Search

Стихотворный человек

28 марта 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Произведения, не вошедшие в собрание сочинений (1923 год)

Произведения, не вошедшие в собрание сочинений (1923 год)

Козьма Прутков

«Никто не обнимет необъятного», «Смотри в корень!», «Бди!», «На дне каждого сердца есть осадок», «Не всякий генерал от природы полный», «Если хочешь быть счастливым, будь им», - все эти афоризмы принадлежат знаменитому мыслителю и литератору Козьме Петровичу Пруткову.

Жизнь Пруткова досконально изучена благодаря сохранившимся семейным хроникам и на основании рукописей самого Козьмы Петровича. Известно, что отец его был помещиком, а дед - отставным военным, «премьер-майором и кавалером». Родившийся 11 апреля 1803 года, проведший детство и юность в родительском доме, Прутков семнадцати лет был зачислен в один из гусарских полков. Вероятно, уже тогда он руководствовался известным афоризмом собственного сочинения: «Если хочешь быть красивым, поступай в гусары», но, следуя другой своей мысли - «Не всякому офицеру мундир к лицу», - через два года вышел в отставку и определился в одно из подразделений министерства финансов. Прутков прослужил там сорок лет, вплоть до самой смерти. Его рвение к работе оказалось вознаграждено чином действительного статского советника и местом директора Пробирной палатки, которой он управлял последние два десятилетия своей жизни. После кончины Козьмы Петровича, случившейся 13 января 1863 года, в кратком некрологе, подписанном племянником усопшего - Калистратом Ивановичем Шерстобитовым, был помещён его выразительный портрет: «Долго ещё, вероятно, сохранится в памяти чиновников Пробирной палатки величественная, но строгая наружность покойного: его высокое, склонённое назад чело, опушённое снизу густыми рыжеватыми бровями, а снизу осенённое поэтически всклокоченными, шантретовыми, с проседью, волосами; его мутный, немного прищуренный и решительный взгляд; его изжёлта-каштановый цвет лица и рук; его змеиная саркастическая улыбка, всегда выказывавшая целый ряд, правда, почерневших и поредевших от табаку и времени, но всё-таки больших и крепких зубов... Нет, такой человек не может скоро изгладиться из памяти знавших его!»

Однако если Козьма Прутков и не «изгладится» из человеческой памяти, то произойдёт это не по причине долголетнего безукоризненного правления Пробирной палаткой, а благодаря многочисленным литературным и философским трудам. В одной из его биографий говорится: «Писателем Козьма Прутков стал в очень немолодом уже возрасте - в исходе пятого десятка. Он дебютировал в 1850 году комедией «Фантазия», поставленной на сцене императорского Александринского театра. В следующем году он анонимно напечатал свои первые стихотворения. Затем талант его быстро развернулся. С 1854 года Прутков стал печататься под своим именем. В этом году и затем в 1860 в журнале «Современник» были напечатаны все его основные произведения, относящиеся к разнообразным жанрам: Прутков писал стихотворения, афоризмы, исторические анекдоты, драматические произведения».

Последним, «посмертным», как было сказано при публикации, произведением Козьмы Петровича явился напечатанный вместе с некрологом «Проект введения единомыслия в России»: «Разве может быть собственное мнение у людей, не удостоенных доверием начальства?! Откуда оно возьмётся и на чём основано?.. Необходимо держаться мнения начальства, ибо, в противном случае, где ручательство, что собственное мнение безошибочно? Но как узнать мнение начальства? Нам скажут: оно выражается в принимаемых им мерах... Это неправда! Правительство нередко таит свои цели из высших государственных соображений, недоступных пониманию большинства. Оно нередко доходит до результата рядом косвенных мер, по-видимому, противоречащих одна другой и даже не имевших между собой никакой связи, но в действительности соединённых шолнерами одной государственной идеи, одного государственного плана, поражающего ум своей громадностью и последствиями! План этот открывается в неотвратимых результатах истории!.. На основании всех вышеизложенных соображений и, принимая во внимание, с одной стороны, необходимость установления однообразной точки зрения в пространном нашем отечестве, с другой же стороны, усматривая невозможность достижения этой цели без учреждения официального печатного органа, - нельзя вместе с тем не признать справедливость, что именно в этом заключается настоятельная потребность общества и существенное условие его преуспеяния и развития... Будучи поддержан достаточным содействием полицейской и административной властей, такой правительственный орган служил бы надёжной звездой, скажу: маяком или вехою для общественного мнения. Таким образом, пагубная наклонность человеческого разума вечно обсуждать происходящее на всём земном шаре была бы направлена к исключительному служению Правительственным видам и целям».

«Проект» венчает творческую биографию Козьмы Петровича Пруткова. Единственным «но» в этой ситуации является тот общеизвестный факт, что, занимая видное место в истории литературы, такой писатель никогда не существовал в действительности. Козьма Прутков - плод фантазии поэта графа Алексея Константиновича Толстого (1817-1875) и его двоюродных братьев Алексея Михайловича (1821-1908) и Владимира Михайловича (1830-1884) Жемчужниковых. Тем не менее, по желанию, а иногда и вопреки воле литературных опекунов, как называли себя создатели Козьмы Пруткова, тот зажил своей жизнью: под его ставшим популярным именем начали появляться произведения, написанные другими авторами. Для того чтобы отделить оригиналы от подделок, А.К. Толстой и братья Жемчужниковы составили собрание сочинений своего литературного протеже, однако несколько текстов в силу ряда причин, прежде всего связанных с цензурными запретами, долгое время не переиздавались. Одним из них явился «Проект введения единомыслия в России».

В 1923 году «Проект» вместе с драмой «Любовь и Силин» был включён в сборник «Произведения, не вошедшие в собрание сочинений Козьмы Пруткова», подготовленный талантливым писателем и литературоведом Петром Константиновичем Губером (1886-1938).

Губер начал печататься в 1912 году, однако настоящая известность пришла к нему с появлением книги «Дон-Жуанский список Пушкина», увидевшей свет практически одновременно с томом сочинений Пруткова. Затем были романы «Кружение сердца. Семейная драма Герцена» (1928), «Месяц туманов» (1929), «Хождение на восток вени-цейского гостя Марко Поло» (1929), переводы Эразма Роттердамского, научные публикации по истории русской, французской и американской литератур.

В Библиохронике представлен экземпляр откоментированных Губером «Произведений» Козьмы Пруткова с замечательной дарственной надписью: «Анне Андреевне Ахматовой на память о счастливой поре единомыслия в России. П. Губер. 8\V 23».

Губер и Ахматова были хорошо знакомы. Известны отзывы Анны Андреевны на публикацию «Дон-Жуанского списка Пушкина». Общались они и до того, в самом начале 20-х, когда Пётр Константинович вместе с А.А Блоком, М. Горьким, К.И. Чуковским, Е.И. Замятиным, В.Б. Шкловским и В.Я. Шишковым входил в Правление Союза Писателей и постоянно находился в гуще литературных событий. Так, в дневниковой записи К.И. Чуковского от 13 февраля 1921 года упоминается о Пушкинском празднике, на котором присутствовали и Губер, и Ахматова.

Сопровождая издание сочинений Козьмы Пруткова ироничными и несколько ностальгическими словами об ушедшей в прошлое «счастливой поре единомыслия», Пётр Константинович не мог знать, что настоящая Эпоха единомыслия в России ещё впереди, что и он сам, и та, кому подарок предназначался, станут её жертвами: Губера арестуют и расстреляют в кровавом 1938-м, а Ахматова переживёт аресты сына, гибель в ГУЛАГе мужа - Н.Н. Пу-нина, гонения властей и страшную для истинного поэта казнь насильственным молчанием.

Однако к тому времени книжка уже сменит владельца: как явствует из карандашной надписи в нижней части титульного листа, Анна Андреевна передарила её зимой 1929 года.

 


Прутков Козьма Петрович (1803-1863)

Произведения, не вошедшие в собрание сочинений. I. Проект введения единомыслия в России. II. Любовь и Силин. Со вступительной статьёй П.К. Губера. Петроград; Москва: Издательство «Радуга», 1923. 48 с. В издательской печатной обложке. 23х15,5 см. В верхней части титульного л. дарственная надпись коричневыми чернилами: «Анне Андреевне Ахматовой на память о счастливой поре единомыслия в России. П. Губер. 8\V 23». В нижней части титульного л. владельческая надпись П.Н. Лукницкого простым карандашом: «Подарено А<нной>А<ндреевной> 5\XII 29».Тираж 4 500 экземпляров.

Лукницкий Павел Николаевич (1900-1972) - литератор и библиофил, биограф Н.С. Гумилёва, автор дневника - ценнейшей летописи литературной жизни России 20 - 60-х годов ХХ века. Происхождение владельческой надписи Лукницкого на издании сочинений Козьмы Пруткова раскрывает статья Н. Пакшиной и Т. Поздняковой «Библиотека Анны Ахматовой» в альманахе «Библиофилы России» (Том 1. Москва, 2004): «Постоянное общение Лукницкого с Ахматовой приходится на период с 1924 по 1929 годы, когда они вместе работали над «Трудами и днями» Гумилёва. Лукницкий был страстным собирателем книг. Ахматова отдала в его коллекцию малотиражные издания 1920-х годов - книги с адресованными ей дарственными надписями от П. Зайцева, А. Беленсона, Ю. Райтлер, Б. Смиренского, С. Федорченко, А. Скорбного, В. Рождественского, Г. Иванова... На форзаце каждой аккуратным мелким почерком Лукницкого запись: «Подарено АА 5\XII 29». Его вдова, В.К. Лукницкая, передала сохранившиеся у неё книги в фонд Музея Анны Ахматовой в Санкт-Петербурге».

Предыдущая статья Детский остров (1921 год)
Следующая статья Ленину. 21 января 1924 (1924 год)
Печать
690 Оценить статью:
Без рейтинга

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top