Search

Стихотворный человек

25 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Программа торжественного представления в Императорском Большом Театре (1896 год)

Программа торжественного представления в Императорском Большом Театре (1896 год)

Император Николай II короновался на царство 14 мая 1896 года. Три дня спустя в москов­ском Большом театре состоялось одно из цен­тральных коронационных торжеств - празд­ничный спектакль в присутствии августейшей четы. Через несколько часов после завершения представления корреспондент иллюстриро­ванного журнала «Нива», будущий основатель МХТ Вл. И. Немирович-Данченко уже переда­вал в петербургскую редакцию популярного еженедельника свой репортаж со свежими впечатлениями от увиденного: «Я только что из Большого театра. Более помпезного спек­такля нельзя себе представить. К 8 часам все приглашённые были уже в театре. Ещё совер­шенно светло, солнце только что на закате. Главный подъезд весь, всей своей громадой, обращён в превосходный шатёр из красного сукна с белой бахромой. К нему подъезжают Высочайшие особы и лица, имеющие вход в ложи бельэтажа, бенуар и партер. Встречает сам директор Императорских театров, обер-гофмейстер Двора И. А. Всеволожский. В дру­гих, боковых, подъездах указывают места, вместо капельдинеров, конвойные Его Вели­чества. Зал уже совершенно полон и представ­ляет необычайный вид. Он обновлён, вычи­щен и необыкновенно наряден. В партере, разумеется, одни мужчины. Можете судить, до какой степени велик съезд в Москву знат­ных лиц, если я вам скажу, что члены Государ­ственного совета сидят не ближе пятого ряда кресел, что Царская ложа расширена на 63 персоны, но многие великие князья и великие княгини находятся в литерных ложах бенуара и бельэтажа. Партер Большого театра блестит андреевскими и аннинскими лентами, гене­ральскими мундирами, красными мундирами сенаторов и т.д. И только два фрака - в углах между барьером оркестра и первым рядом -на художниках Владимире Маковском и Илье Репине. Бенуар и бельэтаж - дамы в эффект­нейших туалетах, декольте, и за ними опять сановники. Мундиры и светлые дамские туа­леты сверху донизу. Оркестр - на ногах в ожи­дании приезда Государя. В половине девятого Их Императорские Величества появились в Царской ложе и были встречены «ура!» и гим­ном. Затем началось представление».

По сложившейся в русском коронацион­ном церемониале традиции, сначала давали первое действие и эпилог оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя», а затем специально подготов­ленный к этому дню балет «Жемчужина» на музыку Р. Дриго в постановке прославленного хореографа Мариуса Петипа.

Действие балета происходило на дне оке­ана. Джинн, случайно попавший в жемчужный грот, влюблялся в прекрасную белую жемчу­жину, чем вызывал гнев соперника - корал­лового короля. Армия кораллового короля нападала на джинна, но тот, являясь, в действи­тельности, королём металлов - золота, сере­бра и железа - одолевал противника. Совре­менный американский исследователь Ричард С. Уортман пишет: «Сказочный мотив балета вызывал ассоциации с текущим моментом. Прекрасный принц побеждал не благодаря красоте или волшебству, а благодаря власти, предоставленной ему силой современности, которую символизируют металлы. Власть обеспечивала любовь. Жемчужина, по слухам, должна была представлять императрицу Алек­сандру, и балет можно интерпретировать как аллегорию полной преданности неотрази­мому, безупречному предмету любви». Если это так, то особую пикантность представле­нию придавало участие в нём знаменитой Матильды Кшесинской, которая была известна не только как превосходная балерина, но и как многолетняя привязанность только что коро­нованного императора.

Помимо помпезности постановки и декора­ций, восторг и удивление публики вызвала пре­красно отпечатанная программа спектакля, что специально отметил в своём отчёте для «Нивы» Вл. И. Немирович-Данченко: «Афиша -это целая тетрадь, размером с лист бумаги, несколько шире обыкновенного. В ней 24 стра­ницы. Тетрадь в прекрасном белом переплёте с государственным гербом - единственным его украшением, превосходно оттиснутым. Для Высочайших особ та же тетрадь в жёл­том кожаном переплёте. Внутренняя сторона переплёта синяя в золочёной раме и с золо­тым вензелем. Страницы программы полны прелестных раскрашенных рисунков г-жи [Е. П.] Самокиш-Судковской, [А.] фон-Гогена,

[А. П.] Рябушкина и [К. К.] Первухина. Это поло­жительно перлы искусства. Надо отдать спра­ведливость и типографии Товарищества Левенсон - рисунки прекрасно напечатаны. Изображают они сцены из данного представ­ления. Две в русском стиле старой живописи посвящены «Жизни за царя», четыре - балету «Жемчужина», остальные - виньетки».

В Библиохронике представлена программа торжественного представления 17 мая 1896 года в оформлении «для Высочайших особ». К сожалению, номер экземпляра на ней не проставлен, а потому выяснить, кому она при­надлежала и вообще была ли использована в тот вечер, не представляется возможным.

Коронационный спектакль в Большом театре подробно описан многими из присутствовав­ших на нём. Одно такое свидетельство принад­лежит Николаю II. По возвращении из театра император со свойственной ему педантично­стью записал в дневник недавние впечатления: «Погода стояла весь день чудесная. ... Обедали у Мама в 7 1/2. Через час поехали в Большой театр на торжественный спектакль. Давали по обыкновению 1-й и последний акты «Жизни за царя» и новый красивый балет «Жемчужина». Окончилось в 11.10 ч. (по программе)». Судя по всему, эти строки были написаны уже после полуночи. Наступало 18 мая 1896 года - день страшной Ходынской катастрофы.

 


Программа торжественного представления в Императорском Большом Театре в Москве 17-го мая 1896 года, по случаю Священного Коронования Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича и Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны. Москва: [Товарищество А. Левенсон], 1896. 2 л. авантитулы, 1 л. титульный л., [1] л., [15] с. с иллюстрациями. Иллюстрации - хромолитографии [Е. П.] Самокиш-Судковской, [А.] фон-Гогена, [А. П.] Рябушкина и [К. К.] Первухина. В оформлении «для Высочайших особ»: в переплёте жёлтой кожи с помещённым в центре российским гер­бом цветного тиснения. Форзац синей кожи с золотым тиснением и помещённым в центре золототиснёным вензелем Николая II. Золототиснёная подвёртка. Свободные л. форзацев обтянуты голубым муаром. Тройной золотой обрез. 31,5x23 см. Редкость.

Предыдущая статья Татьяна Репина (1889 год)
Следующая статья Коронационный сборник (1899 год)
Печать
1050 Оценить статью:
Без рейтинга

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top