Search

Стихотворный человек

20 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Сказка о золотом петушке (1904); Яга и Земляничка (1917); Кощей бессмертный (1918)

Сказка о золотом петушке (1904); Яга и Земляничка (1917); Кощей бессмертный (1918)

Александр Пушкин. Василий Смирнов.

«У нас здесь не то что скучно, а как-то срамно. Серьезность минуты не мешает вести войну с нигилизмом. Политические процессы следуют одни за другими, не возбуждая уже ничьего любопытства, и кончаются сплошь каторгою. Каторга - за имение книги и за недонесение - это уже просто роскошь для такого бедного государства, как наша Русь.» - писал М. Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889) 1 ноября 1876 г. критику П. В. Анненкову (1813-1887) в Баден-Баден, характеризуя положение книги и читателя в России в последней четверти XIX в.

Притеснение печати привело к развитию нелегальной литературы, а затем к появлению и широкому распространению литературы «народной». Массовое открытие народных школ вызвало потребность в дешевой детской литературе: до этого книги для детей стоили чрезвычайно дорого и издавались в расчете на состоятельных покупателей.

В 1880-е гг. несколько попыток удовлетворить спрос на дешевую книгу для детей не имели успеха, так как издатели не умели эффективно эти книги распространять.

Самыми популярными дешевыми изданиями оставались лубочные книги и картины. В 1880-х гг. лубочная книга производилась преимущественно в Москве, где насчитывался десяток издательств, среди которых первое место занимало предприятие Ивана Дмитриевича Сытина (1851-1934).

Российский издатель И. Д. Сытин, сын сельского писаря, в 1866 г. поступил мальчиком в книжную лавку московского купца П. Н. Шарапова. В 1876 г. он самостоятельно открыл в Москве литографическое заведение, снабжавшее лубками Никольский рынок. В 1883 г. организовал издательское товарищество «И. Д. Сытин и К°» с компаньонами Д. А. Варапаевым, В. Л. Нечаевым, И. И. Соколовым.

К началу 1880-х гг. среди сытинских изданий для народа были уже книжки для детей, и не только азбуки, но и сказки и рассказы с раскрашенными картинками. Однако они не играли значительной роли в репертуаре и доходах предприятия. По совету известной в Москве деятельницы воскресных школ А. В. Погожевой (?-1908) Сытин выпустил несколько детских книг, в основном переводных. Эти издания стоили недорого и были доступны тогдашним «простым» читателям. Успех первых попыток заставил товарищество обратить пристальное внимание на это направление: был учрежден отдел народно-школьных и детских изданий, которым руководил сначала деятель просвещения В. П. Вахтеров, с 1899 г. педагог и общественный деятель Н. В. Тулупов. Менее чем через десять лет детские книги издательства И. Д. Сытина заняли значительное место на полках детских и школьных библиотек.

Первыми появились издания русских народных, позже - художественных, авторских сказок (А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, писателей конца XIX в. - Галиной, Соловьевой, Федоровой-Давыдовой, Бельского и др.). Ярко иллюстрированные дешевые книги имели такой успех, что издательство обратилось и к иностранным произведениям (братьев Гримм, Ш. Перро, Г.-Х. Андерсена, Р. Киплинга и др.). В 1911 г. был даже издан особый каталог сказок под названием «Книжный мирок» со статьей «В царстве сказок. Сказка как материал для детского чтения».

В воспоминаниях «Жизнь для книги» И. Д. Сытин отмечал, что оформление детских изданий составляло всегда предмет особенных его забот: «Иллюстрация детской книги совершенствовалась с каждым годом. Улучшались не только способы воспроизведения рисунков, но и самые рисунки. Начиная с 1900 года при нашей литографии была создана особая школа рисования под руководством художника Н. А. Касаткина. Таким образом, прежние лубочные картинки в краске постепенно отошли в область предания, уступая место оригинальному рисунку». У Сытина работали художники С. И. Ягужинский, А. В. Неру- чев, Н. И. Живаго, С. В. Малютин, Н. Д. Бартрам, Г. Д. Алексеев, Б. В. Зворыкин, В. Н. Курдюмов, А. П. Апсит, А. Н. Комаров и многие другие - «они внесли в иллюстрацию детской книги подражание детскому примитиву в красках, но сохраняли при этом очень четкий и яркий рисунок. Эта манера иллюстрации имела большой успех».

Особо ответственным И. Д. Сытин считал издание произведений А. С. Пушкина: «Товарищество приложило много труда и заботы, чтобы выпустить в художественном издании сказки Пушкина, как непревзойденный образец этого рода творчества... Нужно было добиться, чтобы само оформление книги производило на ребенка неизгладимое впечатление». Сказки выпускались в оформлении нескольких художников, в том числе, в 1904 г., - Н. Д. Бартрама.

Художник, искусствовед, член Государственной Академии художественных наук Николай Дмитриевич Бартрам (1873-1931) был специалистом по истории народной игрушки. Он закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1889-1891). Изучал историю игрушки и традиции ее кустарного производства, примитивное искусство в фондах Императорского Российского Исторического музея, в частных коллекциях, у мастеров-игрушечников в России, в музеях Парижа, Берлина, Нюрнберга. В 1900-х гг. иллюстрировал детские книги и журналы («Светлячок» и др.), выполнял эскизы изделий из дерева (в особенности игрушек) и тканей для кустарно-художественных мастерских России.

В 1904 г. Н. Д. Бартрам окончательно поселился в Москве. Вот как вспоминает гостиную этого дома в Калошином переулке на Арбате А. Н. Изер- гина, дочь художника: «Деревянная, неполированная, с геометрической резьбой мебель из Семеновской мастерской, тахта, обшитая домотканым сукном, на ней подушки из набойки и китайки; на стенах лубки: “Бабелина - героиня Греции”, “Как мыши кота хоронили”, “Лестница жизни” и др.; висячие витрина и шкаф с игрушками: сергиевскими, богородскими, вятскими, городецкими, немецкими, японскими и многими другими. Они притягивали нас, детей, как все необычное, сказочное. На резной висящей полке стоял большой поливной зелено-синий кувшин из Скопина, необычной формы, с носом не то птицы, не то зверя».

Бартрам преподавал в Учебных мастерских кустарного дела при Московском губернском земстве (1907-1916), на курсах художественной игрушки при Московском техникуме кустарной промышленности (1926-1931). В 1907 г. основал и возглавил отдел образцов при Кустарно-промышленном музее московского губернского земства (ныне Музей народного искусства). Деятельность Бартрама в музее получила широкую общественную поддержку. Александр Бенуа (1870-1960), художник и коллекционер игрушек, писал в журнале «Аполлон»: «Теперь в Москве затеяли спасти производство народных игрушек, ибо, действительно, оно падает, вымирает, теснимое фабричной дешевкой... Бартрам, стоящий во главе этого дела, такой прелестный фанатик идеи, такой труженик, такой знаток, такой художник, ему уже удалось столько сделать, что я не могу не желать ему и дальнейших успехов».

В 1918 г. Н.Д. Бартрам создал и возглавил (до 1923) московский Музей игрушки (теперь он находится в Сергиевом Посаде как Художественно-педагогический музей игрушки при Российской Академии образования). По воспоминаниям одной из дочерей Бартрама, «когда отец приходил с работы, мы сейчас же устраивались около него, и тут же начинались рассказы, полные необыкновенных приключений. все смешивалось в веселой кутерьме. Игрушки оживали. Они просто жили рядом с нами своей особой жизнью, которую надо было уметь понять и суметь увидеть. И отец учил нас смотреть, видеть, понимать». «Мои девочки, - говорил он, - ничего не может сравниться с той радостью, которую получаешь, когда твой замысел, а его долго сперва вынашиваешь, получается готовым. Потом он уходит от тебя вот к таким девочкам и мальчикам, как вы, и эти девочки и мальчики тоже получают радость. Это очень хорошо доставлять людям радость - хотя бы маленькую».

Николай Дмитриевич Бартрам собрал коллекцию игрушек и предметов декоративно-прикладного искусства, детской мебели, посуды, школьных принадлежностей и учебников, детских книг и альбомов. Особый интерес представляло собрание детских портретов кисти российских и зарубежных художников XVIII- XIX веков, а также обширная коллекции нэцкэ.

В конце XIX в. выдвинулся целый ряд писателей, которые наряду со «взрослой» литературой писали и для детей. Некоторые из них свои «детские» произведения печатали почти исключительно у Сытина. К таким относился, в частности, В. А. Смирнов (1877-1943), юрист, поэт, журналист.

В 1909 г. Товарищество И. Д. Сытина выиграло дело по обвинению директоров правления Товарищества в нарушении авторского права. Главным действующим лицом процесса стал присяжный поверенный Московской судебной палаты В. А. Смирнов. Победа в суде утвердила за ним репутацию защитника писательских прав: впоследствии за помощью к нему обращались Е. Н. Чириков, И. С. Шмелев и другие литераторы.

В том же 1909 г. ВА. Смирнов заключил договор с издательством Сытина на сборник объемом до 30 печатных листов переводов западно-европейской поэзии (Р. Бернс, Т. Мур, П.-Ж. Беранже), который так и не увидел свет.

Василий Алексеевич Смирнов получил юридическое образование в ярославском Демидовском лицее. Дебютировал в 1899 г. в журнале «Народное благо» со стихотворением «Весенние мотивы». Участвовал в студенческих волнениях, в произведениях стремился отразить революционные настроения. Рецензенты отмечали, что Смирнов - «довольно даровитый певец» революции, «в стихотворениях “Пожар”, “Жертвы”, “Свобода”, “Колесник” есть и заражающее одушевление, и твердый сильный стих. Но этим же мотивам посвящены совершенно банальные и плохие вещи. Автор не обещает ничего оригинального и яркого. У него нет и тени поэтической индивидуальности». Смирнова больше ценили как поэта «родной природы, ее цветов, лесов и полян».

В 1910-1911 гг. он предложил издательству «Знание» большую книгу стихов, которую, по его словам, «ответственно рассматривал» как заявку «на профессиональную работу в литературе». В издании планировались произведения о рабском труде и нужде рабочих, стихи, написанные под влиянием событий 1905 г. и т. д. Однако М. Горький писал Смирнову, что «при существующих цензурных условиях» книга «неизбежно будет конфискована». И автор, как он выразился в автобиографии, вынужден был «поставить своего нецензурного пегаса в стойло».

Цензурных препятствий не возникало только при публикации произведений для детей - стихов и сказок. Рецензенты отмечали, например, что «сказочка г. Смирнова может быть смело рекомендована для каждой семьи в качестве праздничного подарка детям, не совсем еще овладевшим механизмом чтения. Написана сказочка недурными стихами, которые, несомненно, быстро и с удовольствием и с пользою заучатся детьми» (о книге «Звездочки», 1912).

В. А. Смирнов - автор нескольких, большей частью стихотворных, произведений для детей: «В родном краю» (1907), «Певец Мусса. Кабардинская легенда» (1909, 1911), «Необыкновенные приключения двух карликов Кирика и Алика» (1910), «Снежинки», «Деды пещерные», «Детки земли» (все - 1912), «Любимые игрушки», «Рождественский дед», «День моего рождения» (все - 1913), «Песочные старички» (1915) и др. Особенно удавались автору сочинения для детей младшего возраста.

В издательстве И. Д. Сытина вышло две книжки «сказочек» В. А. Смирнова - «Рождественский дед» и «Яга и Земляничка». Обе были проиллюстрированы Борисом Васильевичем Зворыкиным (1872-1942), художником, графиком.

Окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1893 г., Борис Зворыкин получил известность, прежде всего, как автор рождественских и пасхальных поздравительных карточек, открытых писем (открытки на темы «Смутное время», «Нашествие Наполеона 1812 года», «Русские дети», «Русские былины», «Охота», а с 1914 года - на патриотические темы).

С 1898 г. Б. Зворыкин иллюстрировал и оформлял книги для московских и петербургских издательств И. Д. Сытина, А. И. Мамонтова, И. Н. Кнебеля, А. Ф. Маркса и А. А. Левинсона. Первым опытом художника в области иллюстрации детской книги стала «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина, вышедшая в 1903 г. в «Товариществе скоропечатни А. А. Левинсона».

Будучи одним из основоположников «русского стиля» в искусстве, Зворыкин часто выполнял заказы императорского двора: например, им оформлены меню торжественных обедов в честь французских сенаторов и депутатов в Москве (1910) и в честь приезда в Россию британской торговой миссии (1912). В 1909-1912 гг. участвовал в росписях кафедрального собора святого равноапостольного Александра Невского в Симферополе и Феодоровского собора в Царском Селе. Им был исполнен титульный лист к альбому «Феодоровский Государев собор в Царском Селе. Вып. 1: Пещерный храм во имя преп. Серафима Саровского Чудотворца» (1915).

Среди оформленных Зворыкиным книг: «Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси» (1909), «Крепостничество и воля» (1911), «В память столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года» (1911) (см.: Библиохроника, «Здесь, под небом своим™», Т. 1), юбилейный настенный календарь-альбом на 1912 год с рисунками по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» (1912), памятная книга «Егорьевский городской голова Никифор Михайлович Бар- дыгин: 1872-1901» (1912), подарочные издания «Летописный и лицевой изборник Дома Романовых» (1913) (см.: Библиохроника, «В некотором царстве», Т. 1) и «Москва» (1912) (см.: Библиохроника, «В некотором царстве», Т. 1). Книжные работы художника экспонировались на выставке «Искусство в книге и плакате», состоявшейся в Санкт-Петербурге зимой 1911-1912 года.

В 1915 г. он выступил как один из учредителей «Общества возрождения художественной Руси» (вместе с И. Билибиным, В. Васнецовым, К. Маковским, М. Нестеровым и Н. Рерихом). В 1921 г. эмигрировал в Париж (через Крым, Константинополь и Египет).

Выступая как художник детской книги, Зворыкин участвовал в альманахе «Творчество» (совместно с С. Чехониным и А. Бенуа), где были опубликованы его иллюстрации к сказке Алексея Ремизова «Товарищи» (1917), оформил книгу В. Волжанина «Древняя Русь в пословицах и поговорках» (1917, 1919).

Еще одним художником, участвовавшим в деятельности издательства И. Д. Сытина, был В. Н. Курдюмов. В его оформлении, в частности, в 1918 г. вышла сказка «Кощей бессмертный» (первое издание появилось в 1916 г), в яркой обложке, с иллюстрациями, выполненными в технике хромолитографии. Он также оформил для издательства «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина, «Спящую царевну» В. А. Жуковского и др.

19 февраля 1917 г. в Политехническом музее широко отмечалось 50-летие книгоиздательской деятельности И. Д. Сытина. В том же году сытинские типография, магазины и другое имущество согласно декрету о печати перешло в ведение государства. Сытин предложил свои услуги Советской власти: «Переход к верному хозяину, к народу всей фабричной промышленности я считал хорошим делом и поступил бесплатным работником на фабрику. Радовало же меня то, что дело, которому отдал много сил в жизни, получало хорошее развитие - книга при новой власти надежно пошла в народ». В мае 1919 г. все предприятия и все имущество Товарищества И. Д. Сытина официально было передано Госиздату РСФСР. Издатель «сдал текущий счет и кассу». Однако до 1924 г. книги продолжали выходить под маркой издательства Сытина.

 


Пушкин, Александр Сергеевич (1799-1837)

Сказка о золотом петушке. Рис. Н. Д. Бартрама. М.: Изд-е Т-ва И. Д. Сытина, 1904. 16 с., ил. 21,5x18 см.

Кощей бессмертный. Сказка. Худ. В. Н. Курдюмов. М.: Тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1918. 20 с., ил. 20,7х15,7 см.

Смирнов, Василий Алексеевич (1877-1943)

Яга и Земляничка. Сказочка в стихах. Рис. Б. В. Зворыкина. М.: Изд-е Т-ва И. Д. Сытина, 1917. 12 с., ил. 27,5х21 см.

Предыдущая статья Приключения Тома (1903 год); Принц и нищий (1936 год); Приключения Гекльберри Финна (1936 год)
Следующая статья Иллюстрированный альбом для марок (1904 год)
Печать
2045 Оценить статью:
1.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top