Полное собрание сочинений [1913 год]
Николай Гоголь
Сочинения Николая Васильевича Гоголя (18091852), дополненные иллюстрациями с подписями «Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!», «Гроб вдруг сорвался с места и со свистом начал летать», «Крест на могиле зашатался, и тихо поднялся из нее мертвец», «Чудится диду, что из-за горы мигает какая-то харя», в военный 1941 год читала внуку бабушка - поклонница, как сейчас принято говорить, раннего развития. Как и полагалось, ребенок, впитывавший после ужина классическую отечественную литературу, очень боялся ведьм, утопленниц и свиных рож, появляющихся в окне. Книга, изданная М. О. Вольфом (18251883), благополучно дожила до нашего времени, преодолев все печальные события военных лет: стремительное наступление немецких войск в первые месяцы войны, неорганизованную эвакуацию населения из Харькова, битву за Москву.
Упоминания о вольфовских изданиях можно встретить у самых разных писателей и поэтов. Для одних, как для поэтессы Марины Цветаевой (1892-1941), книги в характерных красных коленкоровых переплетах с золотым тиснением, составлявшие знаменитую издательскую «Золотую серию», - «неизменившие друзья», счастливые воспоминания «из рая детского житья» («Вечерний альбом», 1910), для других, как для писателя Л. Кассиля (1905-1970), - свидетельство идеологически неверного родительского воспитания молодых «швамбран» - строителей новой жизни.
Описываемое собрание сочинений Н. В. Гоголя вышло в свет в 1908 г. и впоследствии неоднократно переиздавалось без каких-либо изменений. Рисунки для основной части книги выполнил художник В. А. Табурин (1870-1954), сотрудничавший также с журналом «Нива». К изданию М. О. Вольфа он сделал 32 иллюстрации, помещенные на отдельных листах. Все они были черно-белыми и подписаны короткими цитатами из произведений писателя. «Товарищество М. О. Вольфа» выпустило и небольшой альбом «Гоголь в иллюстрациях художника В. А. Табурина» [1908], который распространялся как приложение к журналу «Задушевное слово», выходившему с 1876 г.
К началу XX в. писателя Николая Васильевича Гоголя особенно представлять образованной публике было не нужно. Кто не читал «Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасичником Рудым Панько»? Они вышли в Петербурге в 1831-1832 гг. Следующими сборниками стали «Арабески», «Миргород. Повести, служащие продолжением Вечеров на хуторе близ Диканьки» (все - 1835). Журнал «Столица и усадьба» в военный 1916 год (№ 66) предпринял описание всем известного имения Диканька Полтавской губернии и уезда, принадлежащего в 1910-е гг., как и во времена Н. В. Гоголя, Кочубеям. Историк литературы Н. О. Лернер (18771934) сообщал заинтересованному читателю: «“Вечера на хуторе близ Диканьки” получили свое название, понятно, от этой усадьбы и села. Село почти рядом с усадьбой, только перейти через гору, и в этом селе до сих пор сохранилась старинная каменная церковь, которую описывал Гоголь в своей “Ночи перед Рождеством”. Именно ее расписывал кузнец Вакула, и в ней же казачки в притворе показывали детям намалеванного чорта - “глянь-ка яка кака намалевана”. Усадьба Гоголя граничит с Диканькой. Н. В. Гоголь постоянно бывал в Диканьке, состоя в самых дружеских отношениях с семьей Кочубеев. Диканька - “гоголевские места”, “Гоголевщина”. Здесь великий писатель испытал первые впечатления, навеваемые природой, узнал язык и душу народа. В Диканьке любящая заботливость и богатство семья Кочубеев сохранила все как было в оные дни, и цветут и шелестят могучие дубы, под которыми когда-то бегал маленький Никоша Гоголь».
Выход следующего этапного произведения - комедии «Ревизор» (1836) расколол общественное мнение. Хотя, как говорил сам Гоголь, дело шло только о шести провинциальных чиновниках, оказавшихся плутами, но против автора восстало все то ранее сонное общество, которое почувствовало, что дело идет о самом принципе и порядке жизни, состоянии, в котором оно само пребывает.
В июне 1836 г. Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет. В марте 1837 г. в Риме создавались «Мертвые души», первый том которых вышел в Москве в 1842 г. благодаря помощи влиятельных покровителей, преодолевших цензурные препоны.
В июне 1842 г. Гоголь опять уехал за границу, проживая то в Риме, то во Франкфурте, Дюссельдорфе, Ницце, Париже, Остенде. Это европейское пребывание произвело окончательный перелом в его душе. Работа над продолжением «Мертвых душ» не шла: Гоголь то собирался уйти в монастырь, то служить Богу на поприще литературы, в другое время жег рукописи. В 1847 г. решил собрать все писанное им в последние годы (в 1845-1846), адресованное друзьям и знакомым, и в духе своего нового настроения издать «Выбранные места из переписки с друзьями». Эта книга, как известно, вызвала резкую и абсолютно справедливую критику В. Г. Белинского, умиравшего в те дни от туберкулеза. «Неистовый Виссарион» написал гневное письмо (оно так и вошло в литературный оборот под названием «Письмо В. Г. Белинского к Н. В. Гоголю») (см.: Библиохроника, «В некотором царстве...», Т. 3), в котором не оставлял камня на камне от изложенных там великим писателем постулатов. Письмо это, попавшее в Россию, вызвало столь гневную реакцию властей, что, помимо ряда судебных процессов над его распространителями (в числе которых, кстати, был и Ф. М. Достоевский), оно (письмо) было категорически запрещено к публикации и увидело свет лишь спустя почти полвека, в 1905 году, после революционных волнений, охвативших Россию в начале ХХ в.
В конце 1847 г. Гоголь переехал в Неаполь и в начале 1848 г. отплыл в Палестину - поклониться христианским святыням, откуда через Константинополь и Одессу вернулся уже окончательно в Россию. С осени 1851 г. Гоголь жил в Москве в доме своего друга графа Александра Петровича Толстого (1801-1873), писал и переделывал второй том «Мертвых душ». В январе 1852 г. в доме Толстого гостил ржевский протоиерей Матфей Константиновский (1791-1857), которому Гоголь практически насильно дал прочитать беловой вариант второго тома. Именно он стал единственным прижизненным читателем рукописи этой части. Возвращая ее автору, протоиерей высказался против опубликования некоторых глав. В феврале того же года Гоголь перестал выезжать из дома, одной из зимних ночей сжег рукопись, слег в постель и отказался есть. Вскоре последовала смерть. Гоголя похоронили на территории Данилова монастыря, а после его закрытия в 1930 г. и ликвидации некрополя останки писателя перенесли на Новодевичье кладбище.
При жизни Н. В. Гоголя собрание его сочинений вышло в 1842 г., второе издание «Сочинений», начатое в 1851 г. самим Гоголем и не оконченное вследствие его преждевременной смерти, появилось только в 1855-1856 гг., пройдя в том числе цензурную чистку по требованию духовных властей. Первыми иллюстраторами его произведений были П. М. Боклевский (1816-1897), А. А. Агин (1817-1875) и А. А. Иванов (1806-1858), которого писатель очень ценил.
Рассматриваемое издание во владельческом полукожаном переплете, с художественно оформленными форзацами.
Гоголь, Николай Васильевич (1809-1852)
Полное собрание сочинений с жизнеописанием писателя, портретами, рисунками, относящимися к его жизни, и с 32 отдельными картинами художника В. А. Табурина / Под. ред. П. В. Быкова. Третье стереотипное издание. СПб.; М.: Издание поставщиков Его Императорского Величества Товарищества М. О. Вольф, [1913], 968 с. 26,6х18,5 см.