Search

Стихотворный человек

28 марта 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Помещик (1922 год)

Помещик (1922 год)

Иван Тургенев

Повесть в стихах «Помещик» Тургенев написал весной 1845 года в Москве. Автору было 26 лет, и к тому времени он уже приобрёл известность появившимися в печати лирическими сти­хотворениями и поэмами «Параша», «Андрей» и «Разговор». В только завязывавшейся схватке между «западниками» и «славянофилами» начинающий поэт примкнул к когорте «запад­ников», а потому нет ничего удивительного в том, что «Помещик» увидел свет в подготов­ленном Некрасовым «Петербургском сбор­нике» (подробнее о нём см. второй выпуск Библиохроники), где поместили свои творе­ния такие уже признанные публикой «русские европейцы», как В. Ф. Одоевский, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, и где романом «Бедные люди» дебютировал ещё никому не известный писа­тель - Фёдор Достоевский. Нет ничего удиви­тельного и в том, что новая поэма Тургенева оказалась «в штыки» встреченной лагерем «противника» - литераторов-«славянофилов».

Прежде всего, «Помещика» подвергли осмея­нию за ничтожность сюжета. Даже придержи­вавшийся нейтралитета в литературных бата­лиях журнал Н. В. Кукольника «Иллюстрация», решив пересказать читателям содержание новой тургеневской «поэмочки», не удержался от тона иронически-ёрнического: «Помещик в отсут­ствие жены вероятно, злой и сварливой, обошёл своё хозяйство, побранил мужиков, пожурил детей и учителя, сел в тарантас и отправился к вдовушке-соседке, пленившей весь околоток своим дородством и любезностью. По дороге ось сломалась, и помещик попался в лапки своей жены, которая, на беду, слишком скоро воротилась с богомолья. Само собой разуме­ется, что жена приняла мужа в руки и отвезла домой». Критики-«славянофилы», особенно С. П. Шевырёв и К. С. Аксаков, не увидели или не захотели увидеть в поэме изящную вариацию на тему пушкинского «Графа Нулина». По сути дела, «Помещик» - это «Граф Нулин наоборот». Только у Тургенева не незадачливый любовник пытается пробраться в постель хорошенькой хозяйки в отсутствие мужа, а муж, пользуясь отлучкой жены, хочет навестить пленившую его соседку. И там и тут торжествует «добро­детель», а читателям остаётся лишь получить удовольствие от обрамлённого в лёгкие стихи забавного анекдота.

Кроме того, оппоненты обвинили Турге­нева в снобизме, в незнании русской жизни и... русского языка. Нападки были столь резки и обидны, что впечатлительный Тургенев, к тому времени уже написавший первый очерк из «Записок охотника» - «Хорь и Калиныч» -едва не принял решение навсегда оставить литературу. Может быть, именно поэтому, уже став признанным корифеем отечественной словесности, Иван Сергеевич не любил вспо­минать поэтические опыты своей молодо­сти, не переиздавал их и писал о собственных попытках стихотворства с едкой иронией, как, например, в альбоме знакомой:

Мне рифма - страшная обуза;
И прежде не была бодра
Моя болезненная Муза, -
Теперь же, подорвав живот,
Как старый конь, она лягает,
Хрипит, визжит, хвостом виляет, -
А с места вовсе не идёт.

Это тем более несправедливо, что по про­шествии времени понимаешь: тургеневские стихи легки, изящны, повествование в них живо и занимательно, а в описаниях природы нетрудно увидеть внимание к деталям и непод­дельное чувство, которое впоследствии про­славит Тургенева-прозаика:

О Русь! Люблю твои поля,
Когда под ярким солнцем лета
Светла, роскошна, вся согрета
Блестит и нежится земля...
Люблю бродить в лугу росистом
Весной, - когда весёлым свистом
И влажным запахом полна
Степей живая тишина.

Поэтому вполне естественно, что поэма «Помещик», история её создания и бытования привлекли внимание Бориса Львовича Модзалевского (1874-1928). Один из крупнейших рус­ских филологов ХХ века, член-корреспондент Академии наук по отделению языка и словес­ности, основатель, а впоследствии старший учёный хранитель Пушкинского дома, публи­катор и комментатор художественных про­изведений и писем А. С. Пушкина, М. Ю. Лер­монтова, Н. А. Некрасова, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др., Модзалевский много и плодотворно занимался наследием Тургенева. Свою ста­тью о «Помещике» он написал к переизданию поэмы, которое было осуществлено в едва ли не лучшей на тот момент типографии Петер­бурга - Р. Голике и А. Вильборга (подробнее о ней см. первый выпуск Библиохроники) -в 1918 году национализированной и превращённой в 15-ю Государственную, но сохра­нившей старое оборудование и опытных мастеров. Впрочем, новые веяния пришли и туда. Как явствует из сопроводительной статьи, первоначально предполагалось пере­издать тургеневскую поэму с замечатель­ными иллюстрациями А. А. Агина, сопровож­давшими первую публикацию «Помещика». «Нельзя не пожалеть, - писал Модзалевский, - что современные нам условия типографского дела лишают нас возможности представить современному нам русскому читателю вос­произведение иллюстраций Агина к «Поме­щику». Однако одновременно с настоящим изданием «Помещика», в Берлине издатель­ством А. С. Кагана выпускается издание с рисунками Агина. Ограничимся поэтому при­ложением к настоящей перепечатке «Поме­щика» нескольких оригинальных рисунков современного нам талантливого художника-графика В. М. Конашевича». (О Владимире Михайловиче Конашевиче (1888-1963) см. пер­вый выпуск Библиохроники).

Свои размышления о малоизвестной турге­невской поэме Модзалевский закончил сло­вами, которые странно должны были звучать в эпоху ниспровержения всего старого, но в которых выражалась его позиция большого учёного и настоящего интеллигента: «Текст Тургенева знакомит нас с прошлым, в котором были здоровые зёрна и которое заставляет нас с верою ждать всходов в будущем, скрытом от нас туманом настоящего».

Несмотря на изменение первоначального замысла, отпечатанный на станках типогра­фии Голике и Вильборга тиражом 1000 нуме­рованных экземпляров, тургеневский «Поме­щик» с иллюстрациями Конашевича считается одним из наиболее удачных образцов молодой советской полиграфии.

Экземпляр, представленный в Библиохронике, привлекает внимание поразительной владельческой пометой ленинградского библи­офила С. Г. Гасилова, указавшего на титуль­ном листе дату и место приобретения книги: «8 августа 1943 года. Ленинград». Можно лишь низко склониться перед силой духа истин­ного книголюба, педантично надписывающего только что обнаруженное им редкое издание в осаждённом городе, уже пережившем две страшные блокадные зимы...

 


Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883)

Помещик. Редакция и послесловие Б. Л. Модзалевского. Рисунки В. М. Конашевича. Петербург: [15-я Государственная типография (бывшее Товарищество Р. Голике и А. Вильборг)], 1922. 63 с. с иллюстрациями. В печатной издательской обложке. 23х17 см. В верх­нем правом углу титульного л. владельческая надпись простым карандашом: «С. Гасилов. 15.VIII. 943. Ленинград». Тираж - 1000 нумерованных экземпляров.

Гасилов Сергей Гаврилович (1893-1968) - ленинградский фотохудожник и библиофил. Основатель фотографической лаборатории Государственной публичной библиотеки (1925) и лаборатории научно-прикладной фотографии и кинематографии АН СССР (1931). В 1944 году выполнил цикл фотографий блокадного Ленинграда. После войны преподавал практическую фотографию на химико-технологическом факультете Ленинградского института киноинженеров. Крупный специалист в области фотографической репродук­ции. Собрал библиотеку, состоявшую преимущественно из книг по истории культуры и искусства.

Предыдущая статья Московская охранка и её секретные сотрудники (1919 год)
Следующая статья Золотой жук (1922 год)
Печать
1273 Оценить статью:
4.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top