Search

Стихотворный человек

23 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Старая детская книжка. 1900-1930-е годы. Из собрания профессора Марка Раца (1997 год)

Старая детская книжка. 1900-1930-е годы. Из собрания профессора Марка Раца (1997 год)

«Я родился в 1935 году в Москве и прожил первые девять месяцев своей жизни... в доме своего деда™ Продав “Библиотеку великих писателей” Брокгауза и Ефрона и что-то еще, родители вместе со мной очутились в роскошной тридцатиметровой бывшей столовой в бельэтаже маленького особнячка. Вспоминая свои детские годы, я думаю, что возникновением в дальнейшем интереса к вещной стороне мира вообще и книжного мира в особенности я подсознательно обязан странностям среды обитания в московской коммунальной квартире.» - вспоминал М. В. Рац в книге «О собирательстве: заметки библиофила».

Желание ставить на полки свои собственные книги появилось у Марка Владимировича Раца уже в детстве - «все из того же духа противоречия в условиях развертывавшейся во “взрослом” мире, но задевавшей и школу компании по борьбе с “космополитизмом”, под ворчание родителей, в пику школьной программе, где царили отец всех наук и искусств Михайла Ломоносов и великие революционеры-демократы во главе с Чернышевским». К концу 1950-х гг. сформировалась библиотека мировой (в основном западной) художественной литературы. В конце 1960-х гг. коллекция начала пополняться по разделам истории и искусства (в том числе под влиянием монографии А. А. Сидорова «Русская графика начала ХХ века. Очерки истории и теории», вышедшей в 1969 г). В результате основным направлением собирательства стали русские иллюстрированные издания первой трети ХХ в., оригиналы графики, портреты художников книги, издателей, искусствоведов, графика «на случай», реклама, книги о графике, издательском и типографском деле. Особое значение имела коллекция детской книги.

«В условиях нашего “дикого” рынка, - считает М. В. Рац, - полезно напомнить издателям, педагогам и любителям книги о том высоком искусстве, которое родилось и жило в условиях предреволюционной и нэповской России, а потом было задавлено тоталитарной системой. Ведь с искусства детской книги в некотором смысле начинается искусство книги вообще». Книги и графика из собрания М. Раца были представлены на двадцати с лишним книжно-графических выставках, в том числе зарубежных.

В 1989 г. в Музее-квартире И. Д. Сытина в Москве состоялась выставка «Искусство детской книги в России первой трети ХХ века». В 1993 г. началась работа над каталогом представленных на ней экспонатов (при финансировании библиотеки Сургутнефтегаза). Ее возглавил Ю.А. Молок (1929-2000), которому принадлежала, в том числе, идея сопроводить биографиями моделей все собранные портреты художников. Он же создал рабочий макет, ставший основой для художника книги А. Б. Коноплева. Как это часто случалось в переходный период российской истории, финансирование неожиданно прекратилось. Следующим спонсором выступило московское представительство Нью-Йоркского института «Открытое общество». Однако грант выдали не тем, кто создавал каталог, а «общественной организации» - коллективу Музея-квартиры И.Д. Сытина. В результате заказ перешел от избранного составителями издателя И. Бернштейна в типографию с загадочным названием АО «Пол. С. Тар.»: «Возможно, что тираж там отпечатали быстрее, чем это сделал бы Бернштейн, но когда я увидел готовую книгу, мне захотелось плакать. Все наши замыслы пошли прахом. Отвратительный цвет, причем разный в разных экземплярах, блестящая мелованная бумага вместо запланированной матовой... А главное - половина тиража в какой-то непотребной, неизвестно кем сделанной обложке (при сохранении имени художника А. Коноплева), и весь тираж склеен так, что книга разваливается при первом же просмотре!»

В 1997 г. книга увидела свет, и только к 2000 г., постепенно с помощью И. Бернштейна удалось практически вручную сделать из сохранившейся части тиража около пятнадцати экземпляров в переплете.

Во вступительной статье составитель каталога замечательный искусствовед Ю. А. Молок отметил, что данное издание представляется «уникальным по объему забытых или полузабытых иллюстрированных изданий и оригинальной графики. Извлеченные почти из небытия, а по существу, из исторической памяти, эти тонкие, малостраничные книжки, украшенные рисунками, воссоздают историю русской культуры, книжного дела, печатной графики. Историю, которая нашла свое выражение в больших и малых видах искусства. К числу последних и относится детская книга».

В первом опыте описания коллекции русских детских книг первой трети ХХ в., собранной усилиями одного коллекционера, охвачено полвека русской детской книги - от русской народной сказки «Война грибов» (1889) с рисунками Е. Поленовой (1850-1898) до сборника «Басен» (1941) с иллюстрациями Натана Альтмана (1889-1970).

Произведения более двухсот художников представлены в четырех разделах. Первый - «Портреты художников» - это 89 работ, на которых изображено более 60 мастеров детской книги. Второй - «Книжная и журнальная графика (оригиналы, эскизы, варианты, пробные оттиски)».

Раздел «Детские книги» насчитывает 573 названия. Описывая издания год за годом, составители реконструировали историю детской книги и фиксировали появление новых детских авторов, детских художников и детских издательств.

Четвертый раздел - «Литература о детской книге, справочные издания, проспекты, рекламные плакаты и издательские марки».

В статье «К истории моего собрания детских книг» М. В. Рац рассказывает о трудностях собирания подобного материала, который долгое время не был предметом специального художественного интереса.

Завершает издание подробнейшая система указателей: имен авторов, переводчиков, составителей, редакторов, имен художников книги и имен художников, изображенных на портретах, книжек-картинок и книжек-игрушек, издательств и типографий.

Свою задачу составители видели в том, чтобы их труд пробудил «интерес к художественной стороне детской книги, к сохранению, собиранию и изучению детских иллюстрированных изданий». Задача эта была решена, о чем свидетельствуют появившиеся за последующие пятнадцать лет монографии и каталоги детской книги: Е. Штейнер «Авангард и построение нового человека. Искусство советской детской книги 1920-х годов» (М., 2002), В. Блинов «Русская детская книжка-картинка. 1900-1941» (М., 2005), Л. Кудрявцева «Собеседники поэзии и сказки: об искусстве художников детской книги» (М., 2008), М. Чапкина «Московские художники детской книги. 1900-1992» (М., 2008), «Детская иллюстрированная книга в истории России. 1881-1939» (в 2-х тт. М., 2009), М. Сеславинский «Гирлянда из книг и картинок: Детское чтение в дореволюционной России» (в 2-х тт. М., 2011) и др.

Остается добавить, что при всем многообразии и преимуществах последующих изданий - более широких по хронологическому охвату материала, более полных по составу включенных книг, лучше напечатанных и богаче изданных - описываемый каталог сохраняет свое неповторимое лицо как по составу репрезентируемого материала, так и по форме его осмысления и систематизации.

 


Старая детская книжка. 1900-1930-е годы. Из собрания профессора Марка Раца: Описание собрания: Портреты художников. Книжная и журнальная графика. Детские книги. Литература о детской книге / Издание подготовил Ю. Молок; сост.: Л. Кравченко, Н. Крачкевич, Ю. Молок, М. Рац, Н. Толстая. М.: ТОО «Издательство А и Б», 1997. 310 с., ил. 24,5х20,5 см. Тираж 1000 экз.

Предыдущая статья Алиса в стране чудес. Сквозь зеркало и что там увидела Алиса (1991 год)
Следующая статья Царь Никита и сорок его дочерей (1998 год)
Печать
2259 Оценить статью:
4.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top