Search

Стихотворный человек

18 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Траурный кортеж императора Александра I (1826 год)

Траурный кортеж императора Александра I (1826 год)

Последний путь Александра I к месту захороне­ния в Петропавловском соборе растянулся на четыре месяца. Только 29 декабря 1825 года, то есть спустя 40 дней после смерти государя, траурный поезд с его телом направился из Таганрога в Петербург. Почти два месяца занял проезд по Екатеринославской, Слободско-Украинской, Курской, Орловской, Тульской, Московской, Тверской, Новгородской и Санкт-Петербургской губерниям. 3 февраля 1826 года печальная процессия прибыла в Москву. В древ­ней столице была сделана продолжительная остановка для устройства прощальных цере­моний. 28 февраля 1826 года Николай I и члены императорской фамилии встретили гроб с телом покойного императора в Царском Селе, откуда через неделю он с должными почес­тями был перевезён в Петербург, в Казанский собор. В течение следующих семи дней прах государя оставался в Казанском соборе «для поклонения всех сословий народа».

Рано утром 13 марта три пушечных выстрела возвестили о начале построения войск по пути следования траурного кортежа. Маршрут от Казанского собора до Петропавловской кре­пости пролегал по Невскому проспекту, Боль­шой Садовой улице, мимо Инженерного (Михайловского) замка, по Царицыну лугу, через Троицкий мост. Близлежащие дома были обтянуты чёрным сукном с вензелями покой­ного императора. Над всеми заборами и в Лет­нем саду возвышались специально построен­ные для народа деревянные смотровые помо­сты. Газета «Северная пчела» (16 марта 1826 года) отмечала, что во время погребального шествия сделалась сильная метель, будто сама природа хотела разделить вместе со всеми «горесть о невозвратной потере».

Погребальное шествие началось в 11 часов утра. Роты Преображенского, Семёновского, Конногвардейского и других полков, члены Сената, представители министерств, ведомств, военных и гражданских учебных заведений, иерархи церкви, певчие - все участники про­цессии располагались почти в том же порядке, который был утверждён при похоронах Павла I. Изменения, внесённые в церемониал шествия Печальной комиссией во главе с кня­зем А. Б. Куракиным, касались, в частности, штандартов с изображением гербов россий­ских провинций (их число увеличилось), лич­ных наград Александра I, количественно пре­вышавших знаки отличия его отца, и делега­ций, прибывших в столицу из разных мест Российской империи. Траурным катафалком правил бессменный кучер Александра I Илья Бойков. Следом в чёрных плащах шли Нико­лай I, великий князь Михаил Павлович, принц Оранский, принц Прусский Вильгельм, герцог Александр Вюртембергский, фельдмаршал Веллингтон, эрцгерцог Фердинанд. Далее сле­довала карета с императрицей Александрой Фёдоровной, вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной и принцессой Марией Вюртембергской. За императорской каретой шли наиболее приближённые к августейшим особам служители и делегация крымских татар, прибывшая из Таганрога. Замыкали про­цессию рота лейб-гвардии Семёновского полка, эскадрон кавалергардов и конногвардейцы.

Шествие к Петропавловскому собору продол­жалось около двух часов. В три часа дня пальба из всех бывших в строю артиллерийских ору­дий завершила церемонию погребения. Собы­тия тех траурных дней запечатлелись во мно­гих мемуарных свидетельствах. Одно из них принадлежало дочери Николая I великой княжне Ольге Николаевне. Будучи тогда трёх­летним ребёнком, она была поражена «мрачной роскошью» похоронной процессии. Наиболь­шее впечатление на неё произвели герольды в своих средневековых костюмах.

Спустя некоторое время после похорон импе­ратора в петербургской типографии А. Плюшара был отпечатан альбом на французском языке «Cortege funebre de feu S. M. L'Empereur Alexandere I-er» (траурный кортеж блаженной памяти Его Величества Императора Алексан­дра I). Цензурное разрешение на его издание, подписанное цензором К. Поллем, датирова­лось 22 апреля 1826 года. Альбом представлял собой продолговатой формы гравюры (25 раз­воротов) с контурными изображениями участ­ников траурного шествия. Ссылаясь на Кисе­левский фонд Бахметевского архива Колумбий­ского университета (США), Ричард С. Уортман в своей книге «Сценарии власти» (Москва, 2002) указывает, что «последовательность групп и расположение различных чинов были изо­бражены на свитке шириной около трёх дюй­мов и длиной почти в тридцать футов, который раздавали перед процессией». Так как размеры упомянутого свитка совпадают с альбомом, можно предположить, что это были одни и те же гравированные листы, только по-разному оформленные. Известно, что позднее в типо­графии Плюшара будет напечатано подобное издание траурного кортежа императрицы Ели­заветы Алексеевны, скончавшейся 4 мая 1826 года и погребённой 14 июня того же года.

Описываемый в Библиохронике экземпляр альбома содержит приложение - сложенный в несколько раз печатный лист со списками лиц, которые во время погребального шествия несли знаки отличия и император­ские регалии.

 


Cortege funebre de feu S. M. L'Empereur Alexandre I-er, de glorieuse memoire, Saint-Petersbourg, 13 Mars 1826. Permis d'imprimer, Charles de Poll, Censeur. De la typographie de Pluchart [Траурный кортеж блаженной памяти Его Величества Императора Александра I, Санкт-Петербург 13 марта 1826. Печатать позволяется, цензор Карл де Полль. В Типографии Плюшара - фр.]. 25 гравированных разво­ротов. В цельнокожаном переплёте конца XX века, имитирующем переплёты первой трети XIX века. На верхней крышке и корешке золототиснёное название издания. В нижней части корешка тиснённые золотом место и год издания. Золототиснёные подвёртки. Передняя печатная обложка сохранена. 10x29 см. На заднем форзаце штемпель библиотеки Московского биржевого комитета. К последнему л. альбома приклеен печатный л. с текстом на обеих сторонах. На одной стороне - «Liste des personnes qui portaient les orders de chevalerie» [Список лиц, которые несли иностранные знаки отличия - фр.]; на другой - «Liste des personnes qui portaitnt les orders de Russie et regaux» [Список лиц, которые несли российские знаки отличия и императорские регалии - фр.]. 25,5х50 см.

Предыдущая статья Полярная Звезда (1823, 1824 и 1825 годы)
Следующая статья Церемониал торжественного вшествия в первопрестольный град Москву и Священнейшего Коронования Государя Императора Николая Павловича (1826 год)
Печать
1783 Оценить статью:
3.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top