Search

Стихотворный человек

19 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Ракетный полет в стратосфере (1934)

Ракетный полет в стратосфере (1934)

Сергей Королев

Первая книга выдающегося советского учёного, организатора науки, главного конструктора, основоположника практической космонавтики Сергея Павловича Королёва (1906-1966) фактически останется и его единственной книгой. Были, конечно статьи в газетах, журналах, сборниках... Но книга - первая и последняя. Ни обстоятельства работы, ни жизненные обстоятельства ученого, инженера, конструктора не позволили ему больше подготовить, возможно, более обстоятельное издание, посвященное делу всей его жизни - космонавтике.

Родился Сергей Павлович в Житомире. Отец - преподаватель гимназии, мама - домохозяйка. В общем - из мещан. Родители вскоре развелись. Детство провел в Нежине, в доме деда, отца матери. Надо сказать, он был любимцем большой семьи. Но материнской заботы ему явно не хватало - Мария Николаевна в ноябре 1916 года вышла замуж за инженера из Киева Григория Михайловича Баланина. В начале 1917 года вместе с сыном Сережей новая семья переезжает в Одессу - отчим был назначен туда в Управление Юго-Западной дороги.

И вот здесь, в Одессе, еще совсем подростком, Сергей Королев «заболел» планеризмом. В 1924 году он поступает в Киевский политехнический институт на только что открывшееся там авиационное отделение. Проектирует и строит планеры. В 1926 году переводится в Московское Высшее техническое училище (МВТУ им. Баумана) сразу на третий курс. Слушает курсы «Динамика полета», Аэродинамический расчет самолета», «Конструкция самолета». Лекции читают такие величины, как первый в России дипломированный инженер по самолетостроению Владимир Петрович Ветчинкин, уже тогда ведущий отечественный конструктор самолетов Андрей Николаевич Туполев. В 1929 году именно Туполев станет руководителем дипломной работы Сергея Королева - создание авиатеки.

Много позже академик А.Н. Туполев вспоминал: «Королев был из числа самых “легких” дипломников: я сразу увидел, чего он хочет, достаточно было лишь слегка помогать ему, чуть-чуть подправлять. Я быстро убедился, что этот человек умеет смотреть в корень. Уже тогда у меня сложилось прекрасное впечатление о нем как о личности и как о талантливом конструкторе. Я сказал бы, что он был человеком, беспредельно преданным своему делу, своим замыслам».

Между тем замыслы Сергея Павловича очень скоро окончательно отошли от планеров, авиеток и самолетов и сконцентрировались, теперь уже на всю жизнь, на проблеме реактивного движения в космическом пространстве. Вот и малоформатная популярная книжка «Ракетный полет в стратосфере» была написана в очень интересное для С.П. Королева время. Впрочем, не только для него - для всей будущей отечественной космонавтики.

Дело в том, что в 1931 году по инициативе инженера Фридриха Артуровича Цандера (1887-1933) создается Группа изучения реактивного движения, легендарная ГИРД. Королев, работавший в то время в Централь

ном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), вместе с Цандером сразу становится «мотором» ГИРД. Приказом Центрального совета Осоавиахима от 14 июня 1932 года «Начальником ГИРДа (в общественном порядке) назначается С.П. Королев с 1 мая с.г. ...Работы ведутся настолько интенсивно и успешно, что привлекают внимание заместителя председателя Революционного совета, начальника вооружений Рабоче-крестьянской Красной армии Михаила Николаевича Тухачевского. Он начинает пробивать идею создания единого ракетного центра на базе ГИРД - Реактивный институт. 31 октября 1933 года Совет труда и обороны принял решение о создании Реактивного НИИ. Заместителем начальника назначается С.П. Королев. Это покровительство выдающегося советского военачальника, как и мещанское происхождение, очень скоро трагически отзовется в судьбе Королева.

А пока, в конце июля 1932 года, Сергей Павлович пишет письмо в Ленинград замечательному популяризатору науки Я.И. Перельману:

«Многоуважаемый Яков Исидорович!

Простите, что так долго молчал, но дела меня так одолели, что нет ни минуты свободной...

Несмотря на большую нагрузку по линии разных экспериментальных работ, все мы очень озабочены развитием нашей массовой работы. <...> Поэтому нам надо не зевать, а всю громадную инициативу мест так принять и направить, чтобы создать определенное положительное общественное мнение вокруг проблемы реактивного дела, стратосферных полетов, а в будущем и межпланетных путешествий. Нужна, и конечно, в первую голову, и литература. А ее нет, исключая 2-3-х книжек, да и то не всюду имеющихся.

Мы думаем, что вполне своевременно будет издавать целую серию (10-15 шт.) небольших популярных книжечек по Р.Д. <реактивным двигателям>, причем в каждой книге осветить какой-либо один вопрос, например: “Что такое Р. Дв.”, “Топливо для РД”, “Применение Р. Дв.” и т.д., популярных и в то же время технических книг, в дальнейшем могущих быть замененными серией более специальной литературы...»

Как раз этим требованиям отвечала десятитомная (вышло девять томов) серия научно-популярных книг «Межпланетные сообщения» известного ленинградского профессора, авиатора, пропагандиста космонавтики Николая Алексеевича Рынина (1877-1942). Серия выходила в 1928-1932 годах. Представленный в нашем выпуске «Библиохроники» экземпляр книги «Ракетный полет в стратосфере», судя по всему, происходит из библиотеки Н.А. Рынина. История появления самой королевской книжки тоже любопытна.

31 марта 1934 года в Ленинграде открылась Всесоюзная конференция по изучению стратосферы. Оргкомитет конференции возглавлял физик, академик С.И. Вавилов. Открывая конференцию, Вавилов отметил: «Конференции нужно вынести решение о наиболее рациональных конструкциях стратостатов, о перспективах стратопланирования и ракетных полетах.» Фактически книга С.П. Королева - это расширенный и доработанный вариант его доклада на конференции. Даже название доклада перекликается с названием книги - «Полет реактивных аппаратов в стратосфере». Да и в самом тексте книги Королев несколько раз ссылается на результаты, доложенные на Стратосферной конференции.

Из издательской аннотации книги: «Автор инженер-летчик С.П. Королев в своем труде обрисовывает значение борьбы за достижение больших высот полета и характеризует возможности реактивных летательных аппаратов как важнейшего средства к достижению этой цели. В труде разбираются опыты, производившиеся с ракетными летательными аппаратами; впервые в нашей литературе излагается схема современного реактивного мотора и указываются вопросы, разрешение которых позволит осуществить реактивный полет в стратосфере».

Вопросы, которые упоминаются в этой аннотации, как раз разбирались во многих докладах на конференции в Ленинграде. Скажем, воздействие ионизирующего излучения и влияние на организм больших ускорений. В авторском предисловии подчеркивается, что «Цель настоящей работы в том, чтобы кратко, в популярной форме изложить принцип действия и устройство некоторых существующих систем ракетных двигателей и аппаратов.

Так как среди всех работ наибольший интерес представляют полеты в стратосфере, то этому вопросу уделено наибольшее внимание.». И подпись: «Инж. С. Королев. Реактивный научно-исследовательский институт. Москва, сентябрь 1934 г.».

Эта небольшая по объему книжечка сыграла очень важную роль в становлении самой идеологии космических, в том числе межпланетных, полетов. Королев приводит очень четкую систематизацию основных схем ракетных двигателей в зависимости от применяемого топлива:

«1) ракетные двигатели на твердом топливе, содержащем в себе и горючее вещество и необходимый для горения кислород;

2)  ракетные двигатели на жидком топливе и жидком окислителе;

3)  воздушные ракетные двигатели, работающие на твердом, жидком или газообразном топливе и берущие нужный для горения кислород из окружающего воздуха». В соответствующих главах своей книги С.П. Королев дает характеристику, расчеты, схемы работы каждого из перечисленных типов двигателей. В итоге он приходит к однозначному выводу:

«Современный самолет, с его кажущимися нам громадными скоростями, так же непригоден для установки ракетных моторов. Достаточно посмотреть на разобранные в предыдущем изложении примеры ракетного планера и высотного самолета и сравнить их с составной ракетой Оберта и др. В первом случае - неуклюжий тяжелый взлет перегруженного аппарата, полет в течение коротких минут на практически ничтожной высоте и затем посадка туда, куда придется, так как мотор остановлен из-за израсходования всего горючего. В другом случае - мгновенный легкий взлет, скорости во много сотен метров в секунду и громаднейшие высоты.

Отсюда можно сделать два вывода.

Первый - это необходимость и целесообразность применения ракет, сразу развивающих достаточные скорости и испытывающих поэтому весьма значительные ускорения. Это - задача сегодняшнего дня.

Второй - полет человека в таких аппаратах в настоящее время еще невозможен. Повторяем еще раз, что в данном случае имеется в виду не подъем, а полет по некоторому заданному маршруту с работающим мотором».

Увы, Королеву не дали продолжить заниматься ни задачами сегодняшнего дня, ни дня завтрашнего. В СССР разворачивается страшная по своим и стратегическим для страны, и психологическим для населения последствиям кампания борьбы с врагами народа и шпионами. Одно из самых громких дел - так называемый заговор военных. За 1937-1938 годы были сменены все (кроме С.М. Буденного) командующие войсками округов, а также все их заместители и начальники штабов округов, 88% командиров корпусов, 98% командиров дивизий и бригад, 79% командиров полков, 87% командиров батальонов и дивизионов, 100% состава облвоенкомов.

Фигурантов дела о «заговоре военных» расстреляют через 40 минут после окончания суда в ночь на 12 июня 1937 года. А за сутки до гибели маршал Тухачевский составил «План поражения» (так его назвали следователи) и адресовал его лично Сталину. В этом документе он дал подробный и, как показали последующие события, очень точный прогноз развития военно-политической ситуации в Европе в ближайшие годы и направления возможного удара Германии против СССР в будущей войне. Сталин обратит на него внимание лишь в июне 1941 года - в самые первые дни Великой Отечественной войны.

Обратим внимание на такую деталь: книжку «Ракетный полет в стратосфере» выпустило именно Государственное военное издательство. Ничего удивительного, что через год после ареста и расстрела Тухачевского, 27 июня 1938 года, арестовывают и Королева и других сотрудников Реактивного института. Королеву предъявлено обвинение во вредительстве. Он шел по первой, расстрельной категории. 27 сентября 1938 года ему вынесен приговор: 10 лет исправительно-трудовых лагерей, 5 лет поражения в правах. После Бутырской тюрьмы в Москве - Колыма, работа на золотом прииске.

А в это время, в 1939 году успешно проходят испытания крылатой ракеты по проекту С.П. Королева; дальность полета рекордная по тому времени - 50 км. В это же время разработаны два ракетоплана с жидкостными реактивными двигателями - тоже конструкции Королева.

В 1940 году С.П. Королеву сокращают срок до 8 лет и отправляют в московскую спецтюрьму - ЦКБ-29, так называемую шарашку. Там он встречается с отбывающим срок руководителем своего дипломного проекта А.Н. Туполевым и под его руководством работает над созданием бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2. Но мечта о ракетном полете не оставляет его и здесь. Он инициативно начинает заниматься проектом ракетного перехватчика. В итоге в 1942 году Королева переводят в другое КБ тюремного типа - ОКБ- 16 при Казанском авиазаводе №16.

В 1943-1944 годах заключенный С.П. Королев пишет несколько служебных записок руководству страны с конструктивными предложениями. В начале 1943 года он был назначен главным конструктором группы реактивных установок. Королев подчеркивает катастрофическую нехватку людей. Ворошиловы и Буденные не могли бы выиграть войну у Германии - одной из наиболее технически развитых в то время стран. (По злой иронии судьбы, книге С.П. Королева «Ракетный полет в стратосфере» предпослан эпиграф: «Кто силен в воздухе, тот в наше время вообще силен. К. Ворошилов».)

В июле 1944 года по личному указанию И.В. Сталина С.П. Королёв досрочно освобожден из заключения со снятием судимости, но без реабилитации.

Впервые его имя в качестве руководителя советской космической программы появляется в постановлении Совета Министров СССР «О плане научно-исследовательских работ по ракетам дальнего действия на 1953-1955 гг.» от 13 февраля 1953 года:

«Сов. Секретно (особая папка).

Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить план научно-исследовательских работ по ракетам дальнего действия на 1953-1955 гг. согласно Приложению. <...>

Работа завершается изготовлением экспериментальных ракет в количестве 7 штук в 1 квартале 1955 г. и проведением стендовых и летных испытаний в 1955 г.

Головной исполнитель темы - НИИ-88 Министерства вооружения, главный конструктор т. Королев С.П., заместитель главного конструктора т. Мишин В.П., директор НИИ-88 т. Янгель М.К.». И - подпись: «Председатель Совета Министров Союза ССР И. Сталин».

А реабилитирован Королев будет только в 1955 году...

Итак, человек, благодаря которому наша страна стала первой космической державой в мире, 17 лет официально числился «врагом народа». Шесть лет из этих 17-ти он провел в тюрьмах и лагерях. Но все это будет несколько позже - и тюремные издевательства, и признание, и слава главного конструктора ракетной техники в Советском Союзе. А книгу свою Сергей Павлович Королев в 1934 году заканчивал так:

«Мы уверены, что в самом недалеком будущем ракетное летание широко разовьется и займет подобающее место в системе социалистической техники. Ярким примером тому может служить авиация, достигшая в СССР такого широкого размаха и успехов. Ракетное летание несомненно может претендовать в своей области применения вряд ли на меньшее, что со временем должно стать привычным и заслуженным».


Королёв, Сергей Павлович (1906-1966)

Ракетный полет в стратосфере - М.: Государственное военное издательство, 1934. - 111 с.: ил.; 17,5 х 12,7 см. Тираж 20 000 экз. В цветной иллюстрированной издательской обложке. Хорошая сохранность. Предположительно экземпляр из библиотеки профессора А.Н. Рынина, о чём свидетельствует отметка (шифр) на 2 с. обложки.

Предыдущая статья Социально-экономические корни механики Ньютона (1934)
Следующая статья «Юбилейному Менделеевскому съезду в ознаменование 100-летней годовщины со дня рождения Д.И. Менделеева» (1934)
Печать
1708 Оценить статью:
2.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top