рейна, и питомец диких сибирских лесов, и воин с берегов тихого Дона, татарин и итальянец, житель Парижа и калмык».
Помимо раздумий воинов и их вождей накануне сражения, в «Повести» содержались факультативные сведения о военной карьере Наполеона, о продвижениях его войска в России, о «непостижимой таинственности» имён и чисел, связанных с Бородинской битвой. Так, с точки зрения грозного пророчества рассматривалась топонимика тех мест: «Не знаем, кто и когда назвал, как будто предвещая, что здесь будет место кровавой жертвы за Отечество, реку, протекающую через поле Бородинское – Колоча, ручей, впадающий в неё – Война, а другой ручей – Стонец». Действием Высшего промысла представало совпадение даты Бородинского сражения с другими важными событиями отечественной истории: с перенесением в Москву 26 августа 1395 года чудотворной иконы Владимирской Богоматери, заставившей Тамерлана в тот же день «поворотить полчища свои и никогда уже не возвращаться в русскую землю»; с окончанием 26 августа 1612 года битвы в Москве с поляками и, наконец, с 26 августа 1831 года, когда граф Эриванский И. Ф. Паскевич «поверг к подножию царского престола обуреваемую мятежом Варшаву».
Почти половину издания «Повести» занял раздел «Дополнения», придавший книге характер небольшого, но ценного справочника по истории Бородинской битвы. Сюда вошли подробные росписи русских и французских войск, находившихся в сражении при Бородине, с указанием численности всех дивизий и корпусов, донесения М. И. Кутузова Александру I об окончании «кровопролитнейшей баталии», речь архиепископа Московского Августина на Бородинском поле 26 августа 1813 года. Из других военных источников здесь воспроизведены такие известные документы, как «Приказ Наполеона войскам 26 августа 1812 года» и «Изъяснение плана Бородинской битвы», составленное русским генералом от инфантерии Антуаном-Анри (Генрихом Вениаминовичем) Жомини, в 1812 году воевавшем ещё на французской стороне.
В раздел «Дополнения» Полевой включил также подробное описание памятника, выполненного по проекту А. Адамини и торжественно открытого на Бородинском поле в 27-ю годовщину сражения 26 августа 1839 года. К этому дню по давнему желанию Д. В. Давыдова из имения Голицыных Сима Владимирской губернии было перенесено тело генерала П. И. Багратиона.
Вот как об этом событии писал в «Дополнениях» Полевой: «С берегов Клязьмы, где двадцать семь лет покоился прах его, любимому адъютанту его генерал-лейтенанту Д. В. Давыдову поручено перевезть на Бородинского поле гроб Багратиона. Преждевременная смерть не допустила Давыдова воздать последний долг незабвенному начальнику. Дело, на него возложенное, исполнено другими». В качестве документального источника об открытии памятника, совершавшемся в присутствии императора Николая I, 150 тысяч солдат русской армии и 200 ветеранов Бородинского сражения, Полевой привёл мемуарное свидетельство В. А. Жуковского. Как ветеран Бородина, Жуковский присутствовал 26 августа 1839 года на Бородинском поле и написал об этом дне возвышенный и одновременно элегический очерк: «Войска, видимые с вершины сего холма, представляли зрелище единственное: одним взглядом можно было окинуть 150-тысячную армию, сжатую в густые колонны, которые амфитеатром одна над другой подымались. В средине такого чудного амфитеатра возвышался памятник, у подошвы коего, внутри ограды, были собраны все отставные, некогда участвовавшие в славной битве, из разных мест собравшиеся на её праздник. Между ними особенно замечательны были инвалиды: кто с подвязанною рукой, кто с повязкою на голове, кто без обеих ног. Некоторые из них в ожидании торжества сидели на ступенях памятника, другие, положив на землю клюки, отдыхали у Багратионова гроба, и гроб его, один на земле Бородинской, величественно тихий, в виду армии нового поколения казался представителем поколения прежнего, воины которого положили здесь свои головы». За рамками очерка осталось горькое наблюдение поэта, сохранившееся в одном из его писем: «Мне было жестоко больно, что ни одного из этих главных героев дня я после не встретил за нашим обедом. Они, почётные гости этого пира, были забыты».
В заключение своей книги Полевой хотел представить «очерки жизнеописаний четырёх русских героев, в чине генеральском павших на поле Бородинском». «К сожалению, – констатировал автор, – мы не имеем сведений о двух братьях Тучковых и принуждены довольствоваться известиями только о Багратионе и Кутайсове». Приведённые биографии П. И. Багратиона и А. И. Кутайсова кратки. Они напоминают послужной список, и только поэтические строки Жуковского из «Певца в стане русских воинов», посвящённые этим двум прославленным генералам, возвышают их образы над сухим перечислением чинов и наград. Вообще, Жуковский занимает очень важное место в «Повести о великой битве Бородинской», ведь слова из его стихотворного послания «Императору Александру»: «Холмы Бородина! Дымитесь жертвой славы!» – были выбраны Полевым в качестве эпиграфа к книге и вынесены на титульный лист.
«Повесть о великой битве Бородинской» – иллюстрированное издание. Фронтиспис его украшает изображение памятника на Бородинском поле. Так как памятник был уничтожен в 1932 году, то любое его изображение, как и описание, не могли не учитываться при его восстановлении в 1987 году. Текст книги сопровождают литографированные портреты Наполеона, М. И. Кутузова, М. Б. Барклая-де-Толли, вице-короля Италийского Евгения и П. И. Багратиона, выполненные художником К. Жуковским, а также подготовленный генералом А. Жомини «План Бородинской битвы». Особое благородство экземпляру, представленному в Библиохронике, придают богатый цельнокожаный переплёт, тройной золотой обрез и чернильный владельческий штемпель, свидетельствующий о том, что эта книга находилась некогда в библиотеке директора Эрмитажа С. Н. Тройницкого.
Полевой Николай Алексеевич (1796–1846)
Повесть о великой битве Бородинской, бывшей 26-го августа 1812 года. Издание П. И. Мартынова. Санкт-Петербург: В типографии Департамента внешней торговли, 1844. 1 л. литографированный фронтиспис «Памятник на Бородинском поле», 1 л. титул, 192 с., 5 л. иллюстрации (литографированные портреты работы К. Жуковского), 1 л. раскладной «План Бородинской битвы» (иллюминованная от руки литография А. Радцига по рисунку А. Жомини). В цельнокожаном переплёте времени издания с золототиснёными геометрическими и орнаментальными рамками на крышках, с тиснённым золотом орнаментом в центре крышек и на корешке. Золототиснёные подвёртки. Печатные форзацы с растительным орнаментом. Тройной золотой обрез. 18х13 см; 23х23,5 (план). Цензурное разрешение от 18 июля 1844 года. На титульном л. владельческий штемпель синими чернилами: «Из собрания С. Н. Тройницкого. № 378».
Тройницкий Сергей Николаевич (1882–1948) – историк искусства, владелец типографии и издательства «Сириус», редактор-издатель журнала «Гербовед», хранитель (в 1918–1927 годах – директор) Эрмитажа, библиофил и собиратель экслибрисов. (Подробнее о нём см. первый выпуск Библиохроники.)