Search

Стихотворный человек

16 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Требник троих (1913 год)

Требник троих (1913 год)

 Треба - это богослужебный обряд (крестины, венчание, панихида), совершаемый по просьбе самих верующих.

Требник - книга с молитвами для треб.

«Требник троих» - знаменитый поэтический сборник «литературной компании» «Гилея», самой ранней и наиболее радикальной группировки русских футуристов.

Футуризм, одно из главных авангардистских течений в европейском искусстве начала ХХ века, родился в 1909 году на юге Европы, в Италии, но практически сразу дал ростки на северной российской почве. Название нового движения имело в основе латинское слово «futuram», что означает «будущее», и присущие им неукротимое стремление вперёд, решительный отказ от прежней культуры, жадную мечту о рождении «нового человечества» ещё немногочисленные «будетляне» Москвы и Петербурга выразили в первом же своём манифесте, названном звонко и хлёстко - «Пощёчина общественному вкусу»: «Только мы -лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с парохода современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней...»

Считается, что название «Требник троих» придумал «отец русского футуризма» Давид Бурлюк, так как в новой книге «Гилеи» предполагалось представить творчество трёх наиболее известных поэтов объединения -самого Бурлюка, Владимира Маяковского и Виктора (Велимира) Хлебникова. Позже Бурлюк настоял на сохранении названия, когда выяснилось, что авторский коллектив несколько расширится: к тройке избранных присоединился брат Давида - Николай. Как заметил Бенедикт Лившиц, имевший возможность наблюдать за метаморфозами издания с близкого расстояния, «собственно, это был «Требник четырёх». так как Давида и Николая нельзя было объявить одним лицом». Для сохранения видимости объективности пришлось пойти на компромисс: в объявлениях о появлении книги Давид и Николай Давидовичи были обозначены как одно лицо - Д.Н. Бурлюк.

Сборник вышел из печати в начале апреля 1913 года. Его составляли двадцать пять стихотворений Хлебникова, четырнадцать -Маяковского и тридцать одно - Бурлюков: шестнадцать - Давида, пятнадцать - Николая. Именно там впервые были опубликованы моментально ставшие скандально знаменитыми строчки Владимира Маяковского:

На чешуе жестяной рыбы
Прочёл я зовы вещих губ.
А вы ноктюрн сыграть могли бы
На флейтах водосточных труб?

В Библиохронике представлен экземпляр «Требника троих» с дарственной надписью Л.И. Жевержееву (1881-1942) за тремя подписями - Маяковского, Давида и Николая Бурлюков.

С.М. Алянский, организатор издательства «Алконост», вспоминал: «Левкий Иванович Жевержеев был владельцем парчовоткацкой фабрики, но в Петербурге он был известен гораздо больше как собиратель, коллекционер. Фабрикой своей Жевержеев совсем не интересовался; там дела шли по давно, должно быть, ещё его отцом заведённому порядку. Сам же он отдавал всё своё время и средства поискам и собиранию редких книг. Книги Жевержеев собирал преимущественно русские, и почётное место среди них занимали первые издания сочинений наших классиков. Большой раздел в шкафах занимала современная русская поэзия, произведения поэтов всех направлений и группировок: от символистов до крайних футуристов и ничевоков. Среди библиофилов собрание книг Жевержеева считалось одним из лучших в Петербурге. Кроме книг, Жевержеев собирал всё, что относилось к истории русского театра: эскизы декораций и костюмов, портреты знаменитых актёров прошлого в ролях и в жизни, рисунки, гравюры и литографии с изображением сцен из спектаклей. Была у Жевержеева ещё одна страсть - он любил собирать у себя деятелей литературы и искусства различных направлений. Кто только не бывал на «жевержеевских пятницах»! Там можно было встретить поэтов и художников, актёров и режиссёров, композиторов и искусствоведов. Там я впервые увидел Велимира Хлебникова, молодых художников Давида Штеренберга, Владимира Маяковского, который тогда выступал больше как художник, братьев Давида и Николая Бурлюков и других представителей искусства. Все они были люди молодые и шумные. Самым скромным и тихим на «пятницах» был сам застенчивый хозяин, которого никто из гостей не замечал. Он никогда не ввязывался в горячие споры, сидел где-нибудь, забившись в угол, и молча внимательно слушал возбуждённые, шумные речи, иногда только улыбнётся или нахмурится; он наслаждался атмосферой молодости».

Левкий Иванович возглавлял тогда «Союз молодёжи» - общество молодых литераторов и художников преимущественно «левого» направления. Постоянные посетители гостеприимной жевержеевской квартиры, Маяковский и братья Бурлюки регулярно выступали на литературных вечерах «Союза молодёжи», так что возможностей подарить просвещённому фабриканту свою только что вышедшую книгу у соавторов-футуристов имелось предостаточно.

После октября 1917 года дела Жевержеева пошатнулись, и он начал распродавать свою библиотеку. Его главными покупателями стали С.М. Алянский, открывший букинистическую лавку на Колокольной улице, и известный петербургский книжник Ф.Г. Шилов. Вероятно, у кого-то из них и приобрёл «Требник троих» с коллективной дарственной надписью известный художественный критик, один из теоретиков искусства авангарда, близкий знакомый всех участников сборника Николай Николаевич Пунин.

А Жевержеев, сумевший сохранить театральную часть своей коллекции, в конце 1918 года передал её Петроградскому театральному музею. Левкий Иванович состоял в этом музее помощником директора со дня его основания до конца жизни. Он скончался в 1942 году в блокадном Ленинграде.


Требник троих. Сборник стихов и рисунков. [В. Хлебников, В. Маяковский, Д.Н. Бурлюк.] Москва: Издание Г.Л. Кузьмина и С.Д. Долинского, 1913. 86, [2] с., 15 л. иллюстраций. Иллюстрации - литографии по рисункам В.В. Маяковского, Надежды Д. Бурлюк, В.Е. Татлина, Д.Д. и В.Д. Бурлюков. В издательской обложке. 21х17,5 см. В верхней части титульного л. дарственная надпись коричневыми чернилами: «Глубокоуважаемому Левкию Ивановичу [Жевержееву] Маяковский, Н. Бурлюк, Давид Д. Бурлюк». В нижней части титульного л. надпись чёрными чернилами: «Не зажиливайте. Куплено мною у букиниста в 1925 г. Н. Пунин». Описываемый экземпляр ранее входил в собрание Н.В. Казимировой (См.: Лившиц Б. Полутораглазый стрелец: Стихотворения, переводы, воспоминания. Л., 1989. С.665).

Предыдущая статья Герцогиня Кингстон и её пребывание в России (1913 год)
Следующая статья Кто что собирает (1916 год)
Печать
1977 Оценить статью:
Без рейтинга

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top