Search

Стихотворный человек

16 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Русские символисты (1910 год)

Русские символисты (1910 год)

Эллис

Поэт и критик Л.Л. Кобылинский вошёл в историю русской литературы под звучным псевдонимом Эллис. Страстный поклонник Бодлера, он стремился подражать своему кумиру -одному из идеологов европейского дендизма, но, как пишет современник, «при ничтожных заработках поддерживать внешность денди ему было трудно». Тем не менее, острый парадоксальный ум и экстравагантная внешность Эллиса надолго оставались в памяти людей, с которыми он общался. Его знакомый вспоминал: «Эллис незабываем и неповторим. Этот странный человек с остро-зелёными глазами, белым мраморным лицом, неестественно чёрной, как будто лакированной, бородкой, ярко-красными «вампирными» губами, превращавший ночь в день, день - в ночь, живший в комнате всегда тёмной, с опущенными шторами и свечами перед портретом Бодлера, а потом бюстом Данте, обладал темпераментом бешеного агитатора, создавал необычайные мифы, вымыслы, был творцом всяких пародий и изумительным мимом».

Выпускник юридического факультета Московского университета, один из основателей кружка «Аргонавты» и издательства «Мусагет», автор стихотворных и прозаических книг «Иммортрели» (1904), «Stigmata» (1911), «Арго» (1914) и др., Эллис стал теоретиком русского символизма, литературно-художественного направления, пришедшего в Россию в начале 80-х годов XIX века вместе с увлечением творчеством европейских символистов: Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме и др.

Книга Эллиса «Русские символисты», вышедшая в 1910 году в издательстве «Мусагет», по праву рассматривается как первая в России попытка вскрыть философские и эстетические корни европейского и русского символизма: «Сперва символизм, как новое и односторонне-эстетическое учение, сам приблизился к культуре, желая облачиться в старые доспехи, но все эти доспехи оказались старыми и дряблыми, и вот новое учение незаметно, шаг за шагом, стало перечеканивать все, решительно все культурные ценности; так невольно из жажды культуры символизм стал источником, эту жажду утоляющим. И тогда свершилось чудо: новое учение оказалось старым, исконным, но сохранило и всю свою трепетную, огненную юность; разрушая всё, оно созидало, отрицая - утверждало, богохульствуя, молилось и, сомневаясь во всех «ценностях культуры», само стало живым воплощением культуры». Однако символизм для Эллиса - это жизнетворчество, выходящее за пределы искусства, это «мессианизм, глагол о новом Боге, великая религия будущего».

Эту мысль он иллюстрирует на примере вождей русских символистов К. Бальмонта, В. Брюсова и А. Белого, которые, по его мнению, своим творчеством довели носителей идеи символизма до «ступени искания Единого Первосимвола: им открыт путь в Вечное, а следовательно, и в будущее!» Завершается книга страстным гимном во славу символизма: «Мы верим в великое, мировое будущее символизма! С самого начала всесторонне подойдя к символике искупления, символисты воочию узрели Верховный, венчающий систему, Символ. Этот Первосимвол, этот верховный Лик - лик Вечно-Женственный, Лик Мадонны! Ему служить рыцарственно, пред Ним преклоняться со смиренной строгостью, Ему молиться о своём искуплении - единственный абсолютный путь, который выведет современный дух из всех бездонных пропастей, избавит от всех ужасов современности, от пошлости и самоотрицания, двух самых страшных зол, и благословит наши искания, наши страдания и наши служения на тот подвиг, к которому смутно тянутся руки всех наших учителей и предшественников, перед которым молитвенно дрожали их сердца! Других путей нет!»

Пока что нет никаких признаков того, что в обозримом будущем это предсказание о всемирной победе символизма сбудется. Однако другой прогноз Эллиса, политический, осуществился на редкость точно, хотя сам он в этом случае, наверняка, предпочёл бы ошибиться. Однажды, споря с приятелем, меньшевиком Н.В. Валентиновым (Вольским), о вероятности победы социализма в России, Эллис сказал: «Возможность крушения капитализма я, разумеется, не отрицаю. Эта дрянь никакой нравственной санкции не имеет. Но следующий за этим строй нужно остерегаться называть социализмом. Пока другого названия не изобретено, нужно говорить: строй после капитализма. И только. Больше ничего, и этот неизвестный строй, конечно, не следует изображать розовыми красками. Крушение капитализма - крушение только прежних форм собственности, отнюдь не уничтожение Духа Зла, глубоко заложенного в человеческой природе, присущего всем социальным группам и классам. Строй после капитализма под воздействием этого Духа Зла может быть гнуснейшим, буро-жёлто-чёрным, отвратительным до последней степени, гораздо худшим, чем при капитализме. Если я вам его изображу, у вас кишки выпадут от страха. От того, что может произойти, только молитва спасёт». Валентинов, иронично улыбнувшись, сказал: «Молитесь, Эллис, и да поможет Вам в этом Бог». Эллис ответил: «Да, буду молиться».

В 1913 году Эллис уехал за границу и перешёл в католичество. В Россию он уже не вернулся.

 


Эллис (настоящие фамилия и имя Кобылинский Лев Львович; 1879-1947).

Русские символисты. Константин Бальмонт. Валерий Брюсов. Андрей Белый. Москва: Книгоиздательство «Мусагет», 1910. [2], 336, [2] с., 1 л. - реклама, 3 л. иллюстраций - автотипии работы О. Ренара. В современном полукожаном переплёте работы А.А. Рузайкина с сохранением издательской обложки. На корешке золототиснёные имя автора и заглавие. В нижней части корешка золототиснёные инициалы: «А. и С.В.» (А.А. и С.А. Венгеровы). Крышки оклеены «мраморной» бумагой. Тройной мраморированный обрез. 25,5х18,5 см. На титульном л. владельческая надпись синими чернилами: «Е. Кожевников». На с.1 штемпель фиолетовыми чернилами: «Витебское реальное училище. Библиотека». В тексте читательские пометы простым карандашом.

Предыдущая статья Когда начальство ушло... (1910 год)
Следующая статья Современный балет (1911 год)
Печать
1835 Оценить статью:
Без рейтинга

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top