Search

Стихотворный человек

19 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Угреша (1905 год)

Угреша (1905 год)

Монастырь для православного народа, издревле ведомого властью духовной, - основа формиро­вания его культуры; это колыбель русского искусства и рукописной книжности Руси, имею­щая большое просветительное значение. Ещё А. С. Пушкин в своих «Исторических замеча­ниях» писал, что «мы обязаны монахам нашей историей». Один из таких монастырей, история которого буквально переплетена с историей России, - Николо-Угрешский, сегодня именуе­мый как Свято-Никольский Угрешский ставро-пигиальный мужской монастырь.

Великий князь Дмитрий Иванович Донской основал обитель в 1380 году, возвращаясь в Москву после победы, одержанной русским войском в Куликовской битве. Монастырь воз­ник на том самом месте, где случилось князю чудесное явление иконы Николая Чудотворца, ознаменовавшее предстоящую победу. «Сия вся угреша сердце мое!» («Это всё согрело сердце моё») - воскликнул тогда князь. С тех пор это место называется Угреша, а монастырь - Николо-Угрешским. Главной святыней храма стала счи­тающаяся чудотворной икона, явленная князю.

Подробные сведения о названии обители и её местонахождении даются в фундаментальном труде середины XIX века А. Ратшина, посвящен­ном описанию всех российских монастырей: «Николо-Угрешский монастырь расположен в 15 верстах от Москвы, на левом берегу Москвы-реки на урочище, издревле известном под име­нем Угреши, около коего протекает река, назы­ваемая также Угрешею». Сегодня территория, на которой расположен монастырь, именуется городом Дзержинском. Проехав 8 км от Москов­ской кольцевой автодороги, попадаешь в жемчу­жину Московской области: «местоположение монастыря, можно сказать, живописное: он красуется на небольшой площадке, окружённой скатами гор, невдалеке Москва-река, орошаю­щая обширные зеленеющие луга».

«В густой зелени тенистой рощи расросшагося сада виднеются церковь и строение села Острова (древней родовой вотчины великих московских князей)»: лежащие здесь сельские угодья были излюбленным местом охоты рус­ских царей. Изначально по дороге на охоту, а затем и по другим, отчасти внутренним причинам, цари часто жаловали обитель своими посещениями. Монастырь существовал силами царей и благотворителей, а в народе назывался «Государевым» или «Царским». «В Царствование царя Михаила Фёдоровича, Угрешских походов было 9; при царе Алексее Михайловиче - 13; Угрешская обитель пользовалась особым к себе расположением этих двух царей», они присут­ствовали на службах, молились вместе со всей братией монастыря.

Не раз подвергалась обитель «опустошениям, даже совершенному разорению, то от пожаров, то от набегов крымских татар, то от польских людей и русских изменников в смутное время отечества», но никогда обитель не переставала существовать. Менялись только постройки, раз­меры её территорий (расширившиеся посред­ством жалованной грамоты Ивана IV до 14 сел в четырех уездах) и число насельников, резко сократившееся в начале XVIII века, что было порождением политики ограничения царской власти, которая и повлекла конец периода рас­цвета обители. Случалось в эти смутные годы, что количество монахов «значительно нисподало и не поднималось даже до 10».

Во второй половине XIX века монастырь, подобно фениксу, «возрождается из пепла», выдающуюся роль в этом деле сыграл архиман­дрит Пимен: число братии в период его деятель­ности возросло как никогда прежде, а «напол­няющие Храм сей и обитель граждане-поселяне обыкли посещать Угрешу ради протяжённых подвигов покаяния и Молитвы, ради беседы со старцем-настоятелем». Изменилось и количе­ство материальных пожертвований, выделяе­мых на существование обители: «св. храмы и другая здания в ней красуются благолепием, а некоторыя и великолепием. При ней и на ея средства существуют учебное и благотвори­тельное заведения».

В советский период истории нашей Родины это светлое место снова находится в состоянии упадка. Церкви монастыря были тогда лишены куполов и крестов, на его территории организу­ется клуб, затем - заводской цех. Многих строе­ний монастыря это время также не сохранило: ворота, часовня Святителя Николая, кладбищен­ская часовня, где хранились останки архиман­дрита Пимена, и другие здания монастыря были снесены, колокольня частично разобрана во время войны во избежание наводки на Москву фашистской авиации. Но вновь к 90-м годам монастырь встаёт на путь возрождения; сегодня обитель - место массового паломничества пра­вославного народа, бережно хранящая одну из величайших православных святынь - частицу мощей Святого Николая Чудотворца.

«Историческое описание Николаевского-Угрешскаго монастыря», как и предполагает жанр, по­добно древнерусской летописи, по годам реги­стрирует всё, за исключением последней вехи существования чудесной обители: кто мона­стырь посетил, кто какую службу отслужил, что построили, многие значительные события: кон­чины настоятелей и радостные празднества, подробности всех его жестоких разрушений и история его возрождений.

Освещено значение обители для страны и из­менение её территорий в определённые времен­ные периоды. Эта история охватывает переме­щение в стенах и за стенами монастыря предме­тов религиозного культа, ему принадлежащих. В книге отдельно даны описания зданий и до­стопримечательностей ризницы монастыря (вклады конкретных лиц), приходящихся на год издания книги, а также чудес, свершившихся силами «чудотворной иконы Святителя Нико­лая», что на Угреше: это исцеления русских людей от горячки, золотухи и других недугов.

Тем не менее, несмотря на такую богатую событиями историю монастыря, Макарий - митрополит московский и коломенский, в своём обращении к «братии святой обители» в день празднования 500-летия обители (9 августа 1880 года: эта речь также приведена в книге) заме­чает, что мало сохранилось исторических све­дений о монастыре, а имена многих иноков, направлявших русский народ, так и останутся неизвестными.

 


Угреша: Историческое описание Николаевского-Угрешского общежительного монастыря. 8-е изд. Москва: Печатня А. И. Снегиревой, 1905. 96 с., с иллюстрациями. 7 торцовых гравюр на отдельных страницах. Издательская гравированная обложка. 22x15 см.

Предыдущая статья Очерки Кавказа (1904 год)
Следующая статья Разбор сведений о Торжке (1905 год)
Печать
1410 Оценить статью:
1.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top