Search

Стихотворный человек

19 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Путешествие по северу России (1886 год)

Путешествие по северу России (1886 год)

Пётр Челищев

В начале 1766 года императрица Екатерина поже­лала отправить нескольких воспитанников пажеского корпуса за границу для изучения наук в Лейпцигском университете. В числе выбран­ных двенадцати юношей находились и два друга - знаменитый Александр Радищев и мало кому известный Пётр Челищев. Для надзора за молодыми людьми назначили особого гофмей­стера майора Бокума, который всячески притес­нял и клеветал на своих подопечных. Об успехах русских студентов в науках он ничего не доно­сил в Петербург, зато в красках описывал их дур­ное поведение. Молодые люди в свою очередь тоже жаловались на него, но в течение несколь­ких лет положение их от этого не становилось лучше. Только в 1769 году объявили им благово­ление императрицы за прилежание и успехи.

Особенно невзлюбил Бокум «трёх товари­щей» - Радищева, Челищева и Трубецкого, и даже повелел двух последних в 1770 году отправить обратно в северную столицу, выделив им на про­езд «по сту червонцев». Прибыли студенты на родину ближе к Рождеству, совершив с немалой опасностью осеннее плаванье по неспокойному Балтийскому морю, и «объяснениями своими разоблачили поступки Бокума». Но, видимо, постоянные доносы гофмейстера сделали своё дело, и фамилии двух студентов - Радищева и Челищева - были на особом контроле.

И действительно, когда «поднялась тревога по поводу изданного Радищевым “Путешествия из Петербурга в Москву”, императрица возымела подозрение, что Челищев принимал участие в сочинении и печатании этой книги». Впрочем, обвинения оказались несправедливыми, и Петра Ивановича Челищева не подвергли никакому преследованию. Но дыма без огня не бывает, и, будучи секунд-майором в отставке, он принял решение отправиться в путешествие по северу России совершенно один, лишь в сопровожде­нии нескольких своих слуг.

Первой их остановкой стал город Шлюшенбург (Шлиссельбург), расположившийся на левом берегу Невы у Ладожского озера. Город основал в 1323 году новгородский князь Юрий Данило­вич, заложив на острове, где росло много лесного ореха, деревянную крепость. Так и назвали город- крепость по имени острова - Орешек. Шведы не раз осаждали Орешек, пытаясь оттеснить новго­родцев от моря, и он неоднократно переходил из рук в руки. Когда же они захватили крепость в 1613 году, то переименовали её в Нотеборг. И только Пётр Великий отвоевал Орешек-Нотеборг обратно. То была первая победа России в Северной войне. Знаменательное событие про­изошло 11 октября 1702 года и стало датой осно­вания города, получившего название Шлиссель­бург - город-ключ. В народе же его ласково про­звали Шлюшин. Тогда же утвердили флаг и герб с изображением крепости и ключа. Город часто использовали как «государеву тюрьму». В начале XVIII столетия сюда сослали некоторых членов царской семьи, опальных царедворцев, потом прибыли просветители Н.И. Новиков, Ф.В. Крече­тов, В.Н. Карамзин. Декабристы Н.А. и М.А. Бесту­жевы, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин и другие тоже «не преминули посетить город». В начале XX века в крепости размещался каторжный централ с особо строгим режимом, куда «на исправление» отправлялись политические заключённые из других тюрем. После Февральской революции восставшие рабочие Шлиссельбурга освободили узников крепости и сожгли здание тюрьмы. Но всё это случится позже. А в 1791 году, «отслушав утреню, литургию и молебен», Пётр Иванович Челищев на почтовой лодке поехал Ладожским каналом дальше до города Ладоги, а точнее, Ста­рой Ладоги.

Эта небольшая на сегодняшний день дере­венька в Ленинградской области когда-то явля­лась одним из десяти крупнейших русских горо­дов. От былого величия здесь сохранились лишь древняя крепость, стоящая на высоком берегу Волхова, и несколько старинных церквей за её пределами. По старинной легенде, именно в этой земле был похоронен Вещий Олег. А летопись рассказывала о призвании в 862 году трёх бра­тьев варягов на княжение на Русь: «И избраша трие брата с роды своими и придоша к славеном первее и срубиша город Ладогу? и седе старей­ший в Ладозе Рюрик». Переночевав в этом древ­нем городке, Пётр Иванович и слуги двинулись дальше.

Будучи человеком «искренне религиозным», он желал поклониться многочисленным святы­ням русского севера. Потому ни один, даже самый маленький монастырь, ни одна церк­вушка на пути не были пропущены Челищевым: Спасо-Рождественский погост в деревне Якшино, Троицкий Александра Свирского монастырь, погост Пильма с деревянной церковью Преобра­жения Господня и Варламия Хутынского, Климентский монастырь, Палиостровская обитель. И так до приморской деревни Сорокиной, откуда уже через Белое море в знаменитый Соловецкий монастырь, расположившийся на нескольких островах у входа в Онежский залив, в юго-запад­ной части единственного внутреннего моря Северного Ледовитого океана. Белое море, кото­рое в старину называли ещё морем Студеным, Гандвиком, пучиной Соловецкой, завораживало путешествующих своей красотой. Почти пол­года его покрывали льды, а когда оно освобожда­лось от них, то сюда приплывали тюлени и белухи, а взор нельзя было оторвать от еже­дневных приливов и отливов, от северного сия­ния, превращающего реальность в таинствен­ную сказку.

Освоение Соловецких островов началось в глубокой древности - здесь появились древние обитатели Поморья - протосаамы, которые хоронили в этой земле умерших, складывая над останками валунные насыпи - курганы. В начале XV столетия на Соловках появились первые иноки. Основанный преподобными Зосимой, Савватием и Германом в 1436 году на далёких «краесветных» островах Белого моря, Соловец­кий монастырь со временем стал одним из самых известных и почитаемых в России. В конце XVI века монастырь считался «великой государевой крепостью». Здесь при игумене Иакове под руководством старца Трифона Кологривова из природного камня построили мощ­ные стены и башни, очертания которых напоми­нали корабль.

Соловецкая обитель во второй половине XVII века являлась одним из центров раскола. Это противостояние вылилось в так называемое Соловецкое сидение, которое длилось несколько лет. В 1676 году крепость была взята в результате предательства одного из монахов, а почти всех мятежных иноков казнили. Только посещение Соловков Петром Великим стало свидетель­ством прощения опального монастыря. Со вре­менем монастырь стал не только духовным, но и крупнейшим культурным центром. Он обладал одним из лучших в те времена книгохранили­щем, где собирались, переписывались и создава­лись новые сочинения. А книжный знак соловец­кой библиотеки считается первым экслибрисом в России.

В мае 1920 года монастырь закрыли, и вскоре на Соловках был создан лагерь принудительных работ для военнопленных Гражданской войны и осуждённых лиц. Лагерю передали почти все постройки и угодья монастыря по решению пар­тии: «Признать необходимым ликвидацию всех находящихся в Соловецком монастыре церквей, считать возможным использование церковных зданий для жилья, считаясь с остротой жилищ­ного положения на острове». Через несколько лет лагерь стал крупнейшим в СССР. Он носил аббревиатуру СЛОН - Соловецкий лагерь осо­бого назначения - и стал прототипом печально­знаменитого ГУЛАГа. За 16 лет существования на Соловках лагеря и тюрьмы через острова прошли десятки тысяч заключенных, среди которых были представители известных дворян­ских фамилий, крупные учёные самых разных отраслей знаний, священнослужители и монахи, военные, крестьяне, писатели, художники, поэты.

А наш герой, Пётр Иванович Челищев, 13 июля 1791 года, в воскресенье, «выпросивши у соло­вецкого архимандрита Иеронима монастыр­скую лодку», отбыл до приморской Онеги, полу­чившей статус города в 1780 году. Поселение это было упомянуто ещё в грамоте новгородского князя Святослава Ольговича 1137 года под назва­нием Погост на море. Онега занималась прода­жей леса и тёса. «Никогда и нигде не было выду­мано вреднее для истребления лесу заведения, как в Онегской лесной конторе, и способнее к тому не бывало человека, как приставленный сей нерадивый Ниман, природою швед, по зва­нию купец, по должности директор, а по про­мыслу разоритель» - такое впечатление произ­вело на Петра Ивановича важнейшее предприя­тие города.

Проехав из Онеги до Архангельска, посетив Холмогоры и Белозерск, в декабре Челищев вер­нулся в северную столицу. Во время своего путе­шествия он вёл записки, которые хотел со вре­менем издать. При этом некоторые изображе­ния, предназначавшиеся по замыслу автора «служить к ним приложением», как, например, портрет Ломоносова и карта окрестностей его родины, были уже награвированы и присоеди­нены в виде печатных оттисков к рукописи. Однако по содержанию своему эти записки не могли быть изданы во времена правления Екате­рины II или императора Павла. Подготовка к напечатанию дневника началась с приходом к власти Александра I, но смерть Петра Ивано­вича Челищева 25 сентября 1811 года приоста­новила этот проект, а следы дневника затеря­лись, пока в 1883 году рукопись Челищева не приобрёл в Москве член-учредитель Импера­торского Общества любителей древней пись­менности граф Сергей Дмитриевич Шереметев. Он-то и стал инициатором издания путевых записок во всей полноте, «без всяких пропусков и изменений», а также с воспроизведением всех изображений, приложенных к рукописи.

 


Челищев Пётр Иванович (1745-1811)

Путешествие по северу России в 1791 году: Дневник П. И. Челищева. Издан под наблюдением Л. Н. Майкова. С.-Петербург: Типография В. С. Балашева, 1886. ХИ, 315 с., 10 листов иллюстраций. Современный составной переплёт: кожаные уголки и корешок с бинтами и золотым тиснением, мраморированная бумага, обрез с напылением. 10 литографий, исполненных в картографическом заведении А. А. Ильина, на отдельных вклейках. 26,7х18 см.

Предыдущая статья Историческое описание Святотроицкой Сергиевы Лавры (1882 год)
Следующая статья Город Воронеж (1886 год)
Печать
1427 Оценить статью:
Без рейтинга

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top